Конспект открытого занятия в средней группе "В поисках клада" (техника – квест)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: средняя группа, Квест-игра для дошкольников


Цель: Активизация и закрепление полученных знаний и умений посредством участия в квест-игре. Формирование у детей развития связной речи.

Задачи:

Образовательные:

  • Активизировать использование в речи специальных терминов, характеризующих противоположные параметры величин, весовых, вкусовых, температурных и других свойств предметов и явлений.
  • Упражнять в счете в пределах 5; закреплять знание цифр 1-5; (порядковый и количественный счет), закреплять знания о частях суток, о цветах; закрепить умение различать и называть времена года.
  • Формировать умение детей принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам, добиваться правильного результата.

Развивающие:

  • Развивать память, воображение, способность составлять логическую последовательность, развивать внимание, моторику рук.
  • Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  • Воспитывать такие качества как дружелюбие, взаимопомощь, общительность.
  • Воспитывать вежливость, умение пользоваться «волшебными» словами.
  • Способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друг друга.
  • Воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы, наблюдать.

Предварительная работа: разучивание приветствия, проведение физкультминутки, сборка фигур (форма, цвет, цифры), проведение дидактических игр «Назови одним словом», «Третий лишний», чтение сказок.

Вводная часть. Непосредственная образовательная деятельность проводится с группой детей среднего возраста (4-5 лет).

Занятие состоит из нескольких частей, в ходе которых дети поэтапно выполняют разные задания. Каждая часть направлена на решение определенной задачи.

В начале занятия - организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме направлен на развитие коммуникативных качеств, становление дружеских взаимоотношений между воспитателем, детьми и гостями.

Основная часть НОД представляет собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

Для каждого момента занятия приготовлены материалы, с помощью которых дети выполняют задания игры. Занятие динамичное, используются мультимедиа, которые усиливают эмоциональное восприятие. Физкультминутка в течение занятия позволяет детям избежать утомляемости.

В заключительной части используется эксперимент с различными веществами.

Положительные результаты занятия закрепляются словесным поощрением, сюрпризным моментом.

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятии интегрированы моменты из образовательных областей:

Познание: закрепление цифр от 1 до 5, названия частей суток, цвета, времен года.

Развитие речи: дети участвуют в общей беседе, ведут диалог.

Социально-коммуникативное развитие: дети выражают доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь.

Физическое развитие: развитие двигательной активности через физкультминутку.

Художественно-эстетическое развитие: рисование корабликов.

Задача воспитателя - в каждый момент занятия активизировать самостоятельность, поддержать положительный эмоциональный настрой, активизировать речевую деятельность детей, общаться с детьми на одном уровне, поддерживая у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Материалы и оборудование:

  • записка с бутылкой,
  • шарики пяти цветов подвешенные к потолку и с номерами (желтый, красный, зеленый, голубой, оранжевый), конверты-задания висят на ленточках привязанные к шарикам,
  • листы для раскрашивания водой корабля и пирата на каждого ребенка, кисточки и стаканчик с водой,
  • карточки с изображением геометрических фигур (круг, прямоугольник, треугольник) и три обруча (красный, желтый, зеленый)
  • мяч, карта маршрута, карта разрезанная на части, сундук с кладом (монеты игрушечные и шоколадные), замок и 5 ключей,
  • мультимедиа (анимационная дидактическая игра «В гостях у сказки»)
  • для экспериментирования 3 банки (кофе, соль, речной песок и вода), рамки с песком и кисточки,
  • для оформления группы воздушные шары с изображением пиратского корабля и пирата.

Ход занятия

Приветствие

Воспитатель: Дети! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь вы друг другу. Посмотрите на меня, покажите мне свою улыбку. Желаю вам хорошего дня.

Ребята! У нас сегодня гости, давайте поприветствуем их и подарим им хорошее настроение. (Подарим на ладошке и пошлем воздушный поцелуй).

Воспитатель: Когда я пришла в детский сад, то в нашем аквариуме с золотой рыбкой я обнаружила вот эту бутылку, а в ней записку. Как вы думаете, кто её написал? (На бутылке изображение пирата).

Что же в ней написано? Прочитаем:

Воспитатель: Хотите найти клад?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отправляемся в путешествие. В пути вам нужно сверять маршрут с картой. Путешествие будет нелегким, многое может случиться. Мы будем проплывать несколько островов и на каждом острове будем выполнять задания. За каждое правильное задание мы будем получать часть карты, где лежат сокровища и ключ от сундука. Вы готовы их выполнять?

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас мы это и проверим. Для нашего путешествия нам нужно превратиться в пиратов. Давайте возьмемся за руки и закроем глаза (шум волны, моря) и скажем волшебные слова: «Крабики, кораблики, крибле крабле, бум, 1, 2, 3 повернись и в пиратов превратись». Ну вот мы и стали пиратами и готовы искать сокровища.

Воспитатель: В письме написано, что клад спрятан на одном из островов. А вы знаете, что такое остров?

Дети: Это часть суши, окружённая со всех сторон водой.

Воспитатель: А как нам с вами добраться до острова? На каком виде транспорта?

Дети: На водном (корабль, лодка, пароход).

Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем кораблики, на которых и отправимся в наше путешествие.

Дети рисуют кораблики. Рисование простой водой. Картинка превращается в цветной кораблик с пиратом.

Ну что, поплывем? Тогда в путь. (Музыка) (Рассматриваем карту)

Воспитатель: Шары подскажут нам путь. Видите на них цифры? Будем двигаться по порядку. Первая цифра 1 - желтый шар. Поплыли.

Воспитатель: Вот мы и добрались до острова с помощью ваших корабликов.

Первый остров, остров «Геометрических фигур»

Задание 1

(На ленточке, привязанной к желтому шарику 1, конверт с цифрой 1 и задание)

Воспитатель: Посмотрите, какое число здесь спрятано? (Один) Правильно. Здесь наше первое испытание. Перед нами лежат три обруча и разные геометрические фигуры. Что это за фигуры? Ответы детей. (Треугольник, прямоугольник, круг)

Фигуры нужно расположить так, чтобы:

  • в желтом кольце - были треугольники,
  • в зеленом - прямоугольники,
  • в красном - круги.

Теперь каждый положите фигуры в разноцветные обручи, а затем ответьте на вопросы:

  1. Сколько углов у квадрата?
  2. Яблоко круглое или треугольное?
  3. В детском саду выходной в воскресенье или в понедельник?
  4. Сколько пальцев у перчатки?
  5. Сколько огоньков у светофора?
  6. Сколько солнышек на небе?
  7. Сколько ушей у мышей?

(Дети выполняют задание и получают первую часть карты и ключ).

Воспитатель: Молодцы! Поищем красный шарик под цифрой 2.

Итак, второй остров - остров «Наоборот».

Задание 2. Игра «Наоборот»

Воспитатель: На этом острове всё наоборот: рыбы летают, птицы живут в воде, ночью светит солнце, летом идёт снег. Вот и наше задание на этом острове называется «Наоборот» (игра с мячом):

низкий - высокий, длинный - короткий, узкий - широкий, мягкий - твёрдый, лёгкий - тяжёлый, горячий - холодный, чистый - грязный, пустой - полный, открытый - закрытый.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием!

Воспитатель: Ребята, какой это ключ по счету (Второй), а шарик по цвету? (Красный). Отправляемся дальше (Обращаемся к карте. Обыгрывается ситуация с кораблём).

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, а здесь нам нужно поиграть в игру «Назовите время суток». Вы сможете справиться с этим заданием?

  1. Когда мы обедаем: днем или утром? (Днем)
  2. Когда мы делаем зарядку: утром или вечером? (Утром)
  3. Когда мы гуляем: ночью или днем? (Днем)
  4. Когда приходим в детский сад: вечером или утром? (Утром)
  5. Когда мы играем: ночью или днем? (Днем)
  6. Когда ложимся спать: вечером или утром? (Вечером)

Воспитатель: Вот какие молодцы и с этим заданием справились! Получите другую часть карты и второй ключ!

Воспитатель: Продолжаем наш путь! Мы уже близко к нашим сокровищам! Но у нас остались еще задания.

Воспитатель: На следующем острове живет Кот Ученый и сказки нам говорит.

Ищем зеленый шарик под цифрой 3. (Презентация. Герои сказок появляются один за другим)

Игра «В гостях у сказки»

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием! Получите еще одну часть карты. Сколько частей стало? (Три) А ключ у доктора Айболита. Возьмите его.

Физкультминутка

Воспитатель: Нам нужно сделать привал, немного разомнемся.

Быстро встаньте, улыбнитесь!
Выше, выше потянитесь
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь,
Пола ручками коснитесь.
Сели, встали, сели, встали
И на месте поскакали.

Воспитатель: Дальше мы за мной пойдем и задание найдем! Достанем голубой шар с цифрой 4.

Задание 4 «Скажи, одним словом»

Воспитатель: Сейчас я буду называть слова, а вам надо назвать их одним словом.Готовы?

- Яблоко, груша, слива, лимон - … (фрукты).

- Кровать, тумбочка, стул, шкаф - … (мебель).

- Собака, кошка, корова, коза - … (домашние животные).

- Папа, мама, бабушка, дедушка - … (родственники - семья).

- Кубик, кукла, машина, мячик - … (игрушки).

- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки - … (обувь).

- Пчела, стрекоза, муха, жук - … (насекомые).

- Самолёт, вертолёт, ракета - … (воздушный транспорт)

- Роза, ромашка, гвоздика, астра - …(цветы)

Воспитатель: Отлично! Поздравляю, вы стали обладателями еще одной части карты.

Дети, давайте посмотрим, сколько заданий уже выполнено? Сколько нам еще заданий осталось выполнить? (Одно) Осталось совсем чуть-чуть. Ищем оранжевый шар с цифрой 5.

Воспитатель: Последняя часть карты и ключ спрятаны в баночке с нерастворимыми в воде веществами. Перед вами на столе 3 баночки. В каждой баночке знакомое вам вещество. (в 1 баночке - поваренная соль, во 2 баночке - песок, в 3 баночке - растворимый кофе). Давайте узнаем, какое же вещество не растворяется в воде. Наливаем воду в баночки. Делаем вывод, что искать надо в песке. Песок не растворяется в воде. А где же нам его найти? Песочница на улице, а там зима, снег. Но у нас в группе есть песок, на котором можно рисовать. А что внутри песка? Раскопаем? Для этого нам понадобятся кисточки. (Дети кисточками разгребают песок)

Воспитатель: Молодцы дети! Нашли последнюю часть карты и пятый ключ. Соберем части карты вместе и узнаем, где спрятан клад.

(Карта собирается как пазлы.) Перевернем карту. На обратной стороне карты нарисован шатер. (Шатер стоит в спальне.) А что же в нем?

(Дети находят сундук)

Воспитатель: Вы нашли сундук, но он закрыт, смотрите здесь еще одно послание: «Чтоб открыть сундук вам потребуется найти правильный ключ к замку» вот такой:

Воспитатель: Показывает фото замка. (Дети находят замок)

Воспитатель: Спасибо большое, теперь сундук можно открыть!

В нем старинные монеты для вас. Но прежде, чем их получить ответьте: «Вам понравилось наше путешествие? Давайте посмотрим на карту и вспомним, где мы были, что делали. Какое задание больше всего понравилось? Какое задание было самым легким, а какое самое трудное?».

А теперь произнесем волшебные слова: «Крабики, корабики, крибле, крабле, бум, 1, 2, 3 повернись и в детишек превратись».

Ну вот мы опять дети и находимся в детском саду. Получите заслуженную награду.

Воспитатель: Сюрпризный момент! (Превращение игрушечных монет в шоколадные)

Мне было тоже очень интересно путешествовать с вами в поисках клада.

И сейчас в ваших шкафчиках вас ждет еще один сюрприз о нашем путешествии - воздушный шар в форме пиратского корабля.

Список литературы

  1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова. Э.М.Дорофеева и др. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. Мозаика-Синтез, 2019. - 336с.
  2. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2012
  3. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика (Популярная логопедия)». 2007

Использованные материалы:

  1. Звуки моря, голоса и шумы окружающего мира. Природа, птицы.