Пояснительная записка
Тематическое направление: гражданское воспитание.
Актуальность
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" акцентирует внимание на создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества. В рамках этого направления предлагаю методическую разработку квест-игры: «Я уже гражданин».
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
Современная школа является главным центром, где возможно осуществление успешного гражданского воспитания и обучения. Воспитание сегодня - это воспитание патриота - гражданина. Гражданские навыки, гражданские ценности должны формироваться на протяжении всего периода обучения и воспитания. Выучить на гражданина - это совместная цель государства, школы, учителя, классного руководителя и родителей. Гражданское воспитание является одним из направлений работы классного руководителя. В 7 классе, в плане работы классного руководителя, есть перечень мероприятий в рамках гражданского воспитания. Сценарий квеста-игры можно включить в план работы.
Цель: развитие гражданско-правового образования учащихся, подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизнедеятельности в гражданском обществе. Гражданин - это сформированная компетентная личность, владеющая системой ценностей, которая определяет ее поведение, интересы и поступки и позволяет ей активно и ответственно реализовывать свои гражданские права и обязанности.
Задачи:
- Формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека.
- Развивать гражданскую инициативу и правовую ответственность учащихся.
- Развивать умения применять различные методы познания, развивать умения общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
- Развивать умения формировать свои карьерные решения, планировать стратегию собственной жизни, использовать возможности, которые представляет государство.
- Воспитывать гражданские качества.
Форма проведения
Игра-квест. Через игру педагог может увлечь ребёнка содержанием темы. В игре проявляются и развиваются разные стороны личности, формируются коммуникабельные качества. Совместно решая задачи, участвуя в игре, дети учатся общаться, учитывать мнения других.
Педагогическая технология: технология интерактивной игры.
Методы: работа в группах, «мозговой штурм», мини-проект.
Предполагаемый результат: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства. По итогам игры, учащимся предлагается «спроектировать» портрет «настоящего гражданина».
Ресурсная обеспеченность: Электронная доска для просмотра ролика, маршрутные листы, карточки-задания, маркеры, листы ватмана.
Практическая значимость: данная разработка может быть использована в работе классных руководителей, учителей - предметников.
Класс (возраст обучающихся), на который ориентировано воспитательное мероприятия: 13-14 лет (7-8 классы).
Основная часть
Ведущий (классный руководитель) сообщает тему игры-квеста, объясняет особенности его проведения, предлагает учащимся разделиться на 4 команды, придумать названия своим командам, выбрать капитана. За правильные ответы команды будут получать определённое количество очков (на каждом этапе это будет отмечаться в маршрутном листе). Кто лучше справиться с заданиями, наберёт большее количество очков, тот и станет победителем. Ведущий приглашает помощников (учащиеся старших классов) занять свои места, желает успехов всем командам.
Все помощники, стоящие на станциях, должны иметь полный комплект заданий. Технология передвижения проста - команда переходит на этапы, согласно своему маршруту. Для квеста необходимо задействовать 2-3 кабинета.