Урок литературного чтения по теме "Житие Сергия Радонежского"

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: литературное чтение, Сергий Радонежский


Учебно-методический комплекс: «Школа России».

Тип урока: Урок открытия нового знания (урок-исследование).

Цель урока:

  • познакомить с историческими материалами, касающиеся жизни «молитвенника и заступника земли Русской», великого русского святого, Сергия Радонежского;
  • познакомить с древнерусским жанром жития на примере отрывка «Житие Сергия Радонежского», его детства и отрочества;
  • формировать у детей первоначальные представления об основах православной культуры, о духовном мире;
  • пробуждать чувство сопричастности к традициям нашего народа; формировать представление о духовно-нравственных ценностях семьи, общества, государства;
  • побуждать детей к становлению доброго (нравственного) поведения путём привития вкуса к добрым стремлениям, а главное - к добрым поступкам и делам; воспитывать чувство патриотизма и высокой гражданственности;
  • обогащать словарный запас детей;
  • развивать речь, мышление.

Планируемые результаты:

предметные:

  • формирование умения осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
  • использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;
  • осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
  • развивать умения работать с текстом (определять главную мысль, восстанавливать последовательность событий, определять их взаимосвязь, описывать иллюстрации к тексту и соотносить их с отрывком из произведения);
  • изучать информацию о достопамятных событиях отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
  • видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
  • усвоению нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, становлении её духовности и культуры.

Личностные:

  • Формировать чувство преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем, осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
  • образцы духовно-нравственных и эстетических идеалов;
  • знания важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
  • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
  • умение следить за своими словами и делами;
  • способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
  • настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими.

Формируемые УУД

Познавательные УУД:

  • строить речевые высказывания в устной форме;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы в том числе Толковых словарей;
  • выделять существенную информацию из текста;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • проводить сравнение по заданным параметрам;
  • строить рассуждения о поступках главных героев «Жития…»;
  • обобщать и подводить итоги.

Регулятивные УУД:

  • ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем;
  • научатся планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • учитывать представленные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • соответственно воспринимать оценку учителя и всех участников учебного процесса на уроке;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД:

  • умение формулировать собственное мнение и позицию;
  • допускать возможность существования у одноклассников различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • учитывать разные мнения одноклассников и стремиться к согласованию различных позиций в сотрудничестве;
  • задавать вопросы;
  • использовать различные речевые средства языка;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Чтение. Работа с текстом

  • умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • понимание текста с опорой не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру;
  • умение использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • умение ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
  • умение оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.

Основные понятия:Житие, монах, святой, псалом, черноризец, просфора, панихида, литургия, добродетель, благочестивый, благодать, инок

Метапредметные связи: окружающий мир,ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры), изобразительное искусство

Ресурсы и оборудование:

  • учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. 4 класс. Ч. 1. М.: Просвещение, 2019.
  • Рабочая тетрадь: М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская. Литературное чтение. 4 класс. М.: Просвещение, 2019,
  • мультимедийный проектор, компьютер, презентация в программе PowerPoint
  • Толковые словарирусского языка С.И.Ожегова, В.И.Даля;
  • видеоаудиозапись;
  • видеофильм «Житие Сергия Радонежского»;
  • планшет ЛЕНОВО (на каждом столе)

Формы работы: фронтальная, парная, групповая.

Использование на уроке приемов по Сингапурской методике:

  • Структура МЭНЭДЖ МЭТ - инструмент для управления классом.
  • Структура ВАЙ ФАЙ - Сигнал тишины
  • Структура ИНСАЙД-АУТСАЙД СЕКЛ
  • Структура - МИКС - ФРИЗ-ГРУП (перерыв для мозга, физминутка)

Ход урока