Классный час: «Первый раз в 10-м классе или твои горизонты возможностей»

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Классный час «Поговорим о главном»

Класс: 10

Ключевые слова: День знаний


Цель: Создать атмосферу доверия в зарождающемся ученическом коллективе.

Оборудование: мяч, лист бумаги, шаблон облака слов, колодец желаний (возможно рисунок на доске)

Добрый день, уже мои родные десятиклассники!

Поздравляю вас с началом нового учебного года. Этот год, несомненно, даст каждому из вас возможность приобрести новые знания, организовать приятные встречи, провести незабываемые уроки, сотворить яркие открытия, набраться эмоций от увлекательных поездок и состязаний, …но все это у вас впереди.

Давайте немного повернем машину времени назад и вспомним, с чего начинался путь в 10 класс.

Прошла эмоционально напряженная пора экзаменов, далее не менее тревожный период ожидания результатов итоговых испытаний, потом радостный, а возможно для кого-то грустный день вручения первого аттестата об образовании. Далее снова волнительные минуты ожидания и беседы с членами комиссии по допуску в 10 класс. Скажу честно, не у всех данная встреча была ровно, были и те, кому отказали по объективным причинам. Тем не менее, каждый из вас прошел все эти испытания. Вы постарались, приложили все усилия, чтобы заслужить место в 10 классе нашей школы. Это почетно и говорит только о том, что у вас есть ЦЕЛЬ.

«Цель без плана - это просто мечта» (Антуан де Сент-Экзюпери). Наша жизнь должна иметь конкретную и ясную цель, и мы должны двигаться к этой цели уверенно.

Хотите узнать, какую цель поставила перед собой я, начиная наш сегодняшний разговор?

  • Создать атмосферу доверия в нашем зарождающемся новом классном коллективе.

С чего начинается доверие?

  • Для меня доверие - это, прежде всего, показатель готовности к взаимодействию, обмену конфиденциальной информацией, соблюдением оговоренных правил…. Считаю, что доверие должно начинаться с общения.

Доверие и вера - это одно и то же? Если нет, то в чем разница?

  • Мне интересно было услышать вашу точку зрения. Да, есть казалось бы похожие по созвучию слова: вера, доверие, уверенность, достоверность… На уроках обществознания вы обязательно разберетесь с этими понятиями детально но а пока….
    Давайте поиграем в игру «Верю - неверю», а заодно вы узнаете несколько 7 фактов обо мне (учитель комментирует ответы).
  1. Верите ли вы, что я коренная серпуховичка?
  2. Верите ли вы в то, что я с отличием закончила школу?
  3. Верите ли вы, что я воспитывалась в семье педагогов?
  4. Верите ли вы, что я с детства мечтала быть учителем?
  5. Верите ли вы в то, что я официально начала свою педагогическую деятельность в 15 лет?
  6. Верите ли вы, что мое любимое хобби вязать крючком?
  7. Верите ли вы, что вы мой первый 10 класс, в котором я работаю классным руководителем?

Игра с мячом «Откровенные признания»

Чтобы лучше узнать нам друг друга предлагаю вам поиграть в игру. Тот, кому достается мяч отвечает на вопрос (Вопросы могут лежать в шкатулке. Их можно доставать и озвучивать). После простых вопросов идут более глубокие и содержательные.

Примеры вопросов:

  1. Если бы вы были цветом, то каким?
  2. Если бы вы были напитком, то каким?
  3. Если бы вы били книгой, то какой?
  4. Если бы вы были временем года, то каким?
  5. Если бы вы были блюдом, то каким?
  6. Если бы вы были фильмом, то каким?
  7. Если бы вы были видом спорта, то каким?
  8. Если бы вы были телепередачей, то какой?
  9. Если бы вы были цветком, то каким?
  10. Какие слова Вы предпочитаете говорить себе утром перед зеркалом?
  11. В какое время Вы просыпались утром на каникулах?
  12. Ваши самые предпочитаемые предметы в школе?
  13. 10 класс. Что вы от него ждете? (спросить у нескольких человек)

Лично я надеюсь, что эти два года обучения в старшей школе останутся в вашей памяти как яркое незабываемое событие. Жду, что мы все с вами подружимся и станем одной большой семьей….

Что надо сделать, чтобы все ваши надежды от учебы в старшей школе оправдались? (спросить у нескольких человек)

Лично я отвечу на этот вопрос словами Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти».

Слушая ответы на крайние вопросы, могу подвести итог

- у всех у вас одна цель на 10 класс

- цель у всех разная на 10 класс

Идти одной целенаправленной дорогой вместе легче. Но помните, что каждый из вас имеет свои горизонты возможностей, каждый индивидуален и движение у каждого, несмотря на одну дорогу, свои.

Каждый из вас индивидуален, каждый имеет свои горизонты возможностей, которые он видит перед собой. Каждый вправе решать, что для него ценно, а что второстепенно.

Предлагаю вам стать участником небольшого эксперимента.

Перед вами лист бумаги. Возьмите ручку и в центре листа поставьте точку. Теперь проведите окружность, где эта точка станет центром окружности. В правом углу изобразите треугольник, в левом углу - квадрат. Внизу, под центром круга нарисуйте прямоугольник, теперь перечеркните его.

Давайте посмотрим на рисунки друг друга.

Почему рисунки не похожи, ведь у всех были одни и те же инструкции?

  • Ребята, все мы разные, каждый человек индивидуален от природы. Каждый из вас по-своему уникален и неповторим.

Придя в 10 класс, вы теперь стали учениками старшей школы. А старшая школа - это не только про знания, но и про развитие так называемых мягких навыков: тайм-менеджмента, коммуникабельности, критического мышления, анализа информации и других. Старшая школа это и новый опыт общения, и приобретение навыка самостоятельности, например при выборе предметов ЕГЭ.

Уверена, каждый из вас найдет своё призвание и место в жизни. Какой бы сложный выбор перед вами не стоял - всегда найдется решение. Главное быть нацеленным на результат.

Любое желание, которое вы хотите достигнуть в будущем, должно быть сформулировано конкретно. В научной литературе можно встретить много вариантов постановки четкой цели. Возможно самый популярный принцип Джорджа Т. Дорана, который называется SMART.

SMART - это комбинация первых букв пяти английских слов, которые характеризуют правильную цель:

  • Specific - конкретная;
  • Measurable - измеримая;
  • Achievable - достижимая;
  • Relevant - релевантная (цель, которая повлияет на вас или на результат положительно);
    Time-bound - ограниченная во времени.

Сейчас я вам предлагаю сформулировать свою конкретную, измеримую, достижимую цель на период обучения в 10 классе и написать ее на «облаке слов».

Ребятам выдается шаблон «облака слов», где все они пишут свои цели на 10 класс

И расскажу вам одну притчу (на фоне музыки)

Жил-был мудрый учитель. И были у него ученики. Настал такой период, когда ученики стали лениться, на полпути бросали важные задания, отказывались упорно оттачивать свое мастерство.

Одним утром учитель их собрал. Он начал их отчитывать за лень и недальновидность. Ученики молчали, и учитель понимал, что его слова не проникают в их сердце.

Тогда мастер сделал по-другому. Решил устроить для них запоминающийся урок. Он собрал учеников и повел на окраину города.

- Куда мы идем, учитель? - удивленно его спрашивали ученики

- Сейчас все сами увидите, - отвечал он

Учитель привел их к дому молодого фермера. Фермер этот решил копать колодец. Он уже несколько дней бился над этой задачей, но ничего не получалось.

- Смотрите внимательно - что он делает, - сказал мастер ученикам.

Ученики присмотрелись.

Фермер подходил к участку земли и начинал копать. Пять, десять, пятнадцать раз махнул лопатой. Воды не появлялось. Он бросал лопату и уходил горевать. Потом приходил, брал эту лопату и начинал копать в другом месте. Но там было все то же самое.

В итоге на его участке вместо колодца было много маленьких ямок.

Ученики смотрели на этого фермера и смеялись над его тактикой.

- Думаю, вы поймете этот урок. Человек бесполезно растрачивает свою энергию. Если бы он направил все свои усилия на то, чтобы копать один колодец, то давно уже у него был бы этот колодец. И он набирал бы из него воду.

Для хорошего результата далеко не всегда достаточно просто пару раз махнуть лопатой. Нужно упорство, нужны силы и терпение. Важно сфокусироваться на копании своего колодца.

Я надеюсь, что все те цели, которые вы написали - это не пустые слова. Пусть все задуманное у вас получится. А чтобы они точно исполнилось, предлагаю вам оставить их у «колодца желаний».

Ребята, размещая слова на «колодец желаний», взамен получают открытку с пожеланиями для каждого ученика.

Далее делается общее фото на память. Занятие заканчивается дружеским объятием.