Урок по предмету окружающий мир. Тема урока: "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Использование наглядных пособий на уроке»

Класс: 1

Ключевые слова: окружающий мир, вода


Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Методы ведения урока: деятельностный, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения:

  • учебник "Мир вокруг нас" А.А.Плешаков /1 класс/,
  • для опытов - стаканы, земля, остатки растений, песок, палочки, фильтры, воронки
  • 2 стакана с солёной и пресной водой, глобус, рисунок Муравьишки - Вопросика и Мудрой Черепахи, рисунки для составления схемы-модели, рисунок Злючки - Грязючки, 12 конвертов с текстом пословицы, рисунок микробов, смайлики
  • компьютер, мультимедиапроектор, электронное приложение к учебнику «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков /1 класс/, мультфильм «Над нами не каплет»

Дидактическая цель: Создать условия для активизации познавательной деятельности учащихсячерез использование цифровых образовательных ресурсов.

Предметные задачи урока:

  • иметь представление о том, откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит;
  • с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды;
  • раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.

Метапредметные задачи урока:

  • формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Личностные задачи урока:

  • воспитывать понимание важности бережного отношения к природе;
  • воспитывать умение сотрудничать.

Планируемые результаты

Дети учатся:

  • понимать и принимать учебную задачу;
  • прослеживать по схеме-модели путь воды;
  • обсуждать необходимость экономии воды;
  • выяснять опасность употребления загрязнён­ной воды;
  • проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Умения, характеризующие эти результаты:

  • принимать учебную задачу выполнять ее;
  • владеть информацией о том, как в дом приходит вода и куда она уходит;
  • следовать инструкции проведения опыта;
  • фиксировать результаты наблюдений в предложенной форме;

Ход урока

I. Оргмомент

/Хором/

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

- О чём это стихотворение? (о природе)

- А что такое природа? (Это то, что нас окружает)

- Как вы понимаете, что такое тайны, загадки природы?

- А чтобы разгадать все загадки природы, нужно быть каким? (наблюдательным, внимательным, любознательным)

II. Целеполагание и мотивация

- Сейчас проверим, какие вы внимательные. Отгадайте загадку.

Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
(вода)

- О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- Уточним тему урока. Откройте учебник на странице 60. Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка. (Прикрепляю героя - любопытного Муравьишку)(Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?)

- Что вы сами знаете по теме урока?

- Всё ли нам известно?

- Хотите узнать больше?

- (Прикрепляю героя - Мудрую Черепаху) Прочитайте, что Мудрая Черепаха предлагает нам узнать по теме урока и чему научиться. Вы согласны с ней?

-Итак, что мы будем делать на уроке?

III. Актуализация опорных знаний

- Посмотрите на глобус. (Показываю модель глобуса)

- Каким цветом на глобусе изображена вода? (Раскрутить)

- Какого цвета был сейчас глобус? (Голубым)

- Почему? (Воды на земле много)

- Да, вода занимает большую часть земного шара. Ребята, что вы знаете про воду? Какая она?

- Давайте попробуем воду на вкус. (2 ученика пробуют воду на вкус - солёную и пресную).

- Какой была вода в ваших стаканах? (Солёная, без вкуса).

- Где содержится солёная вода? (В морях и океанах).

- Откуда вы это знаете? (Отдыхали на море)

- А как называется вода, которая была во втором стакане? (Пресная)

- Как вы думаете, какая вода нужна человеку, растениям, животным? (Пресная)

- А знаете ли, ребята, как пресная вода в дом приходит?

IV. Первичное усвоение материала (блок первый)

- Давайте ответим на 1 задание Муравьишки . Проследим путь воды, которую мы используем дома по схеме-модели.

<Электронное приложение к учебнику «Мир вокруг нас», анимация.> Приложение 1.

V. Осознание и осмысление учебного материала (блок первый)

1. - Ещё раз проследим путь воды на экране.

- Покажите, откуда вода может попасть к нам в дом? (Из реки или из-под земли)

- Куда сначала поступает речная вода? (На станцию очистки)

- Покажите станцию очистки.

- Почему речная вода попадает на станцию очистки?

- Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. (Рисунок микробов) Целый зоопарк. Микробы опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают.

- Какая вода приходит в дом: грязная или чистая? (Чистая)

- Куда мы используем воду в доме?

- Какой станет использованная вода? (Грязной)

- Куда поступает использованная вода? (По канализации в очистные сооружения)

- Покажите путь использованной воды.

- Почему грязная вода проходит через очистительные сооружения?

- Куда потом поступает очищенная вода? (В реку)

- Покажите.

2. Работа в парах.

- А сейчас давайте проверим, как вы поняли, какой путь проходит вода от реки до вашей квартиры. Работать будете в парах.

- Возьмите конверт №1. Покажите путь воды от реки до вашей квартиры, расположив картинки в нужной последовательности.

Проверка знаний.

<Электронное приложение к учебнику «Мир вокруг нас» задание 2>. Приложение 2.

Прием «Ловушка». (На экране картинки расположены неверно)

- У кого так? Какая картинка у вас первая? (показывают у доски)

- Вторая? (показывают у доски)

- Третья? (показывают у доски) Учитель передвигает картинки

- Ваши действия оценит Мудрая Черепаха?(Выплывает Мудрая Черепаха и оценивает работу детей.)

3. - В ваш дом поступает очищенная вода, а вытекает использованная вода, т.е. … (грязная)

<Электронное приложением к учебнику «Мир вокруг нас» Задание №1.> Приложение 3

- Докажите почему вы выбрали иллюстрацию под №3? (На иллюстрации изображена станция очистки)

- Найдите на с. 61 учебника рисунок очистных сооружений. Они состоят из множества сложных и больших фильтров.

- Отложите учебники и объясните, почему не выбрали 1 и 2 картинки?

№1 поле - грязная вода погубит растения

№2 река - грязную воду в реку сливать нельзя, погибнут растения и животные водоёма.

Давайте сделаем вывод.Использованную, грязную воду нельзя сливать в … … потому что ней содержится много… опасных и вредных для здоровья человека веществ. Поэтому грязная вода должна пройти …. через очистительные сооружения

- На какой вопрос Мудрая Черепаха помогла нам найти ответ? (Проследить путь воды, которую мы используем дома.)

VI. Физминутка

Рыбки плавали, ныряли
В чистой голубой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в воде.

VII. Первичное усвоение материала (блок второй)

Опыты по очистке и загрязнению воды.

1. Злючка-Грязючка (рисунок)

Пока мы отдыхали, к нам пожаловала необычная героиня.Вкакой вода ей нравится жить? (В грязной)

- Это Злючка-Грязючка.

- Прочитайте послание по учебнику с. 61 вверху

- Подумайте, как нам защитить воду от Злючки-Грязючки?

- Давайте вспомним, что предлагала вам провести Мудрая Черепаха? (опыты)

2. Опыты по загрязнению и очистке воды

- Представьте, что мы учёные - исследователи и нам нужно провести опыты. Я буду вашим руководителем.

Нам предстоит провести опыты. Мы впервые будем пользоваться специальными оборудованием для опытов (показать и назвать). При работе с оборудованием будьте осторожны, стаканчики хрупкие, легко бьются. Поэтому проводить опыт в группе будет главный исследователь. Остальные должны наблюдать и делать выводы.

  • 1 ряд - 1 группа. Главный исследователь -… (Указать место работы №1.)
  • 2 ряд - 2 группа. Главный исследователь -… (Указать место работы №2.)
  • 3 ряд - 3 группа. Главный исследователь - …(Указать место работы №3.)

- Внимательно послушайте инструкцию проведения опыта.

Для 1 опыта берем воду. (Учитель показывает стакан с чистой водой).

- Какая вода должна быть в стаканчике сначала? (Чистая)

- Догадайтесь, что нужно делать дальше, чтобы вода была в таком состоянии. (Учитель показывает стакан с грязной водой) Выполните задание.

- Что вы пронаблюдали?

Вывод (Вода стала грязной)

  • 1 группа, чем вы загрязнили? (землёй)
  • 2 группа, чем вы загрязнили? (песком)
  • 3 группа, чем вы загрязнили? (остатками растений)

Итак, мы с вами увидели, что вода загрязняется по разному.

Продолжаем исследование и проведем 2 опыт

Эксперимент мы проведем,
Воду чистую найдем.

- Возьмите фильтр, поместите его в воронку, пропустите через нее воду.

- Посмотрите, что получилось.

Делаем вывод. Как мы очистили воду? (Воду можно очищать через фильтр)

- Спасибо за работу группам. Главные исследователи принесите на стол учителя стаканчики с водой.

- Сравним очищенную воду?

- У всех ли одинаково очистилась вода?

Чтобы вода снова стала чистой, она проходит через множество фильтров.

- Многие из вас с родителями бывают в походах. А представьте, что у вас закончилась питьевая вода? Как поступить?

- Можно ли пить такую воду?

- Что нужно сделать?

3. - Чему вы научились вместе с Муравьишком-Вопросиком? (Как проводить опыты и очищать воду)

VIII. Осознание и осмысление учебного материала (блок второй)

- Мы очистили небольшое количество воды. Город наш большой, чистой воды надо много, каким же образом очистить такое количество воды? (Строить очистные сооружения)

- Как мы можем сохранить воду чистой? (варианты ответов детей)

  • Не выливать и ничего не бросать в реку.
  • Не мыть машины на берегу.
  • На заводах и фабриках строить очистные сооружения.

IX. Первичное закрепление учебного материала

1. Посмотрите фрагмент мультфильма «Над нами не каплет» и подумайте, почему он так называется? (Приложение 4)

- Ребята, почему мультфильм называется «Над нами не каплет»? (Исчезла вся вода, растения и животные погибли)

- Как нужно относиться к воде?

(При умывании не включать сильно кран, чтобы не утекло много воды.

Закрывать хорошо кран после потребления воды.

Не оставлять открытым душ.)

2. Парная работа

- Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Возьмите конверт №2. Вам нужно составить пословицу из частей и озвучить. Кто составит, поднимают вместе руки вверх домиком. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан».

- Запомните эту пословицу и всегда выполняйте это правило.

X. Итог урока

- Ребята, наш урок подходит к концу. На какие вопросы Муравьишки мы смогли сегодня ответить? (Называют сами)

- Откуда в наш дом приходит вода?

- Куда загрязнённая вода уходит из нашего дома?

- Как мы смогли очистить загрязнённую воду?

- А давайте прочитаем, какой вывод по уроку сделала Мудрая Черепаха. (Читают по учебнику стр. 61 внизу)

- Сравните выводы. Что вы можете сказать.

- Мудрая Черепаха очень рада, что помогла вам найти ответы на вопросы.

Рефлексия по смайликам

- У вас в конвертах лежат смайлики. Оцените свою работу на уроке.

  • Если вы на все вопросы ответили правильно. Молодцы! (Жёлтый)
  • Если вы ответили не на все вопросы, допустили ошибки. Надо ещё поработать! (Зелёный)
  • Не ответили на вопросы. Придётся начать снова! (Красный)