Пояснительная записка
Мир сегодня меняется с невиданной быстротой. Растет население Земли. Расширяются и углубляются международные отношения. Переплетаются экономические связи. Расширяется сеть глобальных коммуникаций. В этих условиях курс «Социальная и экономическая география мира» приобретает колоссальное значение, так как дает возможность подготовить студентов к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому образованному и культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и его будущей работы. Целью курса «Социальная и экономическая география мира» является расширить кругозор обучающихся, их представление о современном мире с политической, экономической, социальной, культурной стороны общественной жизни, представление о месте России в современном мире, для правильного восприятия и оценки событий настоящего времени.
Большое внимание при изучении учебной дисциплины «География» уделено практическим работам, целью которых является закрепление и расширение знаний учебно-теоретического материала. Особое внимание уделяется работе с контурными картами, что формирует пространственное воображение студентов, целостное восприятие географической картины мира. Не меньшее внимание при проведении практических работ уделяется составлению различных географических характеристик, способствующих не только изучению учебной дисциплины, но и развитию умения правильно и логично излагать свои мысли, использовать различные географические источники для получения новой информации.
Учебное пособие содержит 14 практических работ по основным разделам курса: «Политическое устройство мира», «География населения мира», «География мировых природных ресурсов», «География мирового хозяйства», «Регионы и страны мира», «Россия в современном мире», «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества». В каждой практической работе поставлена цель ее проведения, указаны необходимые обеспечивающие средства, определена последовательность выполнения заданий разного уровня сложности.
Учебное пособие предназначено для проведения практических работ по программе учебной дисциплины «География».
Практическая работа №1
Тема: "Ознакомление с политической картой мира"
Цель:
- ознакомиться с политической картой мира. Научиться использовать карты различной тематики, учебник, справочные и статистические материалы для:
- отбора и фиксации на контурной карте заданных географических объектов;
- определения тенденций и закономерностей развития географических процессов и явлений.
Оборудование: учебник, атлас, контурная карта.
Ход работы
Задание №1. В начале XXI века на политической карте мира насчитывается следующее количество государств и несамоуправляющихся территорий: 120, 185, 230, 240, 265, 300. Укажите правильный ответ.
Задание №2. Укажите, какие из перечисленных ниже стран входят одновременно в первую десятку стран мира по размерам территории и по численности населения:
- Россия;
- ФРГ;
- Индия;
- Индонезия;
- Пакистан;
- Китай;
- Нигерия;
- Бразилия;
- Мексика;
- Австралия.
Задание №3. Укажите, какие из перечисленных ниже государств, расположены на островах и архипелагах:
- Великобритания;
- Исландия;
- Эстония;
- Кувейт;
- Шри-Ланка;
- Индонезия;
- Мадагаскар;
- Танзания;
- Куба;
- Япония.
Задание №4. Укажите государства, которые не имеют выхода к открытому морю:
- Боливия;
- Венгрия;
- Замбия;
- Израиль;
- Мали;
- Монголия;
- Италия;
- Узбекистан;
- ФРГ;
- Швейцария.
Задание №5. Заполните таблицу, используя приведенные ниже географические названия и числа: Бразилия, Испания, Мадрид, Пакистан, Претория, Бразилиа, 46, 52, 179, 804, 1221, 8512:
Страна |
Площадь, тыс. км2 |
Население, млн чел. |
Столица |
1. | 505 | ||
2. | Исламабад | ||
3. ЮАР | |||
4. | 192 |
Задание №6. Подберите пары по принципу «Страна-столица»:
1. Австралия |
а) Алжир |
2. Алжир |
б) Бангкок |
3. Белоруссия |
в) Богота |
4. Венесуэла |
г) Дамаск |
5. Кения |
д) Канберра |
6. Колумбия |
е) Каракас |
7. Норвегия |
ж) Минск |
8. Сирия |
з) Найроби |
9. Таиланд |
и) Осло |
10. Чехия |
к) Прага |
Задание №7. Укажите, к какому из следующих типов относится большинство стран мира:
1) к экономически развитым;
2) к развивающимся;
3) к странам с переходной экономикой.
Задание №8. Выберете из предложенного списка государства, входящие в состав «большой семерки»:
- Италия;
- Испания;
- Великобритания;
- Бельгия;
- Польша;
- Россия;
- Индия;
- США;
- Канада;
- Австралия.
Задание №9. Определите, к какой из подгрупп развивающихся стран относятся следующие государства:
- Бангладеш;
- Бразилия;
- Индия;
- Кувейт;
- Непал;
- ОАЭ;
- Малайзия;
- Сомали;
- Таиланд;
- Эфиопия.
Ответ дайте по следующей форме:
Ключевые страны __________________
Новые индустриальные станы __________________
Нефтедобывающие страны __________________
Наименее развитые страны __________________
Задание №10. Укажите, какие из следующих регионов мира выделяются по количеству «горячих точек»:
- Западная Европа;
- Юго-Западная Азия;
- Южная Азия;
- Юго-Восточная Азия;
- Восточная Азия;
- Северная Африка;
- Африка к югу от Сахары;
- Северная Америка;
- Латинская Америка;
- Австралия и Океания.
Ниже приводится ряд утверждений, относящихся к форме правления стран мира. Определите, какие из них правильные, а какие - нет.
- В республиках и конституционных монархиях законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству.
- Верховная власть в монархиях передается по наследству.
- Республик в мире меньше, чем монархий.
Задание №12. Укажите, какие страны имеют республиканскую форму правления:
- Австрия;
- Армения;
- Бельгия;
- Великобритания;
- Египет;
- Мексика;
- Нидерланды;
- Турция
- Франция;
- Япония.
Задание №13. Дополните следующие предложения:
- Государство, в котором действует единая законодательная, исполнительная и судебная власть, называется _______________.
- Государство, в котором наряду с едиными властями существуют отдельные территориальные единицы, имеющие собственную законодательную, исполнительную и судебную власть, называется _______________.
Задание №14. Работа с контурной картой (Рис. 1.):
- Обозначьте пять государств, самых больших по размерам территории (закрасить красным цветом);
- Обозначьте пять крупнейших стран по количеству населения (заштриховать зеленым цветом);
- Нанесите голубым цветом пять государств с монархической формой правления;
- Нанесите черным штрихом пять стран, имеющих федеративное административно-территориальное устройство;
- Обозначьте пять стран, которые являются «горячими точками» на современной политической карте мира (закрасить фиолетовым цветом).
Задание №15*. Выберите одну из стран, играющих важную роль в мировой политике. Дайте письменную характеристику ее политико-географического положения, исходя из ее взаимоотношений с соседними странами, государствами, входящими в политические и военно-политические блоки, из ее положения по отношению к очагам региональных и локальных конфликтов и «горячим точкам» планеты.
Запишите общий вывод.
Литература: География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.П.Максаковский. - 26-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 416 с. (страницы №11-24)