Составление загадок-описаний с использованием метода «синквейн» (развитие связной речи в подготовительной группе)

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Цель:

  • Активизировать словарь по теме «Дикие и домашние животные»
  • Формировать умения понимать и употреблять слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, систематизировать их.
  • Формировать умение задавать вопросы к этим словам.
  • Учить составлять рассказ-описание с опорой на наглядность.
  • Формировать умение составлять предложение с предлогами.
  • Формировать умение понимать и выполнять словесную инструкцию.
  • Развивать пространственные представления
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
  • Развивать двигательную координацию.

Оборудование: мультимедийное оборудование, предметные картинки, модули для составления предложения, модули для составления «синквейна».

Ход занятия

Организационный момент

Логопед: Я предлагаю вам сегодня быть моими помощниками. Вы согласны?

Дети: - Да!

Логопед: На экране знакомая вам схема. Мы с ее помощью описываем предметы и составляем загадки. Давайте, мы расскажем нашим гостям, что это все обозначает и как с помощью этой схемы составлять рассказ.

Логопед: - Покрутите головой вокруг себя, что вы видите? (дети называют предметы, которые видят)

Логопед: - Как называются эти слова?

Дети: - Слова предметы.

Логопед:- Правильно. Предлагаю Вам поиграть, выходи ко мне.

Подвижная игра «Живое - неживое»

Логопед: - Слова предметы бывают живыми и неживыми. Живые предметы растут, питаются, самостоятельно двигаются. Назовите живые предметы.

Дети: - Кошка, собака, человек и т.д.

Логопед: - Про живые предметы мы как можем спросить?

Дети: - «Кто это?»

Логопед: - А про неживые мы спрашиваем?

Дети: - «Что это?»

Логопед: - Назовите неживые предметы?

Дети: - Машина, шкаф и т.д.

Логопед: - Я сейчас проверю, как вы все запомнили, если услышите название живого предмета - идите, если неживого - замрите.

(Собака, шкаф, корова, стул, человек, ребенок, машина, крокодил, поварешка, слон)

На экране появляется Винни-Пух со своей песней.

Игра «Одна загадка - сто отгадок»

Логопед: - Винни-Пух очень любит придумывать новые слова «Кричалка, вопилка, сопилка». Вот и сегодня он просит вас отгадать придуманные им слова. Попробуем?

Дети: - Да.

Логопед: - Помогите мне понять, что может обозначать слово «светилка»?

- Да, правильно, то, что может светить.

Логопед: - Какие предметы могут подходить под слово «светилка»?

Дети: - Солнце, свеча, фонарь, окно, сотовый телефон и т.д.

Логопед: - Что может обозначать слово «хранилка»?

Логопед: - Какие предметы могут подходить под слово «Хранилка»?

Дети: - Шкаф, сундук, карман, мешок, сейф и т.д.

Игра проводится со словами «возилка», «варилка».

Логопед: - Окружающие нас предметы могут совершать разные действия.

Игра «Назови действие»

(презентация с анимарованными действиями, дети повторяют движения и называют действие)

Логопед: - Что делает зайчик? Что делает птица? И т.д.

Логопед: - Вспомните какие вопросы я задавала?

Дети: - Что делает?

Упражнение «Что делает?» (с помощью макетов домашних животных)

Логопед: - Назовите, что делает поросёнок?

Дети: - Ест, хрюкает, спит и т.д.

Логопед: - Назовите, что делает кошка?

Упражнение «Слова - признаки»

Логопед: - Предмет мы можем увидеть, услышать, понюхать, попробовать на вкус. И когда мы видим предметы, мы можем сказать какой он по размеру, по форме, по цвету.

(Отработка слов-признаков, по домашним животным с использованием схем синквейн).

Логопед: - Какая собака? Какая корова?

Дети подбирают слова-признаки к домашним животным.

Упражнение «Маленькие слова»

Логопед: - Мы сегодня вспомнили с вами разные слова, но есть еще одна группа слов. Их называют «маленькие-слова», или предлоги. Но хоть они и «маленькие», но очень важные, без них мы не поймем, о чем идет речь.

Логопед: - Какие Вы знаете предлоги?

Дети: - В, на, под, между, над и т.д.

(рассматриваем с детьми схему предлогов)

Логопед: - Предлагаю поиграть. Я буду называть предложение, а вы выполняйте.

Логопед: - Положите руки НА колени, положите руки ПОД колени, спрячьте руки ЗА спину, положите руки НА голову, ЗА голову.

(дети выполняют инструкцию)

Логопед: - А сейчас положите руки … колени. Я не произнесла «маленькое слово», и вы не знаете, что вам нужно было сделать.

Составление предложений из кубов

Логопед: - Кролик сидит в клетке. Это предложение для первой команды.

- Грибы лежат в корзине. Это предложение для второй команды.

Физминутка

Составление схемы синквейн из кубов (динамическая игра)

Дети расставляют кубики по образцу.

Загадывание загадок по синквейн

Дети предварительно описали предметы по методу синквейн, на экране появляется записанная с их слов загадка, после отгадывания появляется отгадка.

Игра «Кто Я? Что Я?»

(дети по схеме описывают предмет, а водящий его отгадывает)

Итог занятия

Логопед: - Как бы вы оценили свою работу на занятие? Хорошо, или отлично!

Дети: - Отлично!

Логопед: - Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Хорошего вам продолжения дня!