Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе в условиях ФГОС 3 поколения

Разделы: Профессия — педагог


Во второй половине 20 века в педагогическую практику было введено понятие смыслового чтения. Это подход к чтению, в основе которого лежит понимание прочитанного текста, анализ его значимости и формулирование выводов. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) 3 поколения призван сделать акцент на развитии коммуникативных навыков учеников, в том числе и на формировании навыков смыслового чтения.

Роль смыслового чтения в учебном процессе

Смысловое чтение играет важнейшую роль в учебном процессе, поскольку позволяет ученикам:

  • Понимать информацию, изложенную в тексте
  • Анализировать прочитанное, выделять ключевые моменты
  • Формулировать выводы и делать обобщения
  • Развивать критическое мышление
  • Применять прочитанное в повседневной жизни

Основные принципы формирования навыков смыслового чтения в начальной школе по ФГОС 3 поколения

  1. Индивидуализация обучения.** Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, необходимо подходить к формированию навыков смыслового чтения гибко и дифференцированно.
  2. Формирование мотивации.** Важно не только научить детей читать осмысленно, но и заинтересовать их процессом чтения. Это поможет им более активно воспринимать информацию и развиваться.
  3. Развитие речевых навыков.** Для полноценного смыслового чтения необходимо развивать не только навыки понимания текста, но и умение выражать свои мысли и ассоциации на его основе.
  4. Использование современных образовательных технологий.** Использование интерактивных методик, компьютерных программ, аудио- и видеоматериалов способствует более эффективному формированию навыков смыслового чтения.

Методы формирования навыков смыслового чтения в начальной школе

  1. Работа со смысловыми аспектами текста. Учитель может проводить уроки, на которых внимание уделяется не только подробностям текста, но и глубокому пониманию его смысла.
  2. Использование вспомогательных материалов. Разнообразные иллюстрации, аудио- и видеоматериалы могут способствовать лучшему усвоению материала и формированию интереса к чтению.
  3. Развитие умений анализировать текст. Постановка вопросов к прочитанному, обсуждение содержания и выводов с учащимися помогают им лучше усваивать информацию.
  4. Интерактивные формы работы. Игры, дискуссии, ролевые игры - все это помогает детям на практике применять навыки смыслового чтения.

Отсюда следует, что формирование навыков смыслового чтения в начальной школе в условиях ФГОС 3 поколения является важной задачей современной школьной педагогики. Правильно организованное обучение поможет ученикам не только усвоить информацию из текстов, но и развить критическое мышление, умение анализировать и делать выводы. Сформированные навыки смыслового чтения станут фундаментом для успешной учебной и повседневной жизни учащихся.