Учебно-методический комплекс: «Школа России».
Тип урока: Урок открытия нового знания (урок-исследование).
Цель урока:
- познакомить с историческими материалами, касающиеся жизни «молитвенника и заступника земли Русской», великого русского святого, Сергия Радонежского;
- познакомить с древнерусским жанром жития на примере отрывка «Житие Сергия Радонежского», его детства и отрочества;
- формировать у детей первоначальные представления об основах православной культуры, о духовном мире;
- пробуждать чувство сопричастности к традициям нашего народа; формировать представление о духовно-нравственных ценностях семьи, общества, государства;
- побуждать детей к становлению доброго (нравственного) поведения путём привития вкуса к добрым стремлениям, а главное - к добрым поступкам и делам; воспитывать чувство патриотизма и высокой гражданственности;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать речь, мышление.
Планируемые результаты:
предметные:
- формирование умения осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;
- осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- развивать умения работать с текстом (определять главную мысль, восстанавливать последовательность событий, определять их взаимосвязь, описывать иллюстрации к тексту и соотносить их с отрывком из произведения);
- изучать информацию о достопамятных событиях отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
- видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
- усвоению нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры.
Личностные:
- Формировать чувство преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем, осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
- образцы духовно-нравственных и эстетических идеалов;
- знания важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
- умение следить за своими словами и делами;
- способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими.
Формируемые УУД
Познавательные УУД:
- строить речевые высказывания в устной форме;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы в том числе Толковых словарей;
- выделять существенную информацию из текста;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение по заданным параметрам;
- строить рассуждения о поступках главных героев «Жития…»;
- обобщать и подводить итоги.
Регулятивные УУД:
- ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем;
- научатся планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
- учитывать представленные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- соответственно воспринимать оценку учителя и всех участников учебного процесса на уроке;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Коммуникативные УУД:
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- допускать возможность существования у одноклассников различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- учитывать разные мнения одноклассников и стремиться к согласованию различных позиций в сотрудничестве;
- задавать вопросы;
- использовать различные речевые средства языка;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия.
Чтение. Работа с текстом
- умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- понимание текста с опорой не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру;
- умение использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- умение ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- умение оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.
Основные понятия:Житие, монах, святой, псалом, черноризец, просфора, панихида, литургия, добродетель, благочестивый, благодать, инок
Метапредметные связи: окружающий мир,ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры), изобразительное искусство
Ресурсы и оборудование:
- учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. 4 класс. Ч. 1. М.: Просвещение, 2019.
- Рабочая тетрадь: М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская. Литературное чтение. 4 класс. М.: Просвещение, 2019,
- мультимедийный проектор, компьютер, презентация в программе PowerPoint
- Толковые словарирусского языка С.И.Ожегова, В.И.Даля;
- видеоаудиозапись;
- видеофильм «Житие Сергия Радонежского»;
- планшет ЛЕНОВО (на каждом столе)
Формы работы: фронтальная, парная, групповая.
Использование на уроке приемов по Сингапурской методике:
- Структура МЭНЭДЖ МЭТ - инструмент для управления классом.
- Структура ВАЙ ФАЙ - Сигнал тишины
- Структура ИНСАЙД-АУТСАЙД СЕКЛ
- Структура - МИКС - ФРИЗ-ГРУП (перерыв для мозга, физминутка)