Времена глаголов

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, глагол, времена глаголов


Дидактическая цель урока: развивать умение определять времена глаголов.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели:

  • Познакомить учащихся с изменением глаголов по временам;
  • Научиться определять время глагола, изменять глаголы по временам;
  • Формировать бережное отношение к слову, интерес к предмету, воспитывать активность и самоконтроль.

Ожидаемые результаты:

Предметные:

  • Выделять глаголы среди других частей речи;
  • определять времена глаголов по вопросам;
  • использовать формы глагола в своей речи;

Метапредметные:

Познавательные:

  • Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник для приобретения, уточнения и перепроверки сведений.
  • Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.

Коммуникативные:

  • Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.
  • Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.
  • Строить небольшие устные и письменные высказывания, стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.

Регулятивные:

  • Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.
  • Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий.
  • Оценивать свои достижения, трудности.

Личностные:

  • Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.
  • Элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи.
  • Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкий;
  • видеоурок из материалов МЭШ, карточка «ГЛАГОЛ»;
  • карточки для индивидуальной работы в парах, карточки для индивидуальной работы с указанием времени глагола, конверты.

Ход урока

I. Организационный момент

1.

Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.

- Послушайте загадку.

Интересная часть речи в русском языке живет
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Все расскажет нам… (глагол)

2. Мы продолжаем изучение темы «Глагол» (на доску вывешивается табличка «Глагол»)

Давайте вспомним информацию о глаголе.

  • Что такое глагол?
  • Что обозначает глагол?
  • На какие вопросы отвечает глагол?
  • Чем в предложении является глагол?
  • Что такое неопределённая форма глагола? (примеры слов на -ть, -ти, чь)
  • Как изменяется глагол?

II. Синтаксический разбор предложения

Убегает мышь по сухим листьям.

  • Подчеркните грамматическую основу предложения. Обозначьте части речи над всеми словами. Определите число глагола.
  • На какой вопрос отвечает глагол? (Что делает?)

III. Самоопределение к деятельности

  • Измените вопрос так, чтобы действие происходило в разное время:
  • Что делает мышь сегодня? (Убегает)
  • Что делала вчера? (Убегала)
  • Что будет делать завтра? (Будет убегать)
  • Что происходит с глаголами? (Они изменяются)
  • Прочитайте тему урока на с.111.

Сформулируйте задачи урока по опорным словам. (Мы узнаем, что такое время глаголов. Научимся его определять, будем употреблять различные формы глагола в речи.)

IV. Работа по учебнику

Упр.195 (с.111) /устное выполнение/

  • На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени? Что обозначают глаголы в настоящем времени? В каких предложениях употреблены глаголы в настоящем времени?
  • На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? Что обозначают глаголы в прошедшем времени? В каких предложениях употреблены глаголы в прошедшем времени?
  • На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени? Что обозначают глаголы в будущем времени? В каких предложениях употреблены глаголы в будущем времени?

V. Работа над новым материалом

Тема урока: «Времена глаголов».

Цель нашего урока: научиться определять времена глаголов; изменять глаголы по временам.

  • Работа с видеоматериалом. Материалы МЭШ; Булаева Светлана Александровна; частично используемый материал по теме урока
  • Работа по учебнику, с.112, отработка правила «Времена глаголов».

VI. Физминутка (показ движений учителем)

VII. Первичная проверка понимания усвоенного материала

1) Упр.196 (с. 112) (самостоятельная работа)

2) Проверка выполненного.

3) Работа в парах.

- А сейчас вы поработаете парами. Составим памятку - схему. Вам нужно будет написать напротив каждого времени глагола вопросы и в какой момент речи это происходит /вчера, сегодня, завтра/; написать по 1 примеру в каждую колонку.
Желаю вам удачи!

Глаголы в форме настоящего времени
(наст.вр)

Глаголы в форме прошедшего времени
(прош.вр)

Глаголы в форме будущего времени
(буд.вр)

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

  • Проверьте, пожалуйста, друг у друга.
  • Сравните работу с эталоном /с.112/
  • Как определить время глагола? (по вопросу и значению)

4) Игра «Доставь письмо».

Будем играть в игру «Доставь письмо». На доске прикреплены конверты. На них я написала адрес: прошедшее время, настоящее время, будущее время. Берёте карточку с глаголом, определяете время глагола, кладёте в нужный конверт.

Таблички с глаголами: кричу, молчишь, пишем, задрожал, прыгали, рассказывали, сделаем, буду рисовать, построят, окружает.

VIII. Закрепление пройденного материала на уроке

Работа по учебнику.

Упр. 197 (с.112).

  • Прочитайте предложения.
  • Назовите глаголы, которые употреблены в переносном значении.
  • Назовите время и число глаголов в каждом предложения.
  • Выполните письменные задания к упражнению.
  • Проверка выполненного (чтение по цепочке слов с пропущенными орфограммами, объяснение их написания; проверка определения времени и числа глаголов).

IX. Рефлексия

1) Определение временных форм глаголов

- Определите время глаголов /устно/

(Учащиеся используют сигнальные карточки с буквами Н, П, Б)
Зазеленела, поют, расцветёт, посинел, побежал, плетёт, полетели, нарисует, споёт, рисует, читает, позвонит, съездит, стряхнул, появятся.

2) Работа в Тренажёре по русскому языку

Упр.8 (с.91).

(Самостоятельная работа. Проверка индивидуально учителем на оценку 5-10 тетрадей выборочно.)

3) Оцените свою работу с помощью знаков «!»; «+»; «-» /поставить нужный знак в рабочей тетради/

X. Подведение итогов урока

  • Назовите тему нашего урока по русскому языку сегодня.
  • На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?
  • На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
  • На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?
  • Как определить время глагола?

XI. Домашнее задание

Упр.199 (с.113); выучить правило, с.112.

Список литературы

  1. Канакина В.П. Горецкий В.Г. Русский язык, 3 класс, часть 2. - М.: Просвещение. 2018. -159 с.
  2. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. Пособие для учителя. 3 класс. - М.: Вако. 2022. - 462 с.
  3. Тихомирова Е.М. Тренажёр по русскому языку к учебнику Канакиной В.П.
  4. Горецкого В.Г. 3 класс. - М.: Экзамен. 2019. - 96 с.

Ресурсы Интернет:

  1. https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/2884952/view
  2. Материалы МЭШ; Булаева Светлана Александровна; частично используемый материал по теме урока.