Дидактическая цель урока: развивать умение определять времена глаголов.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели:
- Познакомить учащихся с изменением глаголов по временам;
- Научиться определять время глагола, изменять глаголы по временам;
- Формировать бережное отношение к слову, интерес к предмету, воспитывать активность и самоконтроль.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
- Выделять глаголы среди других частей речи;
- определять времена глаголов по вопросам;
- использовать формы глагола в своей речи;
Метапредметные:
Познавательные:
- Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник для приобретения, уточнения и перепроверки сведений.
- Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.
Коммуникативные:
- Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.
- Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.
- Строить небольшие устные и письменные высказывания, стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.
Регулятивные:
- Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.
- Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий.
- Оценивать свои достижения, трудности.
Личностные:
- Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.
- Элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи.
- Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.
Оборудование:
- учебник «Русский язык» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкий;
- видеоурок из материалов МЭШ, карточка «ГЛАГОЛ»;
- карточки для индивидуальной работы в парах, карточки для индивидуальной работы с указанием времени глагола, конверты.
Ход урока
I. Организационный момент
1.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
- Послушайте загадку.
Интересная часть речи в русском языке живет
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Все расскажет нам… (глагол)
2. Мы продолжаем изучение темы «Глагол» (на доску вывешивается табличка «Глагол»)
Давайте вспомним информацию о глаголе.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Чем в предложении является глагол?
- Что такое неопределённая форма глагола? (примеры слов на -ть, -ти, чь)
- Как изменяется глагол?
II. Синтаксический разбор предложения
Убегает мышь по сухим листьям.
- Подчеркните грамматическую основу предложения. Обозначьте части речи над всеми словами. Определите число глагола.
- На какой вопрос отвечает глагол? (Что делает?)
III. Самоопределение к деятельности
- Измените вопрос так, чтобы действие происходило в разное время:
- Что делает мышь сегодня? (Убегает)
- Что делала вчера? (Убегала)
- Что будет делать завтра? (Будет убегать)
- Что происходит с глаголами? (Они изменяются)
- Прочитайте тему урока на с.111.
Сформулируйте задачи урока по опорным словам. (Мы узнаем, что такое время глаголов. Научимся его определять, будем употреблять различные формы глагола в речи.)
IV. Работа по учебнику
Упр.195 (с.111) /устное выполнение/
- На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени? Что обозначают глаголы в настоящем времени? В каких предложениях употреблены глаголы в настоящем времени?
- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? Что обозначают глаголы в прошедшем времени? В каких предложениях употреблены глаголы в прошедшем времени?
- На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени? Что обозначают глаголы в будущем времени? В каких предложениях употреблены глаголы в будущем времени?
V. Работа над новым материалом
Тема урока: «Времена глаголов».
Цель нашего урока: научиться определять времена глаголов; изменять глаголы по временам.
- Работа с видеоматериалом. Материалы МЭШ; Булаева Светлана Александровна; частично используемый материал по теме урока
- Работа по учебнику, с.112, отработка правила «Времена глаголов».
VI. Физминутка (показ движений учителем)
VII. Первичная проверка понимания усвоенного материала
1) Упр.196 (с. 112) (самостоятельная работа)
2) Проверка выполненного.
3) Работа в парах.
- А сейчас вы поработаете парами. Составим памятку - схему. Вам нужно будет написать напротив каждого времени глагола вопросы и в какой момент речи это происходит /вчера, сегодня, завтра/; написать по 1 примеру в каждую колонку.
Желаю вам удачи!
Глаголы в форме настоящего времени
(наст.вр) |
Глаголы в форме прошедшего времени
|
Глаголы в форме будущего времени
|
Отвечают на вопросы |
Отвечают на вопросы |
Отвечают на вопросы |
- Проверьте, пожалуйста, друг у друга.
- Сравните работу с эталоном /с.112/
- Как определить время глагола? (по вопросу и значению)
4) Игра «Доставь письмо».
Будем играть в игру «Доставь письмо». На доске прикреплены конверты. На них я написала адрес: прошедшее время, настоящее время, будущее время. Берёте карточку с глаголом, определяете время глагола, кладёте в нужный конверт.
Таблички с глаголами: кричу, молчишь, пишем, задрожал, прыгали, рассказывали, сделаем, буду рисовать, построят, окружает.
VIII. Закрепление пройденного материала на уроке
Работа по учебнику.
Упр. 197 (с.112).
- Прочитайте предложения.
- Назовите глаголы, которые употреблены в переносном значении.
- Назовите время и число глаголов в каждом предложения.
- Выполните письменные задания к упражнению.
- Проверка выполненного (чтение по цепочке слов с пропущенными орфограммами, объяснение их написания; проверка определения времени и числа глаголов).
IX. Рефлексия
1) Определение временных форм глаголов
- Определите время глаголов /устно/
(Учащиеся используют сигнальные карточки с буквами Н, П, Б)
Зазеленела, поют, расцветёт, посинел, побежал, плетёт, полетели, нарисует, споёт, рисует, читает, позвонит, съездит, стряхнул, появятся.
2) Работа в Тренажёре по русскому языку
Упр.8 (с.91).
(Самостоятельная работа. Проверка индивидуально учителем на оценку 5-10 тетрадей выборочно.)
3) Оцените свою работу с помощью знаков «!»; «+»; «-» /поставить нужный знак в рабочей тетради/
X. Подведение итогов урока
- Назовите тему нашего урока по русскому языку сегодня.
- На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?
- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?
- На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?
- Как определить время глагола?
XI. Домашнее задание
Упр.199 (с.113); выучить правило, с.112.
Список литературы
- Канакина В.П. Горецкий В.Г. Русский язык, 3 класс, часть 2. - М.: Просвещение. 2018. -159 с.
- Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. Пособие для учителя. 3 класс. - М.: Вако. 2022. - 462 с.
- Тихомирова Е.М. Тренажёр по русскому языку к учебнику Канакиной В.П.
- Горецкого В.Г. 3 класс. - М.: Экзамен. 2019. - 96 с.
Ресурсы Интернет:
- https://uchebnik.mos.ru/composer3/lesson/2884952/view
- Материалы МЭШ; Булаева Светлана Александровна; частично используемый материал по теме урока.