Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Цель мероприятия: в игровой форме закрепить полученные знания, умения, навыки.
Задачи:
образовательные:
- закрепить у учащихся знание алфавита (последовательность букв, их правильное название), умение четко различать буквы и звуки, умение отгадывать загадки, ребусы, сравнивать слова, различающиеся одной буквой, составлять пословицы;
- продолжить формирование навыка выразительного чтения стихотворений наизусть; познакомить с правилами обращения с книгами;
развивающие:
- развивать фонематический слух, память, логическое мышление, внимание, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитиюречевых умений;
воспитательные:
- поддерживать интерес и воспитывать любовь к русскому языку, чтению;
- воспитывать бережное отношение к книге.
Планируемые результаты:
Личностные
- формирование интереса к чтению, бережного отношения к книгам;
- освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми.
Предметные
- закрепят знания о русском алфавите;
- приведут в систему знания об изученных звуках и буквах, их обозначающих;
- научатся выразительному чтению стихотворений;
- поупражняются в разгадывании загадок и ребусов;
- познакомятся с правилами обращения с книгами.
Метапредметные
Регулятивные:
- проявляют способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий
Коммуникативные:
- учатсяоформлять свои мысли в устной форме;
- высказывать и аргументировать свою точку зрения;
- слушать и понимать речь других;
- осуществлять совместную деятельность.
Познавательные:
- ориентируются в своей системе знаний;
- добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроках, извлекают информацию, представленную в форме иллюстраций;
- выполняют учебно-познавательные действия.
Оборудование:
- компьютер, проектор, презентация;
- карточки с изображением букв, «Азбуки», учебника «Литературное чтение»;
- фонограммы песен («Азбука», «Дружба с букварем»,);
Ход мероприятия
Дети входят в класс под песню из клипа «Дружба с Азбукой».
Учитель. Сегодня у нас большой праздник, посвященный прощанию с «Азбукой». Мы выучили все буквы русского алфавита, умеем произносить звуки, знаем все секреты. Настала пора совершить увлекательное путешествие в страну 33 букв которые могут составить сотни тысяч слов. И так мы расскажем гостям, чему мы научились за это время в школе.
Стихи
1.
Всех знакомых, незнакомых -
И серьезных, и веселых.
Первый класс, первый класс,
Пригласил на праздник вас.
2.
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
3.
Пусть зовут нас шестилетки,
Пусть не ставят нам отметки.
Не ведем мы дневники,
Все же мы ученики.
(Стук в дверь. Входит Почтальон)
Учитель:
А вот и в гости к нам кто - то пожаловал!
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Ответы детей: (Хором)
Это он, это он,
Наш весёлый почтальон!
Почтальон:
Здравствуйте дорогие ребята!
Ой, как вас много и какие вы все красивые!
А первоклассники-то здесь есть?
Ответы детей: Да!
Почтальон: Ну тогда получите посылку!
Учитель: Интересно, что же в этой посылке?
Почтальон:
А вы отгадайте:
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а разговаривает.
Ответы детей: Это книга!
Почтальон:
Правильно, это книга!
Но она необыкновенная, она волшебная!
(почтальон достаёт азбуку)
Учитель: Да это же ваша, ребята, азбука! Обыкновенная азбука, не пойму, почему же она волшебная?
Почтальон: Она волшебная! Она может ожить, а для этого ребята должны дружно похлопать в ладоши!
(на доске появляется слайд с изображением Азбуки)
Азбука:
- Здравствуйте, дети! Узнали меня?
Я - Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать
Меня изучишь хорошо -
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Учитель: - Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы можем показать, чему научились за эти полгода. Будь нашей гостьей!
Азбука: - Спасибо за приглашение!
Учитель: Азбука, а почему тебя так назвали?
Азбука: Всё очень просто. Сейчас мы называем буквы а, бэ, вэ, гэ. А раньше букву А называли аз, Б - буки, В - веди. Так и получилось моё название от двух первых букв алфавита Аз и Буки - Азбука. (садится)
Учитель: - Дорогие, гости! С первых дней учебы в школе мы изучали не только грамматику и математику, но и школьные правила. Ребята, какие правила поведения в школе мы теперь знаем и соблюдаем?
(Ученики читают на экране правила поведения в школе)
Ученик:
Вставайте дружно каждый раз,
Когда учитель входит в класс.
Ученик
Парта - это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно
Ученик:
Ответить хочешь - не шуми,
А только руку подними.
Учитель спросит - надо встать.
Когда он сесть позволит - сядь!
Ученик:
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Учитель:
Буквы - значки
Как бойцы на парад
В четком порядке, построены, в ряд
Каждый в условленном месте стоит
И называется … (хором) - Алфавит!
Учитель: А почему буквы разного цвета? Чем отличаются буква от звука?
Слайд. Презентация
Сколько букв в алфавите? Какие буквы не обозначают звуков? Сколько гласных букв? Сколько согласных букв? А сколько гласных звуков?
Слайд.
Игра «Угадай букву!
(Раздается стук, входит Нехочуха - переодетый персонаж)
Нехочуха: - Ой! Куда это я попал?
Учитель: - Во-первых, здравствуйте, во-вторых, кто вы такой?
Нехочуха: - Я - Нехочуха! Знаете такого? Помните такого? А вы что тут делаете?
Учитель: Мы - ученики 1 класса, у нас сегодня праздник.
Нехочуха: - Я тоже хочу на праздник.
Учитель: - Мы тебя приглашаем. Но ответь нам, пожалуйста, ты в каком классе учишься?
Нехочуха: - Я нигде не учусь!
Учитель: - Как, нигде?! Значит, ты и читать и писать не умеешь?!
Нехочуха: - А зачем мне это надо? Я - Нехочуха!
Учитель: Но ведь ты ничего в жизни не добьешься! Без знаний никуда не сможешь устроиться на работу! Вот попробуй прочитать, что написано на экране.
СЛАЙД 2:
Нехочуха: - Не знаю и знать ничего не хочу!
Учитель: Стыдно должно быть, Нехочуха! Ребята, а вы что скажете Нехочухе?
(Ответы детей)
Дети: Слайд.
- Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста, прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
Ну, прочитай еще страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Учитель: - Нехочуха! Не хочешь ли ты поиграть с нами?
Сегодня у нас праздник, поиграем в игру.
1. «Подскажи словечко». Назови рифму.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе …(живот) . рифма…..
Михаил залез на дуб
чтобы врач не вырвал… (зуб) . рифма ….
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф) . рифма …..
И бежит Айболит к бегемотикам
И хлопает их по … (животикам) . рифма …..
Учитель: Нехочуха, тебе понравилось?
Игра «Сколько слогов?»
На столе лежат цифры. Учитель называет слова: Бабушка, пол, велосипед, зонтик, баранка, библиотека. Дети подбегают, берут цифру, соответствующую количеству слогов в слове. Если верно, хлопаем в ладоши, если нет топаем ногами..
Учитель: - Молодцы, ребята! И Нехочухе тоже понравилось, как я вижу.
Учитель:
Вот все буквы перед вами
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами,
В слово буквы все собрать.
Пазл «Азбука»
Физминутка
Учитель: Можно вас назвать дружными ребятами? Сейчас проверим! Дружно соберите пословицы.
- Молодцы. За всё это нужно сказать спасибо АЗБУКЕ.
- А умеете ли вы разгадывать ребусы?
Слайд 3
Пробуем разгадать. (Бабочка. Мороз. Булка). МОЛОДЦЫ!
А Нехочухе было трудно, так как он этого ничего не знает.
Нехочуха: - Да, ребята сами читали, разгадывали, а я только слушал и мне было как-то не по себе.
Учитель: - Это от того, что читать ты не умеешь!
- Дорогой, Нехочуха! Понравилось ли тебе у нас на празднике? Ты по-прежнему будешь говорить "не хочу, не буду читать"?
Нехочуха: - Нет! Я понял, что чтение - лучшее учение. Не научившись читать и писать, ничему не научишься!
Азбука, можно я с тобой буду дружить? Я хочу научиться читать, как эти первоклассники.
Азбука: Конечно, можно!
Учитель: Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим.
«Сказочная викторина»
- Снежная принцесса. (Снежная королева.)
- Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
- Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
- Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
- Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
- Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
- Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
- Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
- Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
- Луковый мальчик. (Чипполино.)
- Приключения Зазнайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
Учитель:
Молодцы, первоклассники!
Вы прочли Азбуку до корки,
Вам по чтению пятерки!
Позади нелегкий труд,
Слогового чтения.
Вам сегодня выдаю - Удостоверения!
В том, что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки
Вы прочтете любые книжки.
Вручение Удостоверений.
Удостоверения, подтверждающие изучениея всех букв Русского Алфавита.
Дети.
1.
Мы прочтем любые книжки,
Разберемся в словаре.
Потому что всюду буквы,
Те же, что и в Азбуке.
2.
Мы хотим сказать тебе спасибо!
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы До свидания!
Здравствуй! - новой книге говорим!
Азбука: - Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости! И в этом, ребята, вам поможет новая книга. Это книга - литературное чтение.
Литературное чтение
- Я знаю, ребята, что вы все аккуратные, и всё же я хочу, чтобы вы выполняли мою просьбу.
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай
И корешок не поломай.
Меня в бумагу оберни.
Где взял меня - туда верни.
Запомни я - твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, где будет отдыхать Азбука до следующего года?
Ответы детей: В библиотеке.
Учитель: - Давайте сейчас проверим, знаете ли вы правила обращения с книгой. Предлагаю вам игру «Да - нет». Вам нужно будет ответить на вопрос «Что любит книжка?» Я вам даю варианты ответов, а вы, если согласны, должны говорить хором «Да». Если не согласны - «Нет!»
Итак, что любит книжка?
Обложку. - Да.
Грязные руки. - Нет.
Закладку. - Да.
Дождик и снег. - Нет.
Бережное отношение. - Да.
Ласку. - Да.
Яичницу. - Нет.
Чистые руки. - Да.
Валяться на полу. - Нет.
Драться. - Нет.
Жить на книжной полке. - Да.
Любознательных читателей. - Да.
- Молодцы, РЕБЯТА, теперь вы знаете все правила обращения с книгой.
Резерв Учитель: Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко».
Игра «Доскажи словечко»
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома-
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче … (здравствуй)Вылез крот на белый свет
И сказал ежу … (привет)Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать … (пожалуйста)Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте любезны, будьте … (добры)
- Порвал воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо: - Меня … (извините)
- Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите … (до свидания)
- Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо).
Учитель: - Ну, что, ребята, дальше по лестнице знаний поведёт нас книга - Литературное чтение. Она научит нас быть честными, смелыми, добрыми. Успехов вам в учёбе!
- Уважаемые, гости! Дорогие, ребята! Наш праздник заканчивается. Я благодарю всех, кто принимал участие в организации этого мероприятия.