Направленность программы: естественнонаучная.
Уровень программы: ознакомительный.
Возраст обучающихся: 6-11 лет.
Срок реализации программы: 3 года.
Введение
Важнейшими компонентами любой деятельности человека выступают интеллектуальное и мыслительное развитие, следовательно, для успешной социализации обучающихся необходимо сформировать высокий уровень мыслительных процессов, умение осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, делать умозаключения, выдвигать гипотезы, строить суждения, находить варианты решения нестандартных задач.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время возникла потребность родителей младших школьников в повышении мотивации обучающихся к изучению основных общеобразовательных предметов, развитии универсальных учебных действий, общему творческому и интеллектуальному развитию. В сложившейся ситуации необходимо выйти на новый уровень взаимодействия общего образования и дополнительного с учетом назначения, содержания и особенностей организации деятельности, анализа достижений. Программа позволяет компенсировать недостаточный объем учебной деятельности, осуществляемый учащимися на уроках математики, а также предусматривает включение задач и заданий, направленных на развитие различных видов памяти, внимания, воображения и формирует нестандартное мышление, чувство уверенности в своих силах. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявлять самостоятельность, формировать умения работать в условиях поиска, развивать сообразительность, любознательность. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное открытие, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволяет учащимся реализовать свои возможности.
Данная программа направлена на:
- создание условий для развития учащегося
- развитие мотивации к познанию
- приобщение к общечеловеческим ценностям
- интеллектуальное и духовное развитие личности учащегося
- обеспечение эмоционального благополучия учащегося
- взаимодействие педагога с семьей
Рабочая программа «Клуб юных знатоков» разработана с учетом многолетнего собственного опыта преподавания в начальных классах. Мной были рассмотрены и изучены дополнительные общеобразовательные программы:
- Рабочая программа Долговой С.В. «Юный эрудит»
- Рабочая программа Корюковой Е.В. «Эрудит»
- Рабочая программа Захаровой А.М. «Эрудит»
- Рабочая программа Карякиной И.И «Юный эрудит»
- Рабочая программа Стрелкова И.Н. «Умники и умницы»
Отличительные особенности данной образовательной программы от существующих в этой области заключаются в том, что в ней предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в интеллектуальную деятельность. Данная программа способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд метапредметных связей. Организация работы позволяет каждому учащемуся включиться в работу и почувствовать успех. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена деятельности в течение одного занятия, передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий. Программа способствует поиску новых методов и форм в организации процесса ценностно-ориентированного воспитания.
Программа является стартовой площадкой для участия в онлайн-олимпиадах на платформе «Учи.ру», Московской олимпиаде «Московский четвероклассник 21 век», олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», входящих в Перечень значимых мероприятий Департамента образования города Москвы.
Цель программы - повысить мотивацию учащихся к изучению основных общеобразовательных предметов, развивать универсальные учебные действия в интеллектуальной деятельности и воспитывать познавательный интерес к общечеловеческим ценностям.
Задачи программы:
Задачи в обучении:
- Научить различным приемам проверки, выбирать способ сравнения объектов, группировать по заданному или самостоятельно установленному правилу.
- Формировать навыки поисковой, проектной и исследовательской деятельности.
- Формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения в практической деятельности.
задачи в развитии:
- Развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительное восприятие, воображение.
- Развивать способности к аналитическому мышлению, умение проводить сравнительный анализ, синтез, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, и делать выводы.
- Развивать языковую культуру и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, аргументировано доказывать свою точку зрения.
- Выявлять одаренных учащихся, создавать условия для реализации и совершенствования их потенциала.
задачи в воспитании:
- Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу.
Возраст обучающихся по программе:
- Дополнительная общеобразовательная программа «Клуб юных знатоков» предназначена для обучающихся следующих возрастных категорий: 6-11 лет.
Срок реализации программы:
- Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы «Клуб юных знатоков» составляет 3 года.
Форма обучения:
- очная
- коллективная (численный состав - 25 человек).
Набор осуществляется без предварительного отбора, по желанию и интересу обучающегося.
Режим занятий:
- занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 45 минут учебного времени и обязательный 15-минутный перерыв). На занятиях педагогом используется индивидуально-личностный подход.
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
Программные требования к знаниям
Учащиеся будут знать:
- различные приемы проверки
- способы сравнения объектов
- научатся группировать по заданному или самостоятельно составленному плану
- овладеют навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности
Программные требования к умениям и навыкам
Учащиеся будут уметь:
- проводить сравнительный анализ, синтез, сравнения, обобщения, классификации
- научатся выделять главное, доказывать, опровергать и делать выводы
- полученные знания и умения будут применять в практической деятельности
По окончании программы:
Программные требования к уровню воспитанности:
Учащиеся научатся:
- общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу.
Программные требования к уровню развития:
В процессе работы у учащихся:
- будут сформированы различные виды памяти, внимания, воображение
- будут раскрыты способности к аналитическому мышлению
- учащиеся четко и ясно будут высказывать свои мысли
- по результатам личных достижений будут выявлены одаренные ученики
Механизм выявления образовательных результатов программы:
Формы и содержание итоговых занятий:
- итоговое занятие по программе проводится в форме отчетной конференции, на которой будут представлены наиболее интересные и яркие проекты по изученным темам по выбору учащихся; также будет подведен итог участия в олимпиадах
Способы фиксации учебных результатов программы:
- проверочная работа обучающего характера
- взаимопроверка
- самостоятельное конструирование задач
- участие в олимпиадах и конкурсах ДОгМ
- защита творческих работ
Методы выявления результатов воспитания:
- анкетирование
- индивидуальная беседа
- наблюдение
Методы выявления результатов развития:
- входной мониторинг
- промежуточный мониторинг
- итоговый мониторинг
Формы подведения итогов реализации программы:
- Презентация детских работ, подведение итогов участия в олимпиадах и конкурсах ДОгМ.