Большой интерес у учащихся на уроках изобразительного искусства в средней школе вызывает портрет человека. Это не открытие нашего времени. С древности жанр портрета в искусстве играет огромную роль и имеет непреходящее значение. Великолепные портреты мы встречаем уже в искусстве Древнего Рима, Древней Греции.
Это неудивительно. Самое первое, что ищет глаз в любой обстановке - человеческое лицо, это относится и к живописи: зритель сначала посмотрит на лицо вашего персонажа. Поэтому освоение деталей лица, особенно рисование живых, выразительных лиц, стоит усилий*.
____________
* Joumana Medlej. Основы анатомии человека: черты лица [Электронный ресурс] / Joumana Medlej; перевод с англ. Интернет-портал envatotuts+: Design. - Режим доступа: https://design.tutsplus.com/ru/tutorials/human-anatomy-fundamentals-basics-of-the-face--cms-20417 (дата обращения: 08.08.2024).
Для учеников портрет - сложный жанр. Серьёзно к его изучению в рамках школьной программы ребята приступают в 6 классе. Это тот возраст, когда детская непосредственность уступает место иногда критическому отношению к себе, часто - к первым попыткам увидеть внутренний мир другого человека, что органично коррелируется с желанием самовыражения в искусстве.
Одна из главных целей преподавания искусства - развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры**.
____________
** Неменский, Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд [Электронный ресурс] : программа для средних общеобразовательных учебных заведений / Б.М.Неменский, В.Г.Горяев, Н.А.Горяева [и др]; Интернет-портал Первое сентября. - Режим доступа: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200203006&yscid=lzjo8uqivl696666508 (дата обращения: 08.08.2024).
Существенную помощь учащимся на уроке ИЗО в создании портретов оказывает техника аппликации. Помимо приятных эмоционально-художественных впечатлений, она даёт прекрасную техническую возможность поделиться этими впечатлениями с окружающими. При использовании минимального количества изобразительных средств - цветная бумага, ножницы и клей, портрет человека, выполненный в технике аппликации, очень выразителен.
Используя данную технику и передвигая вырезанные части лица у создаваемого персонажа, можно добиться правильных пропорций и лучше усвоить тему «Конструкция, пластическое строении головы человека и пропорции лица». Также эта техника дает простор для фантазии учеников, позволяя им создавать характер персонажа.
В технике аппликации можно выполнить работы к урокам: «Конструкция головы человека и её пропорции», «Сатирические образы человека».
Портреты-аппликации из цветной бумаги (несколько примеров выполненных работ на уроке ИЗО, 6 класс)
Резюмируя вышесказанное и рассмотрев выполненные работы, можно утверждать, что освоение техники аппликации при создании портрета человека формирует навыки и умения вырезать и объединять различные фрагменты целого по законам ритма, симметрии или художественной асимметрии, используя яркие цветовые сопоставления.
В статье использованы фото работ, выполненных в технике аппликации учащимися ГБОУ Школа № 814 г.Москвы.