Интерактивные тетради как средство повышения мотивации к изучению английского языка

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


В наше время, в век интернета и высоких технологий, учителю сложно идти в ногу со временем, оставаться современным, продвинутым и интересным ученикам. Сейчас в каждой семье есть компьютер, планшет, смартфон. С первого класса дети носят в рюкзаке не только учебники и тетради, но и телефон. На переменах дети увлеченно играют на телефоне, а услышав звонок, идут на урок, который не такой веселый и увлекательный. Ребенок должен тихо сидеть за партой, слушать учителя, смотреть на доску, что- то писать. Естественно, что ребенку скучно и урок его не занимает. Классический урок стал не интересен учащимся. Если еще совсем недавно ребенка на уроке можно было увлечь интерактивной доской, электронным учебником, презентацией, то современных детей этим уже не удивить. Они с детства привыкли общаться с компьютером, iPad'ом и прочими гаджетами. Современный учитель тратит много времени на поиск интересных материалов для урока, использует целый арсенал современных педагогических методик и технологий, чтобы привлечь и удержать внимание ребенка на уроке.

Согласно ФГОС одной из целей обучения является воспитание у школьников положительного отношения и интереса к процессу обучения. Английский язык - один из самых сложных школьных предметов и многие учащиеся сталкиваются с трудностями при его изучении, особенно на начальном этапе. Ребенок, столкнувшись однажды с трудностями, может потерять интерес к предмету.

Как заинтересовать и увлечь ребенка на уроке? Как мотивировать его на успех? Для достижения высоких результатов в изучении языка необходима устойчивая мотивация. Многие учителя считают, что мотивация - это обязанность ученика и родителей. По- моему мнению, умение мотивировать - это ключевой навык учителя. Учитель должен подобрать эффективные методы и способы мотивации учащихся.

Американский педагог, Эдгар Дейл, сравнил использование пассивных и активных подходов к обучению. При преимущественно пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти примерно 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят и 50% того, что слышат и видят. В то время как при активном восприятии информации учащиеся удерживают в памяти 80 % того, что говорили сами и 90% того, что делали сами. Давно доказано, что лучше запоминается то, что интересно, было эмоционально окрашено, чему научился сам.

Одной из форм активного обучения является интерактивное обучение. Интерактивный- inter (взаимный, между), act (действовать), т.е. процесс обучения происходит в условиях постоянного взаимодействия всех учащихся и самого учителя. Одним из современных средств интерактивности являются интерактивные тетради. Использование интерактивных тетрадей - это передовая американская методика для обучения детей школьного возраста, которая делает процесс изучения любого предмета веселым и увлекательным. Использование интерактивных тетрадей, особенно в начальной школе, я считаю наиболее эффективным инструментом повышения мотивации к обучению и качества обученности, развития творческих способностей учащихся.

Интерактивная тетрадь - это обычная тетрадь в клеточку с вклеенными в нее шаблонами с интерактивными элементами на различные лексические и грамматические темы. Интерактивные тетради создаются с помощью технологии лэпбукинга. Лэпбук в переводе с английского означает книга на коленях («lap» -колени и «book»). В ней дети самостоятельно вырезают, раскрашивают и вклеивают шаблоны различных форм на любые темы, будь то лексические или грамматические. Шаблоны могут быть в виде гармошек, лепестков, схем, рисунков, картинок, книжек с окошками, кармашков или конвертиков с карточками. Шаблоны могут иметь двигающиеся, крутящиеся и 3D-элементы, благодаря которым тетрадь из обычной превращается в интерактивную. Интерактивная тетрадь по структуре похожа на учебник­ тетрадь, потому что имеет содержание, названия тем, пронумерованные странички. Детям легко ориентироваться в своих записях, и они могут быстро найти нужное правило. Начиная новый раздел, дети записывают его название и рисуют к нему картинку.

В начале тетради я всегда оставляю 5-7 страниц, куда мы добавляем все правила чтения. На один разворот тетради помещается правило чтения гласных в закрытом слоге. Чтобы детям было интереснее учиться, я связала эту тему с планетами. У каждой планеты у нас есть свое название - это гласная. И, чтобы попасть на эту планету, нужно научиться читать гласную правильно и прочитать все слова.

У нас получилось пять планет. Их названия не столь важны, главное чтобы дети называли правильно звуки. А, именно - звук, который соответствует данной планете. Таким образом, путешествуя от одной планеты к другой, дети с интересом читают слова.

Дети с интересом сами работают над дизайном своей тетради. Рисуя и изготавливая шаблоны, дети слышат речь учителя на английском языке (инструкции, вопросы, слова поощрения и т.д.) и пополняют свой пассивный словарь. Подобный вид деятельности не вызывает у учащихся трудностей, так как учитель всегда демонстрирует образец, объясняет, что и как должны делать дети. Оформление такой тетради зависит от старания и фантазии ученика.

Интерактивные тетради можно использовать на различных этапах урока: на этапе введения нового материала (лексика, грамматика, правила чтения), на этапе отработки и закрепления пройденного, на этапе повторения. Учитель может использовать шаблоны для демонстрации материала и визуализации грамматических правил. С помощью шаблонов дети могут учить слова, понять и запомнить сложное грамматическое правило, делать упражнения, играть в различные игры, повторить пройденную тему, чтобы подготовиться к контрольной работе. С одним и тем же шаблоном можно работать на протяжении нескольких уроков, при изучении нескольких тем постепенно дорабатывая шаблон, добавляя недостающую информацию. Учащиеся неоднократно просматривают свои тетради, показывают их друзьям и одноклассникам, потому что они яркие и красочные. Дети постоянно на уроках трогают и двигают элементы шаблонов. У детей появляется желание обсудить проделанную работу с родителями, родственниками, друзьями и одноклассниками. Это приводит к тому, что ребенок автоматически возвращается к изучаемой теме снова и снова. Все это способствует лучшему усвоению материала, представленного в интерактивной тетради. Интерактивные тетради помогают оживить урок, сделать его интересным и занимательным. Ученик погружается в игру и не замечает, как быстро прошел урок.

Безусловно, у данной технологии есть свои недостатки. Подготовка шаблонов занимает достаточно большое время. Это процесс трудоемкий и слишком затратный, так как все материалы готовятся заранее. Сложность работы по таким тетрадям зависит от количества учеников в группе. Данный вид работы невозможен в группах с большой наполняемостью. Но я уверена, что при небольшой наполняемости группы, а также во внеурочной и кружковой деятельности, данный вид работы принесёт хорошие результаты.

Учитель может раздать распечатки детям, чтобы они вырезали шаблоны дома, а потом на уроке их наклеили по инструкции учителя. На дом можно задать раскрасить шаблоны, если Вы используете черно-белую, а не цветную печать. Можно использовать для печати цветную бумагу и тогда тетради заиграют всеми красками и будут радовать глаз.

Я хотела, чтобы первые страницы в интерактивных тетрадях моих учеников выглядели аккуратно и имели эстетичный вид, поэтому я сама вырезала и приклеила шаблоны. Для того, чтобы ускорить процесс вырезания, я вырезала несколько шаблонов одновременно скрепив несколько листов бумаги зажимами с разных сторон. Для учеников 1-2 классов я использую легкие для вырезания формы, шаблоны уже содержат готовые тексты и правила. Учащиеся прописывают слова по пунктиру, вставляют пропущенные буквы или дополняют информацию. Ведь дети только приступили к изучению иностранного языка и только учатся писать.

Еще одним существенным минусом в этой работе является нехватка времени на протяжении урока. Не все учащиеся начальных классов могут выполнить работу аккуратно, не всю информацию успевают записать. Поэтому учитель во время урока должен подойти и помочь таким учащимся. Дети не должны бояться делать исправления в интерактивных тетрадях, вырезать снова и наклеить элемент, который не получился.

Безусловно, использовать или нет в своей работе интерактивные тетради, решать учителю. Но, исходя из собственного опыта, могу сказать, что использование интерактивных тетрадей явилось эффективным средством повышения мотивации к изучению английского языка на начальном и среднем этапе обучения. Работа с интерактивными тетрадями не только благотворно повлияла на мотивацию моих учеников и качество усвоения материала, но и способствовала расширению их познавательных интересов, развитию коммуникативных умений и творческого мышления.

Интерактивная тетрадь - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.