Интегрированный урок по математике и литературному чтению. Урок-путешествие по книге К.И.Чуковского «Телефон». Закрепление пройденного по теме «Числа от 1 до 10». 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: числа от 1 до 10, К.И.Чуковский, Числа 1-10, К.И.Чуковский «Телефон»


Общая тема: «У меня зазвонил телефон…»

Тема урока литературного чтения: К.Чуковский «Телефон».

Тема урока математики: Закрепление пройденного «Числа от 1 до 10».

Цели урока: закрепить полученные ранее знания устного и письменного счёта, умения решать задачи в пределах первого десятка.

Задачи образовательные:

  • Закрепить и обобщить изученные приёмы сложения и вычитания чисел первого десятка.
  • Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи изученных типов, умение чертить отрезки.

Задачи развивающие:

  • Развивать навык быстрого, правильного счёта.
  • Развивать умение искать связи между событиями, учить анализировать.
  • Развивать воображение, мышление (а также новый уровень мышления - интегрированный), память.
  • Развивать интеллектуальные качества детей, математическую речь, внимание.

Задачи воспитательные:

  • Воспитывать любознательность, активность, трудолюбие.
  • Воспитывать аккуратность при выполнении письменных работ, точность, самостоятельность, самоконтроль.
  • Создать эмоциональный и психологический климат в классе для восприятия учебного материала.

Личностные УУД:

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать;
  • использовать в речи терминов: «средства связи», «средства информации»;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать текст;
  • учиться работать в паре, группе;

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Ход урока

1. Организационный момент

- Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Только тот, кто много знает,
В жизни что-то достигает. (Слайд №1)

2. Определение темы. Целеполагание

- Сегодня урок математики необычный. Перед вами книга Корнея Ивановича Чуковского и называется она … (Телефон)

- Правильно. Сегодня мы отправимся в путешествие по этой замечательной книжке.

- А не ошиблись ли мы? При чём тут математика? (Затрудняются с ответом)

- Так давайте же откроем книжку и узнаем, в чём тут дело…

3. Устный счёт

1. Задачи для устного счёта.

(Слайд № 2)

(Звенит звонок).

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
- А много ли прислать?
- Да пудов этак пять
Или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня еще маленький!

(стихи читает учитель, но можно читать и хором, вместе с детьми, а также спрашивать желающих читать индивидуально, так как многие знают эти стихи наизусть)

2. Решение задачи № 1.

- Слонёнку прислали 6 пудов шоколада. Он съел 2 пуда.

Сколько пудов шоколада осталось у слонёнка?

Прислали - 6 пудов
Съел - 2 пуда
Осталось - ? пудов

(6-2=4 Ответ: 4 пуда шоколада осталось у слоненка.)

- Составьте задачу № 2 по таблице и решите её.

Было - 4 шок.
Подарили - 6 шок.
Стало - ? шок.

(У слонёнка было 4 шоколадки. Ему подарили ещё 6 шоколадок. Сколько шоколадок стало у слонёнка?)

* + 6= 10 - шоколадок стало у слонёнка)

3. Работа с сигнальными карточками.

(Слайд № 3)

А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.

- Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
- Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждем, не дождемся,
Когда же ты снова пришлешь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!

- Ребята, ответьте на вопросы Крокодила и покажите ответы.

- У Тотоши 2 пары калош. Покажите, это сколько калош?

- У папы Тотоши всего 7 калош. Покажите число на 2 больше, чем 7.

- Покажите число, которое следует при счёте за числом 6.

- Покажите число, которое на 2 больше, чем 5.

- Покажите предшествующее число числу 3.

- 4 увеличить на 3.

- 9 уменьшить на 2.

- Первое слагаемое 5, второе слагаемое 3. Чему равна сумма?

- Какое число надо вычесть из 6, чтобы получилось 3? …

4. Литературное чтение. Работа с книгой. Зайчата.

(Слайд № 4)

А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?

5. Минутка чистописания.

- А вы откройте тетрадки.

- Запишите сегодняшнее число. (Классная работа.)

- На первой строчке пишем цифру 3.

- На второй - вам нужно найти закономерность и логически продолжить ряд: 20, 17, 14, … (Проверка)

- На третьей строчке рисуем зайчиков по образцу.

6. Литературное чтение. Работа с книгой. Мартышки.

(Слайд №5)

А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!

7. Математика. Работа по учебнику.

- Прочитайте задание №1. «Рассмотри картинку. Составь и реши задачу, в которой спрашивается, сколько всего книг взяли с полки.»

Дети устно составляют задачи. Устно решают их.

- Прочитайте задачу № 2.

«На полке было 8 книг. С полки взяли 3 книги. Сколько книг осталось».

Дети коллективно составляют краткую запись. Решение выполняют письменно, самостоятельно. У доски будут работать 3 человека.

Проверка.

8. Литературное чтение. Работа с книгой. Медведь.

(Слайд № 6)

А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
- Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только "му" да "му",
А к чему, почему -
Не пойму!

- Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
- Повесьте, пожалуйста, трубку!

9. Физминутка. Медведь.

Мишка по лесу гулял, (ходьба)
И детишек он искал. (взмахи руками)
Долго-долго он искал, (рука у лба)
Сел на травку, задремал. (присели, закрыли глаза)
Стали деточки плясать, (встали, поплясали)
Стали ножками стучать: (топают)
- Миша, Мишенька, вставай,
И ребяток догоняй! (побегали на месте, сели)

10. Литературное чтение. Работа с книгой..Цапли.

(Слайд № 7)

А потом позвонили цапли:
- Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!

11. Математика. Решение выражений на сравнение.

Задание: - Помогите цаплям этими каплями. Кто правильно посчитает, правильно поставит знак, тот помог цаплям.

Дети записывают выражения. У доски по одному человеку.

12. Литературное чтение. Работа с книгой. Газели.

(Слайд № 8)

А недавно две газели
Позвонили и запели:
- Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?
- Ах, в уме ли вы, газели?
Не сгорели карусели,
И качели уцелели!
Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
Прискакали бы и сели
На качели-карусели!
Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
- Неужели
В самом деле
Все качели
Погорели?
Что за глупые газели!

13. Игра «Тут что-то не так».

Учитель говорит текст

Дети

- Звоним это мы по граммофону…

- Ну, хорошо, по телефону.

Ребята встают.

Здесь дети топают, исправляют ошибку:
- Нет, это не так… По телефону.

- И как вчера поутру Какаду…

Опять топают, исправляют ошибку:
- Нет, это не так… Кенгуру.

- Ну, хорошо, Кенгуру. - Не это ли квартира
Российского сыра.

Опять топают, исправляют ошибку:
- Нет, это не так… Мойдодыра

- Ну, хорошо, Мойдодыра. - А что это за зверь такой? Мойдодыр? Я лично считаю, это …

Топают. - Это не зверь. Это умывальник.

- Понятно. Все зверята в лесу имеют такой умывальник.

Топают. - Нет, не зверята, а ребята.

- Правильно. Ведь все вы используете его прямо на уроке

Топают. - Нет. Утром… Перед едой обязательно надо мыть руки… и т.д.

- Молодцы! Давайте же продолжим наше путешествие по книжке К.И.Чуковского «Мойдодыр».

- Правильно.

Топают. - Нет. Мы продолжим наше путешествие по книжке К.И.Чуковского «Телефон».

14. Литературное чтение. Бегемот.

Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть...
Но только я лег -
Звонок!
- Кто говорит?
- Носорог.
- Что такое?
- Беда! Беда!
Бегите скорее сюда!
- В чем дело?
- Спасите!
- Кого?
- Бегемота!
Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!!

- Ладно! Бегу! Бегу!
Если могу, помогу!

Ох, нелегкая это работа -
Из болота тащить бегемота!

15. Итог урока.

Ох, нелегкая это работ
Из болота тащить бегемота!

Рефлексия. Наш урок подходит к концу.

- Ребята, оцените свою работу по преобладающему цвету телефонов.