Ход урока
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности
Прозвенел и смолк звонок, начинаем мы урок.
Подтянулись, улыбнулись, друг на друга посмотрели…
- Садитесь те ребята, чьи имена начинаются с гласного звука.
- Садитесь те ученики, чьи имена начинаются с твёрдого согласного звука
- Садитесь те школьники, чьи имена начинаются с мягкого согласного звука.
Сегодня на уроке обучения грамоте мы будем учиться себя оценивать. Если с заданием справились уверенно, то поднимаете сигнальную карточку зелёного цвета, если затруднялись при выполнении задания, то поднимаете сигнальную карточку красного цвета.
Вспомните о правильной посадке, следим за осанкой. Плакат
- Что мы сейчас будем с вами делать? (Исследовать, наблюдать, делать выводы).
2. Актуализация знаний, введение в проблему. Мотивация
- На какие 2 большие группы делятся звуки русского языка? (гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные не встречают препятствия при произношении-губы, зубы, язык и их можно пропеть)
- На какие группы делятся согласные звуки? (твёрдые-мягкие, звонкие-глухие)
Игра «Верно-неверно». Я буду читать разные предложения, а вы с помощью сигнальных карточек показываете, согласны или нет. Зелёный цвет - да, красный - нет.
- В русском языке 6 гласных звуков (да)
- Со звуками а, о, у, ы, э дружат мягкие согласные, смягчают своего соседа слева (нет, твёрдые согласные)
- Все согласные могут твёрдыми или мягкими (нет, есть согласные, которые всегда твердые)
- Глухие согласные на ленте букв в верхнем ряду (нет, в нижнем)
- Все согласные являются парными (нет, у некоторых согласных нет пары)
Оцените себя, если уверенно справились с заданием, то поднимите зелёную карточку, если были ошибки, то красную.
Поработаем в парах. Назовите правила работы в паре. На доске записаны 2 группы слов: дуб, ветка, клён (стул, волна, стол). Исключите лишнее слово в каждой группе по самостоятельно выбранному признаку
волна, ветка, т.к. в них 2 слога, а в остальных по одному;
так как начинается со звука в, вь;
оканчивается на гласный звук, а другие на согласный;
это слово начинается с буквы, которую мы ещё не изучали.
- Сделайте вывод (мы нашли слово, которое начинается с буквы, которую мы ещё не изучали)
3. Постановка учебной задачи
- Произнесите первые звуки выбранных слов и сформулируйте тему урока (слово волна начинается со звука в, ветка-вь. Тема сегодняшнего урока Знакомство со звуками в, вь и буквой, которая их обозначает)
- Что вам знакомо в этой теме? (звуки в, вь - согласные, встречают преграду - губы, зубы)
- Что бы вы хотели узнать, чему научиться? (как правильно пишется буква в, как читать слова с этой буквой)
Какова цель нашего урока? (Познакомиться со звуками в, вь и буквой, которая их обозначает)
Какие мы поставим учебные задачи для достижения цели?
- Дать характеристику новым звукам.
- Познакомиться с новой буквой, знать, как она пишется.
- Научиться читать слова и слоги с этой буквой.
- Работать в группах, в парах, самостоятельно, расширять кругозор, словарный запас.
По каким критериям мы поймём, что поняли тему урока? (на доске: я знаю… я могу… я умею…)
Составим план деятельности на уроке по открытию нового знания (фиксир. на доске).
- исследуем и наблюдаем, делаем вывод (уже сделали);
- открываем новое знание, делаем вывод;
- применяем на практике, делаем вывод;
- контролируем себя;
- оцениваем себя.
Физминутка
Из-за парт мы тихо встали и все дружно зашагали.
А потом мы улыбнулись, выше-выше потянулись.
Сели-встали, сели-встали, за минутку сил набрались.
Плечи ваши распрямите, поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь, улыбнитесь
И за парты вновь садитесь.
4. Решение учебной задачи
Сейчас открываем новое знание.
Разделимся на группы.
По классу нашему пройдём и у парты тихо-тихо соберёмся впятером.
Вспомните правила работы в группе. Необходимо выполнить звуко-буквенный анализ слов ветка, волна.
- Дайте характеристику первому звуку (согласный, мягкий, звонкий; согласный, твёрдый, звонкий).
- Как определили, что звук согласный (нельзя спеть, встречает преграду).
- Как определили, что мягкий (гласная буква сделала соседа мягким, твёрдым).
- Как определили, что звонкий (в ленте букв в верхнем ряду, звук звенит при произношении).
Оцените свою работу: зелёный-всё получилось, красный-были трудности).
Какую учебную задачу сейчас выполняли? (дали характеристику новым звукам).
Делаем вывод. Чему учились? (открывали новое знание, узнали, что звук в - согласный, твёрдый, звонкий, вь - согласный, мягкий, звонкий)
- Кто знает, как правильно называется новая буква? (ВЭ) Покажите с помощью пальчиков новую букву. Посмотрите, как выглядит эта буква (показ печатных и письменных букв В)
- Зачем нужно две буквы? (заглавная для имён, строчная во всех остальных случаях)
- Какое место на ленте займёт новая буква? (в верхнем ряду)
Послушайте стихотворение. Какие слова с новой буквой вы запомнили? Слайд
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
- Пропишите в тетрадях правильно букву В,в. Осанка!
- Проверьте свою письменную работу по критериям: задание выполнено хорошо, с недочётами, выполнить не удалось.
- Чему сейчас учились? (открывали новое знание, познакомились с новой буквой, узнали, как она правильно пишется, контролировали себя)
- Оцените свою работу: красный, зелёный
Физкультминутка. Слайд
Ветер тихо клён качает, вправо-влево наклоняет
(ноги на ширине плеч, руки за голову, наклоны туловища)
Раз-наклон и два-наклон, зашумел листвою клён.
Зарядилися мы впрок чтоб продолжить наш урок.
5. Проверка усвоенного. Первичное закрепление
Применим на практике наши знания. Откройте букварь с.116. Чтение слогов по цепочке и слов.
- радостно девочки
- вопросительно мальчики
- торжественно один
На какие группы можно разделить эти слова? (буква в в начале или середине слова; звук в, вь в слове)
- Задание по рядам. 1 ряд назовёт слова, состоящие из одного слога, 2 ряд из двух слогов, 3 ряд из трёх слогов. Какое слово не названо (велосипед, в нём 4 слога). Оцените свою работу.
Применяем на практике. Включаем в систему знаний.
- Прочитаем рассказ Александра Шибаева «Одна буква» и ответим на вопрос, какую ошибку допустила девочка (в слове ворона, вместо «о» она написала «а»)
- Как вы поняли, почему рассказ называется Одна буква? (если изменить в слове одну букву, то изменится его смысл, значение)
Плохо читающие дети. Почему стыдно вороне? Как можно озаглавить текст? (ворона выгнала воробья с ветки. Ворона и воробей. Наглая ворона)
Учитель оценивает чтение детей!
Оцените свою работу. Делаем вывод. Какие учебные задачи сейчас выполняли?
- учились читать слоги и слова с новой буквой
- расширяли словарный запас
- узнали, что если поменять в слове букву, изменится его значение
Чему учились? Применяли знания на практике, делали выводы.
6. Обобщение усвоенного
- с какой буквой познакомились?
- какие звуки обозначает эта буква?
- дайте характеристику этим звукам
- как эти знания могут нам пригодиться в жизни? (зная все буквы, мы будем уметь читать и писать, будем грамотными)
7. Оценка
Ребята, вы все хорошо работали. Молодцы! Ваша работа на уроке мне очень понравилась. Особо хочу отметить…Старались… Пожелаю быть активнее… Вы можете, и всё у вас получится. На следующем уроке мы продолжим знакомство с новыми буквами и звуками.
Домашнее задание по букварю на с. 118 прочитать текст и рассказать о чём он.
8. Итог занятия
Вернёмся к началу урока.
- Какова была тема урока?
- Назовите цель?
- Учебные задачи?
- Добились ли мы цели урока?
Рефлексия
По каким критериям мы узнаем, что поняли тему урока? (я знаю, как писать букву в, какие звуки она обозначает; я умею читать слова с это буквой; я могу научить других писать букву В; я понимаю, для чего нужны знать буквы)
Какое задание понравилось больше?
Кому было трудно на уроке?
- мне на уроке было интересно…
- мы сегодня узнали…
- я сегодня понял, что…
- мне было трудно…
- завтра на уроке я хочу…
Если вам было трудно на уроке и вы не поняли тему, поднимите красную карточку, если на уроке было легко, интересно, всё поняли-зелёную.
Я очень рада, что вам было интересно и легко сегодня. Урок окончен.
Учебные задачи
- дать характеристику новым звукам
- познакомиться с новой буквой и знать, как она пишется
- научиться читать слоги, слова с этой буквой
- работать в парах, в группах, самостоятельно
- расширять свой словарный запас