Урок по математическим представлениям в 1-м классе. Тема: "Сложение и вычитание в пределах 5"

Разделы: Математика, Коррекционная педагогика

Класс: 1

Ключевые слова: математика, Сложение и вычитание в пределах 5


Цель: закрепить знания по нумерации чисел в пределах 5.

Задачи:

  • Образовательная: формировать вычислительные навыки, умение математически правильно читать выражения, умения решать задачи;
  • Воспитательная: прививать интерес к чтению, любовь к книге, воспитывать аккуратность, самостоятельность;
  • Коррекционная-развивающая: развитие зрительного восприятия, вычислительных навыков, коррекция памяти, мелкой моторики, функций анализа и синтеза при решении задачи.

Форма урока: индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия и материалы: детская литература «Сказки», индивидуальный раздаточный материал, табличка с геометрическими фигурами, картинки, цифры, буквы, тарелка, сказочные герои, счетные материалы, геометрические фигуры.

Оборудование: технические средства обучения: ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку.

Дидактическое обеспечение урока: интерактивное мультимедийное сопровождение к уроку (презентация в PowerPoint 2007).

Методы:

  • Словесные - беседа, диалог.
  • Наглядные - демонстрация элементов сказки, геометрических фигур;
  • Практические - работа с геометрическими фигурами, счётными материалами, задания на сравнение и группировку.

Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, а вы любите сказки?

- Сегодня нас ждет путешествие в сказку. А в какую, попробуйте угадать.

Стоит в поле теремок-теремок
Он не низок, не высок, не высок. (Теремок)

II. Актуализация знаний

(Изображение дома). Слайд

- Что напоминает теремок? Из каких геометрических фигур можно построить? Слайд

- Теперь мы построим дом из фигур.

- Молодцы. А кто же будет жить в этом теремке? Если вы научились работать на уроке, правильно сидеть за партой, выполнять все задания учителя, найдёте ответ на этот вопрос. Вы готовы отправиться в путь по математическим дорожкам?

- Тогда в путь!

III. Устный счет

Слайд

Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

- Кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живёт?

Никто не отзывается. Увидела, висит плакат. «Кто справится с заданиями, тот и будет жить в теремке».

- Поможем мышке?

- Выбрать цифры среди букв.

- Разложить в порядке возрастания (убывания).

- Вставлять пропущенные цифры.

- Назови соседей цифр 2 и 4.

- Покажи знаки «-», «+», «=».

Вошла мышка в теремок и стала в нём жить. Смотрит в окошко и любуется: на поляне васильки и ромашки. Слайд

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

- Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

- Я мышка-норушка! А ты кто?

- А я лягушка-квакушка. Можно к тебе?

- Можно. Только ответь на мои вопросы: Слайд

- Сколько ромашек?

- Сколько колокольчиков?

- Сравните, каких цветов больше?

- Что больше 5 или 2?

- Число 5 больше, чем число 2.

- Правильно. Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

IV. Физкультминутка

Наши пальчики играли,
Веселились и плясали.
Раз-прыжок, два - прыжок -
К ноготочку - ноготок.

V. Работа со счётным материалом

Слайд

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

- Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

- Я мышка-норушка!

- А я лягушка-квакушка. А ты кто?

- Я зайчик - побегайчик. А можно к вам?

- Можно. Но ты должен выполнить одно задание. Слайд

- Положите слева 3 жёлтых круга, справа 1 красный круг. Сколько всего стало кругов? (4).

- Как решили? (3+1=4). (Запись в тетради).

- Больше стало или меньше? Почему? (Больше, потому что прибавили.)

- Иди к нам жить.

Заяц скок в теремок! Стали они жить втроём. Слайд

Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

- Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

- Я мышка-норушка!

- А я лягушка-квакушка.

- Я зайчик-побегайчик. А ты кто?

- Я лисичка-сестричка. А можно к вам?

- Можно, лисичка-сестричка, если выполнишь одно задание. Слайд

- Нарисуйте в тетрадях 4 жёлтых квадрата. А теперь вычеркни 1 квадрат.

4-1=3

Сколько осталось? Больше стало или меньше? Почему? (Меньше, потому что вычитали).

- Иди к нам жить.

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

VI Физкультминутка

Раз, два - руками похлопали.
Три, четыре - ножками потопали.
Раз, два - руки вытянуть шире,
Наклониться - три, четыре.

Слайд

А тут прибежал волчок - серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

- Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

- Я мышка-норушка!

- А я лягушка-квакушка.

- Я зайчик - побегайчик.

- Я лисичка - сестричка. А ты кто?

- А я волчок - серый бочок.

- А можно к вам?

-Можно, но сначала помоги нам решать одну задачу. Слайд

«В магазине мама купила шариковую ручку и ластик. Ручка стоит 2 рубля, а ластик - 1 рубль. Сколько рублей мама заплатила?»

- Поможем волку?

- Как решим?

- 2 р.+1р.=3р.

- Правильно. Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.

Вот они все в теремке живут, песни поют.

Слайд

Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

- Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

- Я мышка-норушка!

- А я лягушка-квакушка

- Я зайчик-побегайчик.

- Я лисичка-сестричка.

- Я волчок - серый бочок. А ты кто?

- А я медведь-разоритель.

- Не надо ломать наш дом, сжалься над нами ?

- Не буду, если решите мне одну задачу. Слайд

- В тарелке 5 конфет. 1 съем. Сколько конфет в тарелке?

- 5-1=4. Как получили? (Из пяти вычли 1)

VII. Итог урока

Слайд

- Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке.

- Что мы повторили сегодня на уроке?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Вам нравятся русские народные сказки?