Технологическая карта урока литературного чтения во 2-м классе по теме «Рассказ В.Бианки "Музыкант"»

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 2

Ключевые слова: литературное чтение, В.Бианки


Литературное чтение, 2 класс

Тема: В.Бианки «Музыкант»

Тип: изучение нового материала

Задачи:
• работа с текстом (анализ, смысловое чтение);
• познакомить с биографией писателя.

Планируемые результаты

Предметные

• усвоение новых знаний и первичная проверка понимания нового материала;
• первичное обобщения;
• установление правильности и осознанности усвоения материала

Метапредметные
• понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать достижения на уроке;
• формулировать тему, цели, определения (самостоятельно или с помощью учителя);
• осуществлять работу с языковым материалом по заданным критериям

Личностные
• устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом;
• оценивать результаты своей деятельности

Ресурсы урока: учебник, презентация, карточки с разноуровневыми заданиями, сигнальные карточки

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Организация урока

2. Актуализация необходимых знаний

Речевая разминка: предлагает прочитать скороговорку.

Мед в лесу медведь нашел, мало меда, много пчел.

- Спрашивает, о ком скороговорка, как назвать одним словом ее героев.

- Просит объяснить, как пословица связана с изучаемым разделом.

- Организует работу в парах: необходимо узнать произведение и его по отрывку («Ребята и утята» М.Пришвина, «Храбрый утенок» Б.Житкова, «Страшный рассказ» Е.Чарушина)

- Интересуется тематикой произведений данных авторов, просит назвать другие их произведения.

- Читают скороговорку, изменяя темп.

- Называют героев и обобщающее слово.

- Объясняют, что животных называют «братьями нашими меньшими»

- В парах соединяют стрелочками отрывок произведения с его названием, затем с автором. Озвучивают свой выбор.

- Называют известные рассказы авторов и их тематику (о животных)

3. Мотивация познавательной деятельности

- Организует работу с выставкой книг М.Пришвина, Б.Житкова, Е.Чарушина, В.Бианки - просит предположить, с произведением какого автора будет знакомство.

- С помощью презентации рассказывает о жизни и творчестве В. Бианки.

- Предлагает разгадать ребус, организует лексическую работу по толковому словарю.

- Предлагает сформулировать тему урока и поставить цели.

- Выясняют, что о рассказах В.Бианки еще не беседовали, предполагают, что изучение именно его произведения будет целью урока.

- Слушают, рассматривают иллюстрации и фотографии, делятся известными сведениями по теме.

- Отгадывают слово «музыкант», определяют его лексическое значение, уточняют по словарю.

- Выполняют задание учителя.

4. Организация познавательной деятельности

- Просит предположить, о чем/о ком рассказ «Музыкант», почему так назван.

- Предлагает внимательно прослушать рассказ, чтобы понять, верны ли были предположения.

- В процессе чтения организует лексическую работу со словами «медвежатник», «опушка», «завалинка», «колхозник», «пиликал», «щепа» и др.

- Проводит первичную проверку понимания текста

- Высказывают свои предположения.

- Слушают учителя, следят по тексту в учебнике.

- Высказывают предположения о значении слов, ищут подтверждение в толковом словаре.

- Вступают в диалог, подтверждают или отвергают свои предположения

Физминутка

Если я назову верное утверждение, вы встаёте на цыпочки и поднимаете руки вверх. Если назову неверное утверждение, вы приседаете, а затем говорите, как было на самом деле в рассказе.

Старик медвежатник играл на балалайке? (нет, на скрипке)
Знакомый колхозник видел в лесу волка? (нет, медведя)
Старик присел отдохнуть на пенёк? (да)
Звук, который услышал старик, доносился с опушки? (да)
Медведь сидел на дереве? (нет, под деревом)
Охотнику понравилось пение щепки? (да)
Старик убил медведя? (нет, стал слушать его музыку)

Работа с текстом (анализ, смысловое чтение)

Делит учащихся на три группы по уровню подготовленности (каждому ученику заранее дана карточка с номером группы)

Организует работу в группах:

Выбрать нужные карточки с названиями частей текста и расставить в соответствии с содержанием произведения:

Медведь-музыкант
Совет колхозника
Удивительный звук
Хорошо поет щепка
Медвежатник играет на щепе
Расщепленное дерево
Почему охотник не убил медведя
Медведь заметил охотника
Поиски медведя
Медвежатник играет на скрипке
Старик без добычи на завалинке

Пересказать рассказ по составленному плану

Выбрать пословицы, подходящие к рассказу:

Два сапога пара.
Доброе братство дороже богатства.
У страха глаза велики.
На ловца и зверь бежит.
Жизнь дана на добрые дела.

Аргументировать выбор пословиц, раскрывая смысл произведения

Составить рассказ о произошедшем от лица охотника, который бы позволил колхознику понять, почему медведя старик оставил в живых

Рассаживаются за парты в соответствии с номером группы, получают задания
Выполняют групповые задание
Практическая ситуация с «ловушкой» в виде лишних данных, направленная на создание плана текста для последующего пересказа
Все учащиеся записывают план в тетрадь

Ситуация выбора, предполагающая анализ предложенных пословиц и соотнесение их с содержанием рассказа с последующим обоснованием выбора

Творческая проблемная ситуация, решая которую необходимо понять позицию другого человека, суметь обоснованно и убедительно донести свое видение ситуации

Музыкальная пауза

Организует презентацию итогов групповой работы

Презентуют свою работу:

Последовательно прикрепляют на доску карточки с пунктами плана и кратко пересказывают части текста

Располагают на доске подходящие к рассказу пословицы, аргументируют свой выбор

Творчески пересказывают текст от лица охотника

В природе столько красоты -
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...

Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь -
И ты научишься тому,
Как это все беречь. (В.Чижов)

5. Подведение итогов

Организует рефлексию учебной деятельности:

Перекликается ли прочитанное мной стихотворение с темой нашего урока? Почему?

Каким был замысел автора рассказа «Музыкант»?

Чем удивило вас это произведение?

Что взяли для себя из этого рассказа? Чему он вас научил?

Какую цель урока вы ставили? Достигнута она? Докажите.

Предлагает с помощью сигнальных карточек оценить результаты своей работы на уроке. Сообщает, что на следующем уроке работа по теме продолжится.

Объясняет домашнее задание (на выбор):

Используя план, пересказать рассказ близко к тексту от лица медвежатника.

Прочитать рассказ и к понравившейся части нарисовать рисунок.

Прочитать рассказ и ответить на вопросы учебника.

Высказывают свое мнение, определяют смысл изучаемой темы, проводят аналогии, доказывают, что цель урока достигнута.

    Оценивают свою работу.

Определяют учебную задачу, задают уточняющие вопросы.

См. конспект урока в формате pdf