Применение наглядных пособий на уроках хакасского языка и литературы

Разделы: Конкурс «Использование наглядных пособий на уроке»


В условиях реализации ФГОС нового поколения перед учителями стоит важная задача, организация учебного процесса на новых требованиях. Согласно ФГОС, современный урок должен соответствовать следующим принципам, который способствует активизации познавательной деятельности учащихся: работа в группах или в парах, дидактические игры, мозговые штурмы, дискуссии, при этом опираясь на наглядные пособия, технологические и электронные ресурсы.

С давних пор и по сей день невозможно представить урок без наглядных материалов. Например, урок истории и географии без использования карт, на уроке химии без периодической системы химических элементов. Преимуществом при использовании наглядных пособий является сокращение времени и у учащихся долго остаются в памяти изученный материал, в то время как слова быстро забываются.

Применение наглядных пособий для обучения в учебной деятельности начальной школы подтверждается также нормативно-правовых документах: законе «Об образовании РФ» ФГОС НОО, конвенция правах ребёнка. Наглядные пособия - это один из действенных форм обучения, при которых развивается пространственное мышление. Следует допустить, что при изучении хакасского языка, наглядные пособия будут занимать центральное положение, так как имеет свои особенности.

Хакасский язык - это язык с тысячелетней историей, традициями и обычаями, которое передаётся из поколения в поколение. Это неразрывная связь с нашими предками, даёт понять, кто мы есть, поэтому сохранение нашего наследия один из важнейших задач. В свою очередь, перед собой ставлю три основные задачи: совершенствовать речевую деятельность, применение на уроке новых технологий и привить навыки самостоятельной работы.

Цель наглядного пособия - создание благоприятного условия для лучшего усвоения детьми учебного материала, совершенствование речевой активности, формировать навыки правильного произношения звуков хакасского языка, усвоить значения слов. При применении наглядных пособий стоит учесть, уровень речевого развития и степень понимания хакасской речи.

Более углубленно данный вопрос был рассмотрен чешским педагогом Яном Амосом Каменским в работе «Золотое правило дидактики». Он считал, что наглядность является главным из всех принципом обучения, которое применяется в процессе обучения.

Выделяют следующие виды наглядных учебных пособий:

  • электронные (презентации, электронные книги, интерактивные игры);
  • звукотехнические (аудиозаписи, видео и фильмы);
  • печатные (таблицы, плакаты, стенды, портреты, раздаточные и дидактические карточки);
  • объёмные (макеты, модели, натуральные предметы и их имитации).

На уроке, мною были применены следующие наглядные пособия:

- Объёмные. Образцы объёмных фигур домашних и диких животных и птиц, позволило закрепить тему: «Ибдегi мал-хустар» (домашние животные и птицы), в данном была использована игровая технология «Хайхастығ хапчых» (волшебный мешочек). Идея игры заключается в следующем, макеты животных помещались в мешочек, после чего, ученики по очереди вытаскивали и называли животное на хакасском языке. Также на уроке применяю другую игровую технику «Чохыр ағас» (пёстрая палочка). Палочка с 10-тью гранями, на каждой грани которой, наносятся метки от 1 до 10. Каждый начинает бросать «чохыр ағас», предварительно назвав число, которое он бы хотел получить. В случае точного угадывания он объявляется победителем, в случае неудачи - вновь ждёт своей очереди. Данную технику применяла для закрепления темы «Саннар» (числа).

Применение объёмных фигур позволило закрепить тему, ученикам было интересно рассматривать привычные для них игрушки, под другим углом. При частом применении этой игры, быстро теряют интерес, чего не скажешь про игровую технику «Чохыр ағас», поскольку создаётся соревновательная атмосфера.

- Печатные. В начальных классах для изучения хакасских букв, был применён алфавит хакасского языка (плакат). Н уроках ученикам нравится работать с таблицами, для его заполнения нужно поработать со словарём. Игра в лото с изучением предметов быта, частей тела, названием домашних и диких животных помогают расширить свои речевые навыки. В 8 и 9 классах для развития речи, применяла местную газету «Хакас чирi».

Оформление кабинета также помогает заинтересовать и настроить на работу по предмету хакасский язык. На центральной части стены изображена юрта, над которым восходит солнце, рядом с юртой женщина с ручной мельницей (теербен), с права от неё играют дети в национальную игру «хазых», слева от ней стоит лошадь, привязанная к коновязи (сарчын). На другой стене изображён процесс кормления огня, рядом собрались девушки, чтобы понаблюдать за этим процессом, подал от них шаман, проводивший свой обряд.

Больше всего из всех перечисленных печатных изданий детям нравится работать со словарём, таблицами и анаграммами, особенно если эта парная или групповая работа. Что касается оформления кабинета, у учащихся появляется интерес к хакасскому языку и создаётся рабочая атмосфера

- Электронные. Для обучения применялись презентации, с использованием игры «Своя игра», ребусы и загадки. Работа с электронными ресурсами по созданию игр, такими как wordwoll и e-learning, это позволяет детям играть не только на уроке, но и дома. Также с помощью этих приложений можно создавать рабочие листы.

Электронные ресурсы помогают изучить и закрепить тему, разнообразить с помощью игр.

- Звукотехнические. В этом наглядном пособии применялись видео с хакасскими мультфильмами и отрывками из фильма.

Таким образом, использование наглядных пособий должно быть в той мере, в какой учащиеся будут способны усвоить все знания умения и навыки по изучению хакасского языка.

Использование электронных ресурсов

  1. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28416713_62412698.pdf
  2. https://wordwall.net/ru/resource/66345428/названия-домашних-животных-на-хакасском-языке;
  3. https://wordwall.net/ru/resource/66277645/грамотность/присоединение-аффиксов-множественного-числа-лар;
  4. https://wordwall.net/ru/resource/66278370/установи-порядок-предложений
  5. https://nsportal.ru/user/277626/page/hakasskie-narodnye-igry
  6. https://makarenko_museum.narod.ru/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_izbr.htm