Цель: Создать атмосферу доверия в зарождающемся ученическом коллективе.
Оборудование: мяч, лист бумаги, шаблон облака слов, колодец желаний (возможно рисунок на доске)
Добрый день, уже мои родные десятиклассники!
Поздравляю вас с началом нового учебного года. Этот год, несомненно, даст каждому из вас возможность приобрести новые знания, организовать приятные встречи, провести незабываемые уроки, сотворить яркие открытия, набраться эмоций от увлекательных поездок и состязаний, …но все это у вас впереди.
Давайте немного повернем машину времени назад и вспомним, с чего начинался путь в 10 класс.
Прошла эмоционально напряженная пора экзаменов, далее не менее тревожный период ожидания результатов итоговых испытаний, потом радостный, а возможно для кого-то грустный день вручения первого аттестата об образовании. Далее снова волнительные минуты ожидания и беседы с членами комиссии по допуску в 10 класс. Скажу честно, не у всех данная встреча была ровно, были и те, кому отказали по объективным причинам. Тем не менее, каждый из вас прошел все эти испытания. Вы постарались, приложили все усилия, чтобы заслужить место в 10 классе нашей школы. Это почетно и говорит только о том, что у вас есть ЦЕЛЬ.
«Цель без плана - это просто мечта» (Антуан де Сент-Экзюпери). Наша жизнь должна иметь конкретную и ясную цель, и мы должны двигаться к этой цели уверенно.
Хотите узнать, какую цель поставила перед собой я, начиная наш сегодняшний разговор?
- Создать атмосферу доверия в нашем зарождающемся новом классном коллективе.
С чего начинается доверие?
- Для меня доверие - это, прежде всего, показатель готовности к взаимодействию, обмену конфиденциальной информацией, соблюдением оговоренных правил…. Считаю, что доверие должно начинаться с общения.
Доверие и вера - это одно и то же? Если нет, то в чем разница?
-
Мне интересно было услышать вашу точку зрения. Да, есть казалось бы похожие по созвучию слова: вера, доверие, уверенность, достоверность… На уроках обществознания вы обязательно разберетесь с этими понятиями детально но а пока….
Давайте поиграем в игру «Верю - неверю», а заодно вы узнаете несколько 7 фактов обо мне (учитель комментирует ответы).
- Верите ли вы, что я коренная серпуховичка?
- Верите ли вы в то, что я с отличием закончила школу?
- Верите ли вы, что я воспитывалась в семье педагогов?
- Верите ли вы, что я с детства мечтала быть учителем?
- Верите ли вы в то, что я официально начала свою педагогическую деятельность в 15 лет?
- Верите ли вы, что мое любимое хобби вязать крючком?
- Верите ли вы, что вы мой первый 10 класс, в котором я работаю классным руководителем?
Игра с мячом «Откровенные признания»
Чтобы лучше узнать нам друг друга предлагаю вам поиграть в игру. Тот, кому достается мяч отвечает на вопрос (Вопросы могут лежать в шкатулке. Их можно доставать и озвучивать). После простых вопросов идут более глубокие и содержательные.
Примеры вопросов:
- Если бы вы были цветом, то каким?
- Если бы вы были напитком, то каким?
- Если бы вы били книгой, то какой?
- Если бы вы были временем года, то каким?
- Если бы вы были блюдом, то каким?
- Если бы вы были фильмом, то каким?
- Если бы вы были видом спорта, то каким?
- Если бы вы были телепередачей, то какой?
- Если бы вы были цветком, то каким?
- Какие слова Вы предпочитаете говорить себе утром перед зеркалом?
- В какое время Вы просыпались утром на каникулах?
- Ваши самые предпочитаемые предметы в школе?
- 10 класс. Что вы от него ждете? (спросить у нескольких человек)
Лично я надеюсь, что эти два года обучения в старшей школе останутся в вашей памяти как яркое незабываемое событие. Жду, что мы все с вами подружимся и станем одной большой семьей….
Что надо сделать, чтобы все ваши надежды от учебы в старшей школе оправдались? (спросить у нескольких человек)
Лично я отвечу на этот вопрос словами Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти».
Слушая ответы на крайние вопросы, могу подвести итог
- у всех у вас одна цель на 10 класс |
- цель у всех разная на 10 класс |
Идти одной целенаправленной дорогой вместе легче. Но помните, что каждый из вас имеет свои горизонты возможностей, каждый индивидуален и движение у каждого, несмотря на одну дорогу, свои. |
Каждый из вас индивидуален, каждый имеет свои горизонты возможностей, которые он видит перед собой. Каждый вправе решать, что для него ценно, а что второстепенно. |
Предлагаю вам стать участником небольшого эксперимента.
Перед вами лист бумаги. Возьмите ручку и в центре листа поставьте точку. Теперь проведите окружность, где эта точка станет центром окружности. В правом углу изобразите треугольник, в левом углу - квадрат. Внизу, под центром круга нарисуйте прямоугольник, теперь перечеркните его.
Давайте посмотрим на рисунки друг друга.
Почему рисунки не похожи, ведь у всех были одни и те же инструкции?
- Ребята, все мы разные, каждый человек индивидуален от природы. Каждый из вас по-своему уникален и неповторим.
Придя в 10 класс, вы теперь стали учениками старшей школы. А старшая школа - это не только про знания, но и про развитие так называемых мягких навыков: тайм-менеджмента, коммуникабельности, критического мышления, анализа информации и других. Старшая школа это и новый опыт общения, и приобретение навыка самостоятельности, например при выборе предметов ЕГЭ.
Уверена, каждый из вас найдет своё призвание и место в жизни. Какой бы сложный выбор перед вами не стоял - всегда найдется решение. Главное быть нацеленным на результат.
Любое желание, которое вы хотите достигнуть в будущем, должно быть сформулировано конкретно. В научной литературе можно встретить много вариантов постановки четкой цели. Возможно самый популярный принцип Джорджа Т. Дорана, который называется SMART.
SMART - это комбинация первых букв пяти английских слов, которые характеризуют правильную цель:
- Specific - конкретная;
- Measurable - измеримая;
- Achievable - достижимая;
- Relevant - релевантная (цель, которая повлияет на вас или на результат положительно);
Time-bound - ограниченная во времени.
Сейчас я вам предлагаю сформулировать свою конкретную, измеримую, достижимую цель на период обучения в 10 классе и написать ее на «облаке слов».
Ребятам выдается шаблон «облака слов», где все они пишут свои цели на 10 класс
И расскажу вам одну притчу (на фоне музыки)
Жил-был мудрый учитель. И были у него ученики. Настал такой период, когда ученики стали лениться, на полпути бросали важные задания, отказывались упорно оттачивать свое мастерство.
Одним утром учитель их собрал. Он начал их отчитывать за лень и недальновидность. Ученики молчали, и учитель понимал, что его слова не проникают в их сердце.
Тогда мастер сделал по-другому. Решил устроить для них запоминающийся урок. Он собрал учеников и повел на окраину города.
- Куда мы идем, учитель? - удивленно его спрашивали ученики
- Сейчас все сами увидите, - отвечал он
Учитель привел их к дому молодого фермера. Фермер этот решил копать колодец. Он уже несколько дней бился над этой задачей, но ничего не получалось.
- Смотрите внимательно - что он делает, - сказал мастер ученикам.
Ученики присмотрелись.
Фермер подходил к участку земли и начинал копать. Пять, десять, пятнадцать раз махнул лопатой. Воды не появлялось. Он бросал лопату и уходил горевать. Потом приходил, брал эту лопату и начинал копать в другом месте. Но там было все то же самое.
В итоге на его участке вместо колодца было много маленьких ямок.
Ученики смотрели на этого фермера и смеялись над его тактикой.
- Думаю, вы поймете этот урок. Человек бесполезно растрачивает свою энергию. Если бы он направил все свои усилия на то, чтобы копать один колодец, то давно уже у него был бы этот колодец. И он набирал бы из него воду.
Для хорошего результата далеко не всегда достаточно просто пару раз махнуть лопатой. Нужно упорство, нужны силы и терпение. Важно сфокусироваться на копании своего колодца.
Я надеюсь, что все те цели, которые вы написали - это не пустые слова. Пусть все задуманное у вас получится. А чтобы они точно исполнилось, предлагаю вам оставить их у «колодца желаний».
Ребята, размещая слова на «колодец желаний», взамен получают открытку с пожеланиями для каждого ученика.
Далее делается общее фото на память. Занятие заканчивается дружеским объятием.