Россия в конце 16 века

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цели:

  • построение знаний об изменениях, произошедших в России в конце 16 века. определение направлений внутренней и внешней политики Федора Ивановича и Бориса Годунова.
  • развитие исследовательских умений работать с различными источниками и видами информации, анализировать, обобщать, делать выводы.
  • формирование развития интереса к историческому прошлому нашей страны

Учебник: Арсентьев Н.М., Данилов А.А, Курукин И.В., Токарева А.Я. под редакцией Торкунова А.В. Г. История России.

Встреча с проблемой.

Актуализация опыта

  1. Учитель предлагает учащимся вспомнить в каком состоянии находилась Россия во времена опричнины.
  2. Создание проблемной ситуации. Как вы думаете, какие изменения произошли в России в конце 16 века?
  3. Осознание и формулирование проблемы. Как вы считаете, правление Федора Ивановича и Бориса Годунова явились продолжением политики правления Ивана Грозного?
  4. Построение знаний.
  5. Сбор информации. Учитель распределяет работу между группами.

Поскольку нам предстоит изучить большой объём информации, предлагаю распределить работу между группами, а потом обменяться результатами поиска и сделать общий вывод.

1 группа работает с текстом учебника с. 89-90: Внутренняя политика Федора Ивановича. Ищет ответ на вопросы:

  1. В каком состоянии находилась Россия после правления Ивана IV?
  2. Перечислите основные внутриполитические действия царя Федора Ивановича.
  3. Почему «заповедь» на выход крестьян в Юрьев день из временной меры превратилась в постоянную?
  4. Как в связи с этим изменилось положение крестьянства? 5. Какое значение для развития Российского государства имело учреждение патриаршества?

2 группа работает с текстом учебника с. 90-91: Внешняя политика Федора Ивановича.

  1. Назовите основные задачи внешней политики Федора Ивановича.
  2. Выделите основные направления внешней политики Федора Ивановича.
  3. Каковы были основные результаты внешнеполитической деятельности царя Федора Ивановича?

3 группа работает с текстом учебника с. 91: Пресечение династии Рюриковичей

  1. Определите сколько лет правила династия Рюриковичей?
  2. В связи с чем она пресеклась?
  3. В чем суть «угличского» дела
  4. Выскажите свое мнение был ли причастен Борис Годунов к смерти царевича Дмитрия?

4 группа работает с текстом учебника с. 91-93: Царь Борис Годунов.

  1. Как вы оцениваете личность Бориса Годунова?
  2. Как оцениваете предпринятые им действия направления группы дворянских детей за границу для обучения?
  3. Удалось ли Борису Годунову стать успешным правителем?
  4. Назовите основные направления его деятельности во внутренней и внешней политике.

Рефлексия

Ученикам предлагается написать резюме, закончив фразами: «Меня удивило…», «Оказывается…», «Я понял (а), что…».

Каждый ученик читает свое резюме в группе, затем желающие читают всему классу.

Учитель просит детей оценить значение тех умений работать с источниками информации, которую они приобрели на уроке.