Использование музыкального материала на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки, Музыка, Общепедагогические технологии


Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и при проникновении в их эмоциональную сферу.

Одним из более эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой "сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания". Использование песен на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин. Во-первых, учащиеся сразу приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети этого возраста особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, ибо специально подобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус. Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчество благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны жизни народа страны изучаемого языка. Песне присуща коммуникативная функция. При этом в отличие от учебных текстов обще страноведческого характера, которые информируют читателя или слушателя, т.е. воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве страноведческого материала оказывают воздействие на эмоции человека и его художественную память.

Сформулируем методические преимущества песен в обучении иностранному языку:

  1. Песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает её активизации;
  2. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции;
  3. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т.д.;
  4. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучении. иностранного языка.
  5. Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников.

Что касается этапов урока, на которых песенный материал может быть применен, то они различны. В зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал используется:

  1. Для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
  2. На этапе введения, первичного закрепления и тренировки детей в употреблении лексического и грамматического материала;
  3. На любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений;
  4. Как своего рода релаксация в середине и в конце урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

Методика использования каждой песни предусматривает предварительное введение, активизацию и закрепление лексико-грамматического материала используемых песен.

Примерная последовательность работы с песней:

  1. Краткое вступительное слово о песне: её характер, стиль и особенности аккомпанемента, основное содержание, история создания, установка на первичное восприятие песни;
  2. Первое музыкальное предъявление песни; знакомство с музыкальной стороной песни: особенностями мелодии, ритма, деление на музыкальные фразы;
  3. Проверка понимания содержания песни (дословный перевод текста общими усилиями учащихся под руководством учителя);
  4. Фонетическая отработка текста песни. На начальном этапе обучения иностранному языку целесообразно применять в основном способ имитации;
  5. Повторное прослушивание песни: работу на этом этапе лучше проводить с опорой на текст;
  6. Чтение текста песни с дальнейшей отработкой звуков и интонации, работу также рекомендуется проводить с опорой на текст песни;
  7. Разучивание мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы или аккомпанемента.

На последующих двух-трёх уроках достаточно повторить песню один-два раза, чтобы её слова запомнились прочно и надолго. В памяти учащихся закрепляются необходимые для речи словосочетания и грамматические структуры.

При введении нового грамматического материала учащиеся легко узнают введённые с некоторым опережением грамматические структура, что существенно облегчает закрепление нового материала.

Песня помогает учащимся в наиболее интересной для них форме повторить и запомнить буквы в той последовательности, в какой они расположены в алфавите.

"The Alphabet Song"

A, B, C, D, E, F, G, H,
I, J, K, L, M, N, O, P,
Q, R, S, T, U, V,W, X
And Y and Z
Happy, happy we shall be
When we learn our ABC's

Четвероклассники с интересом инсценируют песенку на мотив песенки «В траве сидел кузнечик» следующую песенку

What can we do for you, Mum? (3 раза)
What can we do for you?
What can we do? What can we do?
What can we do for you, Mum? (2 раза)

Распевая песенку, школьники легко и непроизвольно заучивают модальные глаголы и лексику, которая понадобится им в рассказе о том, как они помогают маме дома. Песенка разучивается в течение нескольких уроков, во время проведения фонетической зарядки.

Стимулом для бесед и дискуссий могут стать современные, популярные среди молодёжи песни. Можно предложить самим учащимся принести их на урок в записи. Желательно, чтобы они были интересны по содержанию и стимулировали ребят к последующему обсуждению, высказыванию своего отношения к песне, её содержанию и исполнению.

Политические песни могут вызвать разговор о международной ситуации, о социальных проблемах общества; лирические песни являются поводом к беседе о взаимоотношениях людей.

Темами для устного или письменного высказывания в классах углубленного изучения языка, дополнительным средством презентации и активизации языкового материала могут стать отрывки из музыкальных произведений разных жанров. Удачно подобранное музыкальное произведение может лучше слов настроить обучающихся на восприятие и воспроизведение текстов монологического и диалогического характера, на формулировку темы неподготовленного высказывания и жанра разыгрываемой сценки. Вот пример задания для стимулирования неподготовленного высказывания: «Прослушайте данный музыкальный отрывок и попробуйте передать на иностранном языке его основную тему, настроение, чувства, возникшие у вас». Или: «Попробуйте составить рассказ или описание по ассоциациям с услышанной музыкой». Наиболее удачными в плане развития навыков устной речи являются те музыкальные произведения, которые созвучны изучаемым темам или текстам, помещённым в учебнике: «Времена года», «Внешность и характер людей», «Спорт», «Театр», «Музыка», «Живопись».