Цель: познакомиться с интересными фактами из жизни бобра: строением его зубов, чем он питается, как строит плотины и хатки.
Задачи
- Образовательная - познакомить с интересными фактами из жизни бобров.
- Развивающая - развитие пространственного воображения, восприятия размера; развитие двигательной сферы: тонкой моторики, умения управлять своими двигательными действиями, координации.
- Воспитательная - воспитать творческое отношение к разным объектам, наблюдательность.
Личностные
- Смыслообразование.
- Осознание ответственности за общее дело
Коммуникативные
- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью (умение выражать свои мысли,
- формулировать собственную позицию).
- Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
- Планирование учебного сотрудничества.
- Кооперация (умение договариваться) и согласованность (умение использовать ресурсы другого).
Регулятивные
- Целеполагание.
- Планирование.
- Прогнозирование.
- Выполнение действий по алгоритму (практическое задание в классе и дома).
- (Само-)контроль и (само-)оценка процесса и результатов деятельности.
Познавательные
- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогии, сериация.
- Установление причинно-следственных связей.
- Подведение под понятие.
- Поиск и выделение информации (домашнее задание).
Проектная задача «Личное дело» бобра
Учитель читает загадку:
Среди зверей такой один -
Строитель фирменных плотин.
Своими мощными зубами
Он справится вполне с дубами.
Скажи, пожалуйста, будь добр,
Кто этот зверь? Конечно - …
Бобр
- Здравствуйте, ребята! Вы совершенно правильно догадались! Я - инженер-бобр! Один из самых крупных грызунов. Живу я в заповеднике и уникален от жёлтого зуба до кончика хвоста. Весь я и моя жизнь необыкновенны. Но недавно со мной случилась беда и я попал в больницу. В больнице не оказалось моего «личного дела». Помогите мне восстановить его и передать в больницу, чтоб я быстрее поправился.
Учитель. Уважаемые ребята. Задания вам предстоят сложные, но интересные. Я думаю, вы с ними справитесь и «личное дело» бобра будет восстановлено. Каждое выполненное задание вы должны зафиксировать на карточках, а их приклеить в специальной книге - «личном деле». В конце занятия надо будет рассказать вам о том, что интересное вы узнали о новом герое.
Задание 1
1. Прочитайте текст.
Жизнь бобра связана с водой и побережьем. В воде он хорошо плавает, ныряет: этому способствует ряд приспособлений.
В строки таблицы впишите названия чисел 800, 15, 16, 500. В одном из столбцов прочтите название числа, указывающего, сколько минут бобр может находиться под водой? Сколько это секунд?
- Запишите в карточку № 1 сколько минут бобр может находиться под водой и переведите в секунды?
2. Прочитайте текст.
Семейство Бобровые состоит из двух видов бобров - канадского и европейского. Тело бобра вытянутое, с маленькой головой и короткой шеей, хвост сплющенный.
- Узнайте длину тела бобра в сантиметрах? Выразите эту длину в более крупной величине и запишите в карточку № 2.
С - 100, L - 50, X - 10
CCLXXX : XXVIII =
Запишите в карточку № 1.
Задание 2
1. Прочитайте текст.
Бобр - один из крупных грызунов. Он распространен в Европе, Азии (Сибирь).
- Узнайте массу бобра (в килограммах). Сравните массу тела бобра со своим весом. Запишите результат в карточку № 2
2. Прочитайте текст.
Хвост у бобра - универсальный инструмент. Это руль во время плавания и сигнальное приспособление - во время опасности бобры хлопают хвостом по воде, как бы предупреждая этим звуком остальных. Хвост служит бобру «стулом» - подгрызая дерево, он упирается в ствол передними ногами, а сидит на задних и на хвосте. Хвост - терморегулятор: он голый и снабжен кровеносными сосудами. Узнать длину бобрового хвоста вам поможет магическая фигура.
1 |
14 |
15 |
4 |
12 |
7 |
6 |
9 |
8 |
11 |
10 |
5 |
13 |
2 |
3 |
16 |
- Узнать длину бобрового хвоста вам поможет магическая фигура. Вычислите её и запишите в карточку № 2.
Задание 3
1. Составьте и вычислите все разности, которые можно записать в центре лабиринта.
- Наименьшая разность покажет, сколько лет живет бобр. Запишите это число в карточку № 3
2. Прочитай текст
Бобр - ценный пушной зверь. Он имеет не промокаемый шерстный покров, состоящий из густого подшерстка, редкой шерсти и крупных остей. Волосы в воде не намокают, поскольку смазываются жироподобным веществом. Охота на бобра запрещена.
Если вы вычислите, какого числа недостает, то узнаете, сколько тысяч бобров живут в России сейчас.
- Ответ запишите в карточку № 3.
Задание 4
1. Прочитайте текст.
Бобры не впадают в зимнюю спячку, поэтому, чтобы зимой не голодать, они заготовляют древесину. Заготавливать древесину им не трудно. Дерево толщиной в 5-7 см они спиливают за 2 минуты, толщиной 40 см - за 15 минут.
Заменив частное буквами, вы прочтёте, сколько это кубометров.
450 : 18 =
315 : 15 =
420 : 28 =
360 : 8 =
2100: 15 =
600 : 25 =
425 : 25 =
490 : 14 =
1008 : 72 =
- Ответ запишите в карточку № 4.
2. Прочитайте текст.
Бобры прекрасно приспособлены для жизни в воде и у воды. Они умеют нырять, не показываясь на поверхности 15 минут. У них так устроены губы, что позволяют грызть в воде и не захлебываться. На ногах у бобра имеются перепонки между пальцами.
Расставив буквы в нужном порядке, вы узнаете, сколько метров способен проплыть бобр под водой, задерживая дыхание.
- Ответ запишите в карточку № 4.
Задание 5
1. Прочитайте текст.
Плотина для бобров - сооружение очень важное. Во-первых, благодаря плотине поднимается уровень воды и закрывает входы в жилище, во-вторых, плотина дает животным «жизненное пространство». Бобры тщательно следят за состоянием плотин и в любое время бросаются чинить её.
Восстановите числа. Каждому числу соответствует буква. И вы узнаете длину плотины в метрах.
96 - п
9 - я
102 т
3 - ь
6 - с
97 - о
16 - т
пятьсот
- Ответ запишите в карточку № 5.
2. Прочитайте текст.
В запруде за плотиной бобры строят убежище, называемое хаткой. В хатке зимой так тепло, что в мороз виден пар, поднимающийся из вентиляционного отверстия. Узнайте высоту и диаметр хатки бобра в сантиметрах. Сколько это метров?
- Ответ запишите в карточку № 5.
Задание 6
1. Прочитайте текст.
Бобры образуют прочные и долго не распадающиеся пары. Они - заботливые родители и детенышей от себя долго не отпускают. Поэтому в семье живут бобрята и прошлого и текущего года. Обычно у бобров 6-8, иногда 10-12 членов семьи. Весной появляются на свет покрытые шерсткой и имеющие зубки бобрята, которые через 2 дня пытаются выбраться из гнезда. Если вы отгадаете ребус, то узнаете, сколько появляется на свет бобрят у одной пары.
- Ответ запишите в карточку № 6
2. Прочитайте текст.
Бобры - замечательные инженеры. Они устраивают запруды. Звери используют свои крепкие передние зубы, чтобы свалить деревья и отгрызть ветви. Потом бобры толкают или тянут бревна и ветки к реке, и перегораживая её, строят плотину. Звери замазывают илом и глиной щели между стволами и ветвями, чтобы перекрыть поток воды. Так образуется запруда. Узнайте высоту бобровой плотины (в метрах).
- Ответ запишите в карточку № 6.
Задание 7
1. Прочитайте текст.
В старину говорили: «Если хочешь себе добра, надо просто позвать бобра».
Бобр является национальным символом Канады наравне с кленовым листом.
Его вообще очень ценили. Даже размещали на денежных купюрах. Больше всего монет с изображениями бобров отчеканено в Канаде. Там есть даже одна обиходная из медно-никелевого сплава номиналом в 5 канадских центов с изображением бобра. А столь большой интерес к этому животному в Канаде объясняется тем, что бобр - неофициальный символ страны.
Начало серии серебряных монет "Сохраним наш мир" было положено в 1993 году в России, они выпускаются до настоящего времени, за исключением нескольких перерывов. Каждый выпуск посвящён одному животному, находящемуся под охраной. Вначале монеты имели номинал 3 рубля и 900 пробу металла, но в дальнейшем одному животному стали посвящать сразу 3 монеты различных номиналов (3, 25 и 100 рублей).
Придумайте свою монетку с бобром.
Ответ приклейте в карточку № 7.