Обучение говорению на уроках английского языка посредством ролевой игры

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


Обучение иностранным языкам представляет собой синтез формирования и развития умений и навыков у учащихся по четырем видам речевой деятельности - говорение, чтение, аудирование и письмо. Невозможно овладеть языком на высоком уровне не развивая все эти четыре аспекта. Все современные программы и УМК построены таким образом, чтобы тренировать у учащихся все виды речевой деятельности.

Предмет английский язык не является профильным во многих школах, поэтому аспект говорение представляет собой особую трудность для некоторых учащихся, так как содержит не только лексические и грамматические, но и психологические трудности. Некоторые учащиеся не могут преодолеть так называемый языковой барьер. В этом случае акт коммуникации состояться не может, что мешает порождению речи, а, следовательно, овладению языком.

Некоторые учащиеся чувствуют себя неловко и скованно при выражении своего мнения по какой-либо теме, боясь сделать фонетическую, лексическую или грамматическую ошибку. Это наиболее заметно у учащихся старших классов, находящихся в подростковом возрасте, так как они не хотят выглядеть в неприглядном свете перед своими одноклассниками, боясь показаться менее умными и успешными, чем другие их сверстники.

Задача учителя заключается в снятии психологической боязни говорения на иностранном языке. Для этого необходимо создать теплую дружескую атмосферу в классе, установить доверительные отношения с каждым из учащихся индивидуально и между учащимися в группе в целом, повысить мотивацию изучения иностранного языка. Безусловно, нужно обращать внимание на ошибки и исправлять их, но чрезвычайно вежливо и корректно. Это желательно делать после того, как учащийся закончил свое высказывание.

При обучении аспекту говорения для снятия психологического барьера достаточно эффективно использовать в работе ролевые игры. Смоделированная ситуация ролевой игры позволяет решить коммуникативную задачу по максиму приближенную к живому общению. Учащиеся осуществляют коммуникацию в мини группах, что, в значительной степени, снижает или полностью устраняет боязнь совершения ошибки при выражении своего мнения, ввиду того, что уровень языковой компетенции в группе примерно одинаковый.

При проведении ролевой игры, учитель должен ясно и четко поставить цель, объяснить правила и ход игры, заранее подготовить раздаточный материал. Пути решения коммуникативной задачи и достижения цели учащиеся продумывают самостоятельно, что позволяет актуализировать употребление лексических и грамматических единиц в ситуации естественного общения, развить логическое мышление и фантазию.

Рассмотрим пример ролевой игры по теме "Healthy lifestyle", которая рассчитана на учащихся старших классов. Данную ролевую игру можно использовать на уроке для отработки и закрепления лексики по теме "Food and Health" или проводить как итоговое мероприятие в конце изучения темы, после освоения учащимися лексических и грамматических единиц.

Необходимо разделить учащихся на две команды и распределить роли. Это можно сделать по желанию учащихся или способом жеребьевки. Учитывая, что средняя наполняемость языковой группы 10-15 человек, то в каждой команде окажется по 5-7 чел. Одна команда -"Nutritionists", другая - "Patients".

Каждому участнику команды " Nutritionists" выдаются одинаковые карточки. Например:

Imagine that you are a nutritionist. Your patient has some health problems. Listen to the patient attentively and according to the symptoms he/she has:

  • Define what kind of illnesses your patient has;
  • Prescribe some kind of balanced diet to the patient;
  • Recommend some other ways of improving the health of the patient beyond healthy eating

Команде "Patients" выдаются индивидуальные карточки с детальной информацией персонажа, от лица которого им придется выступать. Например:

Patient 1:

Alice Burns
Age: 30
Weight: 125 kg
Health: eats 3 chocolate bars and a big piece of cake daily, out of breath when walking or climbing the stairs, bad smell from her mouth.

Patient 2:

Angela Green
Age: 65
Weight: 67 kg
Health: high blood pressure, dizziness, during last 3 years she had 5 bone fractures.

Patient 3:

Collin Gibbons
Age: 75
Weight: 60 kg
Health: doesn't remember every day events, likes sweets and puts 5 lumps of sugar in a cup of tea, always is looking for his glasses.

Patient 4:

Arthur Brigs
Age: 18
Weight: 60 kg
Height: 145 cm
Health: can't calculate simple numbers, always in a bad mood, drinks black coffee 5-6 times a day.

Patient 5:

Debbie Farrell
Age: 20
Weight: 38 kg
Health: skips breakfast and dinner, very slow and nervous, has pale skin.

Ход игры

  • учащиеся разбиваются на группы, согласно ролям, прописанным в их карточках;
  • составляют диалоги (время на подготовку 7-10 мин);
  • презентуют диалоги;
  • слушают внимательно диалоги друг друга и оценивают качество и уместность данных рекомендаций;
  • учитель подводит итоги и выставляет оценки в зависимости от полноты решения коммуникативной задачи и объема использованной лексики по теме.

Данная ролевая игра позволяет учителю осуществить качественный контроль знаний по теме "Food and Health". Учащиеся, в свою очередь, получают возможность показать лексические, грамматические, фоновые знания по теме "Food and Health" и совершенствовать навыки общения.

Таким образом, использование ролевых игр на уроках английского языка способствует более эффективному и быстрому обучению говорению. Во время проведения ролевой игры атмосфера в классе становится более непринужденной, а ситуация общения максимально приближена к повседневной жизни. Ролевые игры всегда вызывают большой интерес, так как позволяют учащимся делиться личным опытом и избавиться от страха говорения на английском языке посредством общения со сверстниками, обладающими такой же языковой компетенцией.