Цель: Активизация и закрепление полученных знаний и умений посредством участия в квест-игре. Формирование у детей развития связной речи.
Задачи:
Образовательные:
- Активизировать использование в речи специальных терминов, характеризующих противоположные параметры величин, весовых, вкусовых, температурных и других свойств предметов и явлений.
- Упражнять в счете в пределах 5; закреплять знание цифр 1-5; (порядковый и количественный счет), закреплять знания о частях суток, о цветах; закрепить умение различать и называть времена года.
- Формировать умение детей принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам, добиваться правильного результата.
Развивающие:
- Развивать память, воображение, способность составлять логическую последовательность, развивать внимание, моторику рук.
- Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- Воспитывать такие качества как дружелюбие, взаимопомощь, общительность.
- Воспитывать вежливость, умение пользоваться «волшебными» словами.
- Способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друг друга.
- Воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы, наблюдать.
Предварительная работа: разучивание приветствия, проведение физкультминутки, сборка фигур (форма, цвет, цифры), проведение дидактических игр «Назови одним словом», «Третий лишний», чтение сказок.
Вводная часть. Непосредственная образовательная деятельность проводится с группой детей среднего возраста (4-5 лет).
Занятие состоит из нескольких частей, в ходе которых дети поэтапно выполняют разные задания. Каждая часть направлена на решение определенной задачи.
В начале занятия - организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме направлен на развитие коммуникативных качеств, становление дружеских взаимоотношений между воспитателем, детьми и гостями.
Основная часть НОД представляет собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.
Для каждого момента занятия приготовлены материалы, с помощью которых дети выполняют задания игры. Занятие динамичное, используются мультимедиа, которые усиливают эмоциональное восприятие. Физкультминутка в течение занятия позволяет детям избежать утомляемости.
В заключительной части используется эксперимент с различными веществами.
Положительные результаты занятия закрепляются словесным поощрением, сюрпризным моментом.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятии интегрированы моменты из образовательных областей:
Познание: закрепление цифр от 1 до 5, названия частей суток, цвета, времен года.
Развитие речи: дети участвуют в общей беседе, ведут диалог.
Социально-коммуникативное развитие: дети выражают доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь.
Физическое развитие: развитие двигательной активности через физкультминутку.
Художественно-эстетическое развитие: рисование корабликов.
Задача воспитателя - в каждый момент занятия активизировать самостоятельность, поддержать положительный эмоциональный настрой, активизировать речевую деятельность детей, общаться с детьми на одном уровне, поддерживая у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Материалы и оборудование:
- записка с бутылкой,
- шарики пяти цветов подвешенные к потолку и с номерами (желтый, красный, зеленый, голубой, оранжевый), конверты-задания висят на ленточках привязанные к шарикам,
- листы для раскрашивания водой корабля и пирата на каждого ребенка, кисточки и стаканчик с водой,
- карточки с изображением геометрических фигур (круг, прямоугольник, треугольник) и три обруча (красный, желтый, зеленый)
- мяч, карта маршрута, карта разрезанная на части, сундук с кладом (монеты игрушечные и шоколадные), замок и 5 ключей,
- мультимедиа (анимационная дидактическая игра «В гостях у сказки»)
- для экспериментирования 3 банки (кофе, соль, речной песок и вода), рамки с песком и кисточки,
- для оформления группы воздушные шары с изображением пиратского корабля и пирата.
Ход занятия
Приветствие
Воспитатель: Дети! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь вы друг другу. Посмотрите на меня, покажите мне свою улыбку. Желаю вам хорошего дня.
Ребята! У нас сегодня гости, давайте поприветствуем их и подарим им хорошее настроение. (Подарим на ладошке и пошлем воздушный поцелуй).
Воспитатель: Когда я пришла в детский сад, то в нашем аквариуме с золотой рыбкой я обнаружила вот эту бутылку, а в ней записку. Как вы думаете, кто её написал? (На бутылке изображение пирата).
Что же в ней написано? Прочитаем:
Воспитатель: Хотите найти клад?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда отправляемся в путешествие. В пути вам нужно сверять маршрут с картой. Путешествие будет нелегким, многое может случиться. Мы будем проплывать несколько островов и на каждом острове будем выполнять задания. За каждое правильное задание мы будем получать часть карты, где лежат сокровища и ключ от сундука. Вы готовы их выполнять?
Дети: Да.
Воспитатель: Сейчас мы это и проверим. Для нашего путешествия нам нужно превратиться в пиратов. Давайте возьмемся за руки и закроем глаза (шум волны, моря) и скажем волшебные слова: «Крабики, кораблики, крибле крабле, бум, 1, 2, 3 повернись и в пиратов превратись». Ну вот мы и стали пиратами и готовы искать сокровища.
Воспитатель: В письме написано, что клад спрятан на одном из островов. А вы знаете, что такое остров?
Дети: Это часть суши, окружённая со всех сторон водой.
Воспитатель: А как нам с вами добраться до острова? На каком виде транспорта?
Дети: На водном (корабль, лодка, пароход).
Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем кораблики, на которых и отправимся в наше путешествие.
Дети рисуют кораблики. Рисование простой водой. Картинка превращается в цветной кораблик с пиратом.
Ну что, поплывем? Тогда в путь. (Музыка) (Рассматриваем карту)
Воспитатель: Шары подскажут нам путь. Видите на них цифры? Будем двигаться по порядку. Первая цифра 1 - желтый шар. Поплыли.
Воспитатель: Вот мы и добрались до острова с помощью ваших корабликов.
Первый остров, остров «Геометрических фигур»
Задание 1
(На ленточке, привязанной к желтому шарику 1, конверт с цифрой 1 и задание)
Воспитатель: Посмотрите, какое число здесь спрятано? (Один) Правильно. Здесь наше первое испытание. Перед нами лежат три обруча и разные геометрические фигуры. Что это за фигуры? Ответы детей. (Треугольник, прямоугольник, круг)
Фигуры нужно расположить так, чтобы:
- в желтом кольце - были треугольники,
- в зеленом - прямоугольники,
- в красном - круги.
Теперь каждый положите фигуры в разноцветные обручи, а затем ответьте на вопросы:
- Сколько углов у квадрата?
- Яблоко круглое или треугольное?
- В детском саду выходной в воскресенье или в понедельник?
- Сколько пальцев у перчатки?
- Сколько огоньков у светофора?
- Сколько солнышек на небе?
- Сколько ушей у мышей?
(Дети выполняют задание и получают первую часть карты и ключ).
Воспитатель: Молодцы! Поищем красный шарик под цифрой 2.
Итак, второй остров - остров «Наоборот».
Задание 2. Игра «Наоборот»
Воспитатель: На этом острове всё наоборот: рыбы летают, птицы живут в воде, ночью светит солнце, летом идёт снег. Вот и наше задание на этом острове называется «Наоборот» (игра с мячом):
низкий - высокий, длинный - короткий, узкий - широкий, мягкий - твёрдый, лёгкий - тяжёлый, горячий - холодный, чистый - грязный, пустой - полный, открытый - закрытый.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием!
Воспитатель: Ребята, какой это ключ по счету (Второй), а шарик по цвету? (Красный). Отправляемся дальше (Обращаемся к карте. Обыгрывается ситуация с кораблём).
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, а здесь нам нужно поиграть в игру «Назовите время суток». Вы сможете справиться с этим заданием?
- Когда мы обедаем: днем или утром? (Днем)
- Когда мы делаем зарядку: утром или вечером? (Утром)
- Когда мы гуляем: ночью или днем? (Днем)
- Когда приходим в детский сад: вечером или утром? (Утром)
- Когда мы играем: ночью или днем? (Днем)
- Когда ложимся спать: вечером или утром? (Вечером)
Воспитатель: Вот какие молодцы и с этим заданием справились! Получите другую часть карты и второй ключ!
Воспитатель: Продолжаем наш путь! Мы уже близко к нашим сокровищам! Но у нас остались еще задания.
Воспитатель: На следующем острове живет Кот Ученый и сказки нам говорит.
Ищем зеленый шарик под цифрой 3. (Презентация. Герои сказок появляются один за другим)
Игра «В гостях у сказки»
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием! Получите еще одну часть карты. Сколько частей стало? (Три) А ключ у доктора Айболита. Возьмите его.
Физкультминутка
Воспитатель: Нам нужно сделать привал, немного разомнемся.
Быстро встаньте, улыбнитесь!
Выше, выше потянитесь
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь,
Пола ручками коснитесь.
Сели, встали, сели, встали
И на месте поскакали.
Воспитатель: Дальше мы за мной пойдем и задание найдем! Достанем голубой шар с цифрой 4.
Задание 4 «Скажи, одним словом»
Воспитатель: Сейчас я буду называть слова, а вам надо назвать их одним словом.Готовы?
- Яблоко, груша, слива, лимон - … (фрукты).
- Кровать, тумбочка, стул, шкаф - … (мебель).
- Собака, кошка, корова, коза - … (домашние животные).
- Папа, мама, бабушка, дедушка - … (родственники - семья).
- Кубик, кукла, машина, мячик - … (игрушки).
- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки - … (обувь).
- Пчела, стрекоза, муха, жук - … (насекомые).
- Самолёт, вертолёт, ракета - … (воздушный транспорт)
- Роза, ромашка, гвоздика, астра - …(цветы)
Воспитатель: Отлично! Поздравляю, вы стали обладателями еще одной части карты.
Дети, давайте посмотрим, сколько заданий уже выполнено? Сколько нам еще заданий осталось выполнить? (Одно) Осталось совсем чуть-чуть. Ищем оранжевый шар с цифрой 5.
Воспитатель: Последняя часть карты и ключ спрятаны в баночке с нерастворимыми в воде веществами. Перед вами на столе 3 баночки. В каждой баночке знакомое вам вещество. (в 1 баночке - поваренная соль, во 2 баночке - песок, в 3 баночке - растворимый кофе). Давайте узнаем, какое же вещество не растворяется в воде. Наливаем воду в баночки. Делаем вывод, что искать надо в песке. Песок не растворяется в воде. А где же нам его найти? Песочница на улице, а там зима, снег. Но у нас в группе есть песок, на котором можно рисовать. А что внутри песка? Раскопаем? Для этого нам понадобятся кисточки. (Дети кисточками разгребают песок)
Воспитатель: Молодцы дети! Нашли последнюю часть карты и пятый ключ. Соберем части карты вместе и узнаем, где спрятан клад.
(Карта собирается как пазлы.) Перевернем карту. На обратной стороне карты нарисован шатер. (Шатер стоит в спальне.) А что же в нем?
(Дети находят сундук)
Воспитатель: Вы нашли сундук, но он закрыт, смотрите здесь еще одно послание: «Чтоб открыть сундук вам потребуется найти правильный ключ к замку» вот такой:
Воспитатель: Показывает фото замка. (Дети находят замок)
Воспитатель: Спасибо большое, теперь сундук можно открыть!
В нем старинные монеты для вас. Но прежде, чем их получить ответьте: «Вам понравилось наше путешествие? Давайте посмотрим на карту и вспомним, где мы были, что делали. Какое задание больше всего понравилось? Какое задание было самым легким, а какое самое трудное?».
А теперь произнесем волшебные слова: «Крабики, корабики, крибле, крабле, бум, 1, 2, 3 повернись и в детишек превратись».
Ну вот мы опять дети и находимся в детском саду. Получите заслуженную награду.
Воспитатель: Сюрпризный момент! (Превращение игрушечных монет в шоколадные)
Мне было тоже очень интересно путешествовать с вами в поисках клада.
И сейчас в ваших шкафчиках вас ждет еще один сюрприз о нашем путешествии - воздушный шар в форме пиратского корабля.
Список литературы
- Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова. Э.М.Дорофеева и др. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. Мозаика-Синтез, 2019. - 336с.
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2012
- Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика (Популярная логопедия)». 2007
Использованные материалы:
- Звуки моря, голоса и шумы окружающего мира. Природа, птицы.