"Природа и богатства родного края" (познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста)

Разделы: Работа с дошкольниками, Краеведение, Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Цель:

  • расширение представления детей о природе и богатстве родного края;
  • воспитание патриотических чувств.

Интегрированные задачи:

создать условия для:

  • расширения представлений детей о богатствах Урала (озёра, растения и животные, полезные ископаемые и т.д.)
  • знакомства с географической картой
  • способствовать развитию памяти, интереса к художественной литературе (сказы П.П.Бажова) обогащению словарного запаса (мегаполис, названия камней и минералов)
  • воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю.

Ход занятия

Ребята, вы все знаете, сколько вам лет?

А сколько лет вашим мамам и папам?

Как вы думаете, есть ли возраст у городов?

Все города одинаковые? Чем отличаются? (большие (мегаполисы) и маленькие, разная архитектура, разные памятники, парки и скверы, заводы и т.д.)

Какие города Челябинской области вы знаете? (выслушиваю ответы детей)

А наш город как называется? (Озёрск) Почему он так называется? (Окружён озёрами Большая и Малая Наноги, Иртяш, Кызылташ)

Как называют жителей нашего города? (озерчане).

А кто знает, кто был основателем нашего города? Верно, академик Игорь Васильевич Курчатов. И основан наш Озёрск был 9 ноября 1945 года . Нашему городу 79 лет.

Как называется область, в которой мы живём? (Челябинская область) И главный город нашей области - это… верно, Челябинск.

Предлагаю вам посмотреть на карту. (На карте показать нашу страну Россию (самая большая страна в мире), край Урал, Челябинскую область, города Челябинск, Озёрск и др.)

Ребята, вы знаете, что у каждой страны, области, города есть свой герб.

Предлагаю вам собрать герб и рассказать про него.

Дидактическая игра «Собери герб» (разрезные картинки)

(Работа в подгруппах: дети делятся на 3 команды, выбирают конверт с разрезными картинками (гербы Челябинска, Челябинской области, Озёрска, других городов Челябинской области) собирают герб рассказывают, что и почему на нём изображено)

Ребята, на столе лежат буквы, составьте из них слово. Какое слово получилось? (Урал). Край, в котором мы живём - это Урал. Наш край богат природой.

Назовите деревья, которые растут в нашем крае (берёза, дуб, ольха, клён, сосна, ель, лиственница, кедр, ясень, осина, клён)

Ребята, представляете, осина обладает высокой устойчивостью к гниению, именно по этому, её используют в строительстве. А лиственница - единственное дерево, которое не гниёт в морской воде.

На Урале много озёр, только в Челябинской области их более 3 тысяч! Какие озёра вы знаете? (ответы детей) А кто знает, какое самое крупное озеро нашей области? ( Аргази) А самое высокогорное озеро? (Зюраткуль). А самое чистое озеро - это Тургояк.

Ещё богат наш Урал животными и птицами. Каких животных Урала вы знаете? (волк, лисы, росомаха, соболь, горностай, полёвка, косули, лоси, бурундуки и т.д.) Какое самое крупное животное Урала? Вы правы, лось. Высота его достигает 2 метра 35 сантиметров, длина тела 3 метра, а вес до 600 кг. А самое маленькое животное Урала - землеройка. Её длина без хвостика всего 3 см, а вес -3,5 г.

Вот сколько много вы знаете! Устали? Давайте отдохнём немного.

Физкультминутка

Красива и богата природа нашего Урала. Но для того, чтобы сохранить эту красоту, обязательно нужно соблюдать правила поведения в природе. Давайте повторим эти правила. (Выставляю картинки с правилами поведения, дети их объясняют)

Наш край богат не только природой, но и полезными ископаемыми, ценными камнями и минералами.

Какой писатель писал много про уральские самоцветы? (Павел Петрович Бажов). Назовите сказы Павла Бажова («Медной горы хозяйка», «Огневушка-поскакушка», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Голубая змейка» и т.д.)

Ребята, а сегодня я принесла вам настоящие камни и минералы ( малахит, опал, родонит, змеевик, мрамор, горный хрусталь, пирит, сердолик, яшма, слюда, лазурит и др) и даже некоторые изделия из этих камней (шкатулка, подсвечник, хрустальная ваза, бусы, браслет и др). Давайте их внимательно рассмотрим.

(Рассматриваем и запоминаем название каждого камня и предмета, трогаем, взвешиваем в ладонях, отмечаем особенности - цвет, рисунок узора, прозрачность; дополнительно рассматриваем иллюстрации с изделиями из этих камней)

Ребята, наше занятие подошло к концу. Оно было очень насыщенным и познавательным.

О чём мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось? Что запомнилось? Что нового узнали? Про что бы вы хотели узнать больше?

Я очень горжусь тем, что мы с вами живём на Урале - таком красивом и богатом крае.