Витамины. Роль витаминов и их практическое значение для здоровья человека

Разделы: Биология

Ключевые слова: витамины


Цели урока:

Образовательные:

  • продолжить формирование знаний о биологической роли витаминов и их практическом значение для здоровья человека. Научиться применять полученные знания о витаминах в повседневной жизни.

Развивающие:

  • способствовать развитию навыков исследовательской деятельности, умения делать выводы, выделять главное, применять свои знания на практике, осмысливать задачу для решения которой недостаточно знаний.

Воспитательные:

  • формировать социальные компетенции учащихся как творческой личности с положительными нравственными качествами; прививать культуру здорового образа жизни.

Тип урока: комбинированный, практико-ориентированный.

Методы и методические приемы: частично-поисковый; создание проблемной ситуации, беседа, выступления учащихся с сообщениями, объяснение материала с использованием презентации, практическая работа, самостоятельная работа; индивидуальная работа.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Систематизация изученного материала.
  3. Изучение нового материала. Практическая работа
  4. Рефлексия.
  5. Информация о домашнем задании.

Оборудование:

  • компьютер и мультимедийный проектор; презентация «Азбука здоровья»;
  • лабораторное оборудование: пробирки, пипетки; раствор йода, крахмальный клейстер;
  • сок свежего лимона, яблочный сок, капустный рассол, горячая вода; разные виды
  • крема для лица и тела; H2SO4; HNO3; FeSO4; уксусная кислота; раздаточный материал:
  • инструктивные карточки для проведения практической работы.

Подготовка к уроку: за неделю до проведения урока некоторым учащимся класса (по желанию) дается задание: подготовить сообщения по заданным темам. Задача учителя состоит в координации работы: необходимо дать план сообщения, порекомендовать источники информации.

Презентация

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Приветствие учеников и учителя, организация рабочего места, инструктаж по работе с листами самооценки.

Обсуждение высказывания "Здоровье - это та вершина, которую каждый должен преодолеть сам". В.Шененберг

Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день словом «здравствуйте», то есть желаем здоровья. Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. Человеку на всю жизнь дается только один организм, и мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

Цель урока: продолжить формирование знаний о биологической роли витаминов и их практическом значении для здоровья человека.

«Фотогалерея» (слайд презентации)

1. Перед вами портреты мужчин. Кто эти люди? Почему мы вспомнили о них?

Сообщения учащихся об истории открытия витаминов.

Впервые вывод о существовании неизвестных веществ, абсолютно необходимых для жизни сделал Николай Иванович Лунин в 1880 г. Он обнаружил, что мыши не могут выжить, питаясь искусственной смесью из белка, жира, сахара и минеральных солей. Вывод Лунина не получил признания. Научный мир не спешил признавать существование каких - то неизвестных веществ. Но работа Лунина не была забыта, напротив, она стимулировала дальнейшие исследования в этом направлении. В 1889 г голландский врач X.Эйкман обнаружил у кур заболевание, сходное с бери-бери (что означает "оковы"). Болезнь вызывалась при питании полированным рисом кур сидящих в клетках - судороги сводили им шею и ноги. Многие из них в конце погибли. А куры, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, так как они находили себе самую разнообразную пищу. Всякий раз, когда Эйкман кормил кур только очищенным рисом, у них, обязательно, развивалось, заболевание бери-бери, когда он кормил больных кур неочищенным рисом, они выздоравливали. Что же находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал. Однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями. К 1910 г. был накоплен достаточный материал для открытия витаминов.

В 1911-1913 гг. произошёл прорыв в этом направлении. Польский биохимик К.Функ в 1911 г. получил из рисовых отрубей жёлтые кристаллики, одной тысячной доли грамма было достаточно, чтобы вылечить голубей от бери-бери. Функ назвал открытое им вещество "витамин" от латинского вита - жизнь и амине - класс химических соединений, к которому принадлежит это вещество. В 1922 г. советский учёный Бессонов, одновременно с венгерским Сцент-Гьерги, выделил витамин С из капусты. Сейчас известно более 30 витаминов, которые делят на водорастворимые: С, В и жирорастворимые: А, Д, Е, К. Обозначают витамины буквами латинского алфавита - чудесная азбука здоровья.

2. На картине неизвестного художника запечатлён корабельный врач, оказывающий помощь больным морякам.

- Чем больна команда? Какой диагноз вы бы поставили?

- Что является лекарством?

3. Что такое витамины? Как классифицируют витамины? Где могут содержаться витамины, необходимые нашему организму?

Витамины - органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ. Требуются человеку в небольших количествах. (Учащиеся записывают определение витаминов в тетрадь.)

Витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей.

Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.

Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). В настоящее время известно около 80 витаминов

Классификация витаминов.

Все известные нам витамины делятся на две группы: жирорастворимые и водорастворимые.

Жирорастворимые витамины - A, D, E и К - попадают в организм с жирами пищи

К водорастворимым витаминам относятся 8 витаминов группы В и витамины С, РР и другие.

Учитель: Используя таблицу № 1 «Суточная потребность (мг) в некоторых витаминах для детей и подростков» Определите свою норму употребления витаминов в сутки.

Возраст

В1

В2

В6

С

РР

7-10 лет

1,4

1,9

1,7

60

15

11-13 лет

1,7

2,3

2,0

72

19

14-17 лет (юноши)

1,9

2,5

2,2

79

21

14-17 лет (девушки)

1,7

2,2

1,9

69

18

«Айболит»

Можете ли вы объяснить термины: Авитаминоз, гипервитаминоз, гиповитаминоз?

Виды витаминной недостаточности. Недостаток витаминов в пище ведет к снижению работоспособности, сопротивляемости организма инфекциям и действию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Недостаток того или иного витамина в организме - гиповитаминоз, состояние, которое чаще всего выражается в ослаблении иммунитета. Избыток витаминов - гипервитаминоз.

Существенный недостаток витамина или его полное отсутствие приводит уже к более тяжелому состоянию - авитаминозу.

Работа с тестом, чтобы определить, достаточно ли витаминов в вашем организме.

Тест «Есть ли у меня авитаминоз?»

1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
А - да Б- нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
А - да Б - нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
А - да Б - нет

4. Свойственны ли вам весной раздражительность, утомляемость?
А - да Б - нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
А - да Б - нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?

А - да Б - нет

Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
А - да Б - нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
А - да Б - нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?
А - да Б - нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?
А - да Б - нет

Подсчет результатов:

  • За каждый ответ «А» - 1 балл,
  • За каждый ответ «Б» - 0 баллов
  • 0 баллов. Вы - идеальный человек! На вас следует равняться.
  • 1 - 2 балла. Риск авитаминоза невысок.
  • 3 - 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.
  • 6 - 8 баллов. Авитаминоз - фон вашей жизни.
  • 9 - 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни.

Работа в группах.

На слайде вы видите фотографии больных людей. Используя таблицу № 2, помогите решить обозначенную проблему.

Группа А. Экспедиция В.Беринга закончилась трагически. Моряки и сам Беринг заболели, болезнь выражалась в том, что кровоточили десна, шатались и выпадали зубы, образовывались синяки на теле, что говорило о кровотечении из сосудов. Многие умерли. Что это была за болезнь? Как можно было спасти моряков? (Гиповитаминоз витамина С вызвало цингу. Были необходимы свежие овощи, кровь животных.)

Группа С. Голландский врач Эйкман, в 1896 году, работая на острове Ява, исследовал заболевание со следующими симптомами: расстройство движений, паралич. Он обнаружил, что среди коренного населения острова процент заболевания был выше среди лиц, питавшихся полированным рисом, очищенным от оболочки. В своих опытах он установил, что при кормлении кур полированным рисом, у них появляются симптомы, аналогичные проявлениям болезни у человека. Добавляя в пищу, водный экстракт из отрубей риса, Эйкман добился изменения этого заболевания. Как называлась эта болезнь? Из-за чего она возникала? Можно ли предотвратить развитие этой болезни? («Бери-Бери». Гиповитаминоз витамина В. Необходимо употреблять оболочки и зародышевую часть зерна риса, ржи, пшеницы, печень, сердце).

Группа В. Известный актёр, клоун Ю.В.Никулин в книге «Почти серьёзно» рассказывал, что во время Великой Отечественной войны многие солдаты в тёмное время не могли ориентироваться. Во время боя, те солдаты, у которых не было этого заболевания, подносили снаряды к орудиям. Чем это было вызвано? Как называется эта болезнь? Из-за чего она возникает? Можно ли предотвратить её развитие? («Куриная слепота». Гиповитаминоз витамина А, необходимо есть овощи и фрукты, содержащие этот витамин).

Группа D. В некоторых странах существует традиция: женщины полностью закрывают своё тело одеждой, оставляя лишь щель для глаз. Перечислите нежелательные эффекты, в функционировании организма которые могут возникнуть у таких женщин. Назовите причину.

В Англии в конце ХVIII века у населения целых кварталов кости теряли прочность, искривлялись. Из-за чего возникала так называемая «английская болезнь»? Можно ли предотвратить её развитие? («Рахит». Гиповитаминоз витамина Д, необходимы продукты рыбий жир, мясо жирных рыб, печень, яичный желток)

Всем группам. На одном из уроков ученик мне сказал, что съел сразу всю упаковку витаминов, и ничего с ним не было. Как бы вы ответили на моем месте? (Внешние симптомы могут сразу и не проявиться, но может быть нарушение работы внутренних органов, особенно почек и печени).

Что может стать причиной авитаминоза?

Причинами авитаминоза могут быть:

  • Стрессы - при них интенсивно расходуются витамины В1; В2; В3; В6; Р8;
  • Загрязненная окружающая среда, воздействие радиоактивных и химических веществ, ядов;
  • Длительный прием антибиотиков;
  • Недостаточное пребывание на свежем воздухе;
  • Алкоголь и табакокурение. Ядовитые компоненты табачного дыма разрушают витамин «С». У курильщиков потребность в витаминах возрастает в 1,5-2 раза.

Если в пище отсутствует хотя бы один витамин, нарушается вся цепочка обменных реакций. Избыток витаминов приводит к чрезмерному ускорению обменных процессов или направляет их по другому пути. В обоих случаях происходит нарушение обмена веществ.

Важную роль в обеспечении организма витаминами традиционно отводят обогащению рациона свежими овощами и фруктами. Однако их потребление неизбежно имеет сезонные ограничения. Наиболее эффективным методом коррекции витаминной обеспеченности человека является регулярный прием витаминных препаратов.

Как правильно принимать витамины.

Искусственный витамин - это кристалл, который становится активным только в том случае, если приобретет пространственную структуру естественного витамина. Как правило, лишь небольшая часть принимает структуру природного витамина, «Остаток» оседает на стенках сосудов, что ведёт к их повреждению.

Приём витаминов должен вестись с учётом пола, возраста, общего состояния организма, работы, режима питания, после консультации врача.

ВСЕ ВИТАМИННЫЕ ПРЕПАРАТЫ ПРИНИМАТЬ ТОЛЬКО ВО ВРЕМЯ ИЛИ ПОСЛЕ ЕДЫ, так они лучше всасываются в желудке и тонкой кишке.

ВСЕ ВИТАМИНЫ делятся на МОНОВИТАМИНЫ - содержат только один какой - то витамин (например, только А) и ПОЛИВИТАМИНЫ, которые содержат несколько групп + мин. соли.

ВСЕ ПОЛИВИТАМИНЫ ЛУЧШЕ НЕ РАЗЖЁВЫВАТЬ, А ГЛОТАТЬ, ЗАПИВАЯ ВОДОЙ, а вот таблетки аскорбиновой кислоты с глюкозой можно сосать.

В зимне - весенний период, людям желательно принимать препараты, содержащие аскорбиновую кислоту - до 70 миллигр. в сутки.

СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ, ЧТО витаминные препараты, принятые в избытке, могут вызвать ОТРАВЛЕНИЕ в организме.

ДЕТЯМ НЕ РАЗРЕШАЙТЕ ЕСТЬ ВИТАМИНЫ, КАК ЛАКОМСТВО. ПРИНИМАЙТЕ ВИТАМИНЫ ТОЛЬКО ПО УКАЗАННЫМ ДОЗАМ!

Что мешает усвоению витаминов:

  • алкоголь - разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;
  • никотин - разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;
  • кофеин - разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;
  • аспирин - уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;
  • антибиотики - разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;
  • снотворные средства - затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.

«Удивительная азбука здоровья»

Выясним, что значит каждый витамин для кожи?

  • Витамин А. Ускоряет отшелушивание отмерших роговых клеток, делает кожу более гладкой и эластичной. Этот витамин особенно необходим сухой коже.
  • Витамин Е. Является антиоксидантом, т.е. препятствует окислительным процессам, ведущим к преждевременному старению. Витамин Е обладает высокой проникающей способностью и без особых трудностей достигает глубоких слоев кожи. Косметические средства с этим витамином способствуют увлажнению кожи и являются легким фильтром ультрафиолетовых лучей.
  • Витамин С. Самый дефицитный для кожи, т.к. снабжение им ухудшается вследствие физических и психических стрессов. Он играет важную роль в образовании коллагена и укреплении кожной ткани. Недостаток витамина С, приводит к преждевременному старению и высыханию кожи.
  • Витамин К. Сдерживает развитие воспаления, уменьшает отеки. Часто препараты с этим витамином используют для наружного лечения кожной пигментации.
  • Витамин F. Содержится в основном в растительных маслах. Недостаток его приводит к шелушению кожи. Особенно эффективен он для возрастной, увядающей кожи.

Экспериментальная часть урока

Качественное определение витамина А

Цель опыта: экспериментально доказать наличие жирорастворимого витамина А в предложенном образце.

Внимание: техника безопасности (работа с уксусной и серной кислотой)!

Ход опыта

1. В пробирку поместить 0,5 г крема, добавить 5 капель уксусной кислоты, насыщенной сульфатом железа (II); затем добавить 1-2 капли концентрированной серной кислоты.

Результат эксперимента, выводы:

Ход опыта

Наблюдения

Выводы

0,5 г крема+ 5 капель уксусной кислоты, насыщенной сульфатом железа (II) + 2 капли конц. серной кислоты.

Появляется голубое окрашивание, постепенно переходящее в розово-красное.

В данном образце присутствует жирорастворимый витамин А, о наличие которого свидетельствует изменение окраски.

Качественное определение витамина Е

Цель опыта: экспериментально доказать наличие жирорастворимого витамина Е в предложенном образце.

Внимание: техника безопасности (работа с конц. азотной кислотой)!

Ход опыта

1. В пробирку поместить 0,3 - 0,5 г крема, добавить 10 капель концентрированной азотной кислоты. Содержимое пробирки встрянуть, поместить на водяную баню и нагреть до 70 o С.

Результат эксперимента, выводы:

Ход опыта

Наблюдения

Выводы

0,5 г крема+ 10 капель конц. азотной кислоты.
Встряхнуть, нагреть до
70 o С. На водяной бане.

Образуется эмульсия, которая постепенно расслаивается и верхний маслянистый слой приобретает красную окраску

В данном образце присутствует жирорастворимый витамин Е, о наличие которого свидетельствует изменение окраски.

Практическая работа по определению витамина С

Цель опыта: экспериментально доказать наличие водорастворимого витамина С в предложенных образцах.

Внимание: техника безопасности (работа со спиртовкой)!

Ход опыта

  1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.
  2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.
  3. Возьмите свежий лимон и выдавите 1 мл сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился, то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет - то мало.
  4. Проделайте подобный опыт с рассолом квашеной капусты, яблочным соком.
  5. Нагрейте яблочный сок над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности. Проделайте предыдущий опыт с остывшим соком.
  6. Сделайте вывод.

Ход опыта

Наблюдения

Выводы

1. Добавляю к соку свежего лимона раствор крахмального клейстера с йодом (синяя окраска)

Наблюдаю обесцвечивание раствора, что говорит о наличии витамина С в лимоне

В данном образце присутствует водорастворимый витамин С, о наличие которого свидетельствует изменение окраски.

2. Опыт с рассолом квашеной капусты

Обесцвечивание раствора

В данном образце присутствует водорастворимый витамин С, о наличие которого свидетельствует изменение окраски.

3. Опыт с яблочным соком

Обесцвечивание раствора

Есть витамин С

4. Опыт с нагретым соком

Окраска раствора не изменяется

В данном образце витамин С отсутствует, т.к. окраска раствора не изменилась.

Закрепление изученного материала

«Можно ли витаминами запастись впрок»?

Ни один витамин не в состоянии выполнять физиологические функции, присущие другим веществам этой группы. Именно поэтому для обеспечения адекватного витаминного статуса необходим регулярный (продолжительный) прием соответствующих поливитаминных комплексов, обеспечивающих детей и взрослых этими веществами в необходимых количествах.

«Многие люди считают, что витамины нужны только маленьким детям и больным. Так ли это?».

Витамины необходимы всем возрастным категориям населения.

«Действительно ли витамин С защищает от гриппа».

Доказанной противовирусной активностью аскорбиновая кислота не обладает. Но известно, что люди с дефицитом витамина С в большей степени подвержены риску заболеть гриппом. Назначение повышенных (но не многократно) доз аскорбиновой кислоты в период заболевания или после выздоровления - общепризнанная мера.

Рефлексия

  • Понравился ли тебе урок? Что нового вы сегодня узнали?
  • Что тебе показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе? В чем возникли затруднения? Что помогло их решить?
  • Достигли ли мы поставленной цели?
  • Оцени, пожалуйста, свой вклад в работу класса.