Цели:
- построение знаний об изменениях, произошедших в России в конце 16 века. определение направлений внутренней и внешней политики Федора Ивановича и Бориса Годунова.
- развитие исследовательских умений работать с различными источниками и видами информации, анализировать, обобщать, делать выводы.
- формирование развития интереса к историческому прошлому нашей страны
Учебник: Арсентьев Н.М., Данилов А.А, Курукин И.В., Токарева А.Я. под редакцией Торкунова А.В. Г. История России.
Встреча с проблемой.
Актуализация опыта
- Учитель предлагает учащимся вспомнить в каком состоянии находилась Россия во времена опричнины.
- Создание проблемной ситуации. Как вы думаете, какие изменения произошли в России в конце 16 века?
- Осознание и формулирование проблемы. Как вы считаете, правление Федора Ивановича и Бориса Годунова явились продолжением политики правления Ивана Грозного?
- Построение знаний.
- Сбор информации. Учитель распределяет работу между группами.
Поскольку нам предстоит изучить большой объём информации, предлагаю распределить работу между группами, а потом обменяться результатами поиска и сделать общий вывод.
1 группа работает с текстом учебника с. 89-90: Внутренняя политика Федора Ивановича. Ищет ответ на вопросы:
- В каком состоянии находилась Россия после правления Ивана IV?
- Перечислите основные внутриполитические действия царя Федора Ивановича.
- Почему «заповедь» на выход крестьян в Юрьев день из временной меры превратилась в постоянную?
- Как в связи с этим изменилось положение крестьянства? 5. Какое значение для развития Российского государства имело учреждение патриаршества?
2 группа работает с текстом учебника с. 90-91: Внешняя политика Федора Ивановича.
- Назовите основные задачи внешней политики Федора Ивановича.
- Выделите основные направления внешней политики Федора Ивановича.
- Каковы были основные результаты внешнеполитической деятельности царя Федора Ивановича?
3 группа работает с текстом учебника с. 91: Пресечение династии Рюриковичей
- Определите сколько лет правила династия Рюриковичей?
- В связи с чем она пресеклась?
- В чем суть «угличского» дела
- Выскажите свое мнение был ли причастен Борис Годунов к смерти царевича Дмитрия?
4 группа работает с текстом учебника с. 91-93: Царь Борис Годунов.
- Как вы оцениваете личность Бориса Годунова?
- Как оцениваете предпринятые им действия направления группы дворянских детей за границу для обучения?
- Удалось ли Борису Годунову стать успешным правителем?
- Назовите основные направления его деятельности во внутренней и внешней политике.
Рефлексия
Ученикам предлагается написать резюме, закончив фразами: «Меня удивило…», «Оказывается…», «Я понял (а), что…».
Каждый ученик читает свое резюме в группе, затем желающие читают всему классу.
Учитель просит детей оценить значение тех умений работать с источниками информации, которую они приобрели на уроке.