Формирование географических образов природы на уроках географии с использованием литературных описаний

Разделы: География


«Учитель должен учить дитя наблюдать верно и обогащать его душу возможно полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами его мыслительного процесса»
К.Д.Ушинский

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. На данном этапе развития современного общества становится очевидным, что требования к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам не означают его успешной социализации после окончания образовательного учреждения, умения выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. Сегодня, когда объём человеческих знаний удваивается каждые 3-4 года, современному выпускнику школы важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.

В образовательной практике наметился переход от обучения как передачи системы знаний учителем ученикам к активной работе учащихся над заданиями, к не менее активному взаимодействию с учителем и друг с другом. Становится очевидным, что предлагаемые ученикам задания должны быть непосредственно связаны с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками.

В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Учиться интересно на уроках географии просто необходимо. Ярких географических описаний разного характера и масштаба, помогающих создать образ изучаемого объекта, можно найти в произведениях А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, М.М.Пришвина, И.С.Тургенева, К.Г.Паустовского, Д.Лондона, Д.Дарелла и других.

«Географический образ - это совокупность ярких, характерных, сосредоточенных знаков , символов, ключевых представлений , описывающих какие-либо реальные пространства (территории, местности, региона, страны, ландшафта). Географическому образу свойственна "современная панорамность», когда разнообразные события и факты создают одновременную пространственную структуру». [2]

Школа-интернат №1 им. К.К.Грота - специализированное образовательное учреждение для слепых и слабовидящих детей. Учебной задачей географии является изучение природы земного шара, отдельных стран, жизни и деятельности людей, а также особенностей природы и экономики нашей страны. Но полное или частичное отсутствие зрения у учащихся ставит преподавателя в особое положение, требующее специфических приемов.

Наблюдения за познавательной деятельностью инвалидов по зрению и материалы специальных исследований показывают, что основные признаки предметов и явлений доступны познавательным возможностям слепых. И.М.Сеченов писал: «Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы руки». И в реализации этих возможностей неоценимую помощь окажут отрывки из литературных произведений, особенно для тех категорий слепых детей, у которых зрительные образы ярки и живы. [6]

Для слепых детей СЛОВО должно быть ясным, простым и выразительным, содержание - увлекательным. Слепые дети очень любят чтение вообще и очень ценят хорошее выразительное чтение. Однако, при подборе отрывков из литературных произведений для формирования географического образа, следует помнить основные положения:

  • использовать только тот материал, который имеет непосредственную связь с изучаемой географической темой и который может увеличить, дополнить знания детей по этому разделу;
  • не занимать чтением весь урок;
  • задавать продуманные вопросы, охватывающие наиболее существенные признаки изучаемого географического объекта (реки, озера, гор, страны и т.д.);
  • задавать те вопросы, которые позволят установить связь образа, признака с окружающим миром, его предметами, явлениями - это позволит приучить учащихся географически мыслить, а не относиться к заданиям формально.

Использование литературных произведений обеспечивает процесс формирования образа, поскольку это активизирует психику учащихся, пробуждает у них интерес, повышает мыслительную и познавательную способность.
При формировании географических образов я использую следующие приемы учебной работы:

  • прием, направленный на развитие аналитических навыков;
  • прием, направленный на активизацию мыслительного процесса;
  • прием, направленный на развитие логического мышления с помощью вопросов географического характера;
  • прием, направленный на активизацию познавательной деятельности через выполнение самостоятельных заданий с текстами из художественных произведений.

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Тема: «Климат и климатические ресурсы России», 8 класс

Урок: «Циркуляция атмосферы и воздушные массы»

Объясняя в ходе урока понятия об антициклонах и циклонах, учитель предлагает учащимся отрывки из стихотворений. В каком из них говорится об антициклоне (циклоне)? Объясните, по каким признакам можно определить, что речь идет об антициклоне или циклоне.

  1. «Мокрая осень летела над Петербургом…
    Зеленоватым роем проносились там облачные клоки;
    Они сгущались в желтоватый дым, припадающий
    К крышам угрозою…».
    А.Белый
  2. «Мороз и солнце - день чудесный!».
    А.С.Пушкин
  3. «А над Невою посольства полумира,
    Адмиралтейство, солнце, тишина!».
    О.Мандельштам

Ответ. Во втором и третьем отрывках говорится об антициклоне, так как в них отражены такие признаки антициклона, как «мороз и солнце», «солнце, тишина», т.е. безветрие, безоблачность и мороз .В первом отрывке признаки циклонального типа погоды.

Тема: «Почвы и почвенные ресурсы Санкт-Петербурга и Ленинградской области», 8 класс

Урок: «Типы почв и их разнообразие»

После объяснения нового материала учитель предлагает учащимся отрывки из литературных произведений и задает вопрос: «Определите, какие грунты характерны для города и области, какие проблемы с этим связаны?»

  1. «По мшистым, топким берегам
    Чернели избы здесь и там».
    А.С.Пушкин
  2. «…Мох и мох, кочки, озера, лужицы. В сапогах вода, свистят, как старые насосы, сил нет вытаскивать их из вязкого болота…И так всю жизнь по мхам и лесам…С моховинки в лес, из леса на моховинку, с угора в низинку, с низинки на угор». М.Пришвин
  3. «Грунт земли, на которой построен город, болотистый, хотя ранее местность была возделана под пашни. Еще в 1713 году повсюду были приметны борозды плугов, дорога к городу была очень тонкая, плохая, и весь путь весной и осенью был усеян лошадьми, падшими в упряжи между трясинами». В.Пылаев

Ответ. Грунты болотистые, топкие, поэтому, основная проблема, связанная с ними проблема строительства домов, транспортных путей и инженерных сооружений.

Тема: «Экономические районы РФ», 8-9 классы

Урок: «Промышленность Санкт-Петербурга»

«Вот я вновь посетил эту местность любви,
Полуостров заводов, парадиз мастерских,
И аркадию фабрик, рай речных пароходов,
Я опять прошептал:
«Вот я снова в младенческих ларах»
Я опять пробежал
Малой Охтой сквозь тысячу арок….».
И.Бродский.

Вопрос. По каким признакам можно судить о промышленной направленности Красногвардейского района?

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Тема: «Австралия», 7 класс

Урок: «Австралийский Союз»

Завершая изучение материка, с целью обобщения материала, в конце урока учащимся выдаются листочки с напечатанным стихотворением об Австралии и задания к нему.

АВСТРАЛИЯ - страна наоборот
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами.
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето.
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Трава сама там лезет из коры,
И кролики страшней, чем наводненье.
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия - страна наоборот…
Ее исток на лондонском причале.
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия - страна наоборот…
Т.Усова

Вопросы к стихотворению

Опираясь на знания о географическом положении материка, объясните значение строк:

  1. «Она располагается под нами,
    Там наизнанку вывернутый год,
    Там расцветают в октябре сады
    Там в январе, а не в июле лето».
  2. Почему «…реки без воды…..»?
  3. О какой птице идет речь «…в зарослях следы бескрылых птиц»?
  4. «…рождаются зверята из яиц,
    И там собаки лаять не умеют». Что это за животные?
  5. «Трава сама там лезет из коры» - это…
  6. Как кролики стали «страшней, чем наводненье»?
  7. Почему в Австралии «…спасает юг от северной жары»?
  8. О каком городе говорится: «…его исток на лондонском причале»?
  9. «Столица не имеет населенья» - это…
  10. «Для хищников дорогу расчищали изгнанники и каторжный народ» - потому что…
  11. «Австралия - страна наоборот…» - потому что…

ОТВЕТЫ

  1. Австралия расположена к югу от экватора, поэтому там летними месяцами являются декабрь, январь и февраль, а зимними - июнь, июль и август.
  2. В центральной и западной частях Австралии осадков выпадает очень мало, поэтому реки пересыхают до полного исчезновения, остаются только их русла. Это реки-крики.
  3. Птица киви.
  4. Утконос и ехидна. Это животные, которые выводят детенышей из яиц, а вскармливают их молоком (птицы-звери). Собака - динго.
  5. Дерево казуарина с безлистными нитевидными ветвями.
  6. Европейцы завезли кроликов, они быстро расплодились и расселились по пастбищам, которыми пользовались сумчатые и овцы.
  7. На юге Австралии климат прохладнее, чем на севере, потому что южная часть дальше от экватора и на нее оказывают охлаждающее влияние Антарктида и холодное течение Западных ветров.
  8. Город Сидней. Здесь была колония каторжников, куда в конце 18 века английское правительство сначала ссылало преступников.
  9. Город Канберра оживает только во время работы парламента, здесь живут постоянно только те люди, которые обслуживают инфраструктуру города.
  10. Материк осваивался осужденными на каторгу, высланными сюда английским правительством.
  11. Австралия расположена в южном полушарии; на севере жарче, чем на юге; по сравнению с материками северного полушария - зимние месяцы - летние, а летние - зимние.

Тема: «Природные зоны России», 8 класс

Урок: «Тундра и лесотундра»

В конце урока детям предлагается текст с описанием изученной природной зоны и устное задание - выделить характерные признаки тундры.

«В тундре - весна. Звенят большие и малые ручьи. Со стоном взламываются речушки в горах. Дрожат покрытые тонкой пленкой заморозков рябоватые озерца, лужи, купели стоячей, остро пахнущей мхом и землей талой воды.

Вода всюду. Ступишь ногой в мох - и мох сочится. Тронешь мшистую кочку - и кочка сочится. Станешь робко ногой на ледок - и из-под ледка брызнет вода, звонкая, весенняя. Вся тундра сейчас сплошное болото. Оно оживленно всхлипывает под сапогами, мягкое, податливое, покрытое желтой прошлогодней травой и нежным весенним мхом, похожим на цыплячий пух.

Весна входит в тундру робко и неуверенно. Останавливается. Оглядывается. Испуганно замирает под нежданным нордом, ежится под метельным остом и все-таки идет, идет… Уже сполз в лощины снег, но еще не стаял. Уже открылись забереги, но лед еще прочен. Уже появился гусь, но еще нет комара». Б.Л. Горбатов, «Обыкновенная Арктика».

В ответе учащиеся отмечают обилие воды, «робость» наступающей весны, неустойчивость погоды - то северный ветер, то восточный. Объясняют причину заболоченности: многолетняя мерзлота не позволяет воде просачиваться в грунт, а из-за низких температур невысокая испаряемость.

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ВОПРОСОВ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Тема: «Природные зоны России», 8 класс

Урок: «Степи»

Обобщая факторы, влияющие на формирование данной природной зоны, детям предлагаются два отрывка из произведений русских классиков. Задание: определите, что общее есть в приведенных описаниях, по каким признакам можно узнать изучаемую природную зону?

«Отцвели разномастные травы. На гребнях никла безрадостная выгоревшая полынь. Короткие ночи истлевали быстро. По ночам на обугленно-черном небе несчетные сияли звезды; месяц - казачье солнышко, темнея ущербленной боковиной, светил скупо, бело; просторный Млечный шлях сплетался с иными звездными путями. Терпкий воздух был густ, ветер сух, полынен; земля, напитанная все той же горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе…, а по степи - сушь, сгибшая трава, и по ней белый неумолчный перепелиный бой да металлический звон кузнечиков…

А днями - зной, духота, мглистое курево. На выцветшей голубени неба - нещадное солнце, бестучье да коричневые стальные полудужья распростертых крыльев коршуна…Суслики свистят истомно и хрипло. На желтеющих парных отвалах нор дремлют сурки. Степь горяча, но мертва, и все окружающее прозрачно-недвижимо. Даже курган синеет на грани видимого сказочно и невнятно, как во сне…». М.И.Шолохов, «Тихий Дон».

«Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь, и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в липовой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается…

Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля - все побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь, омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились ласточки, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, медведки затянули в траве свою скрипучую монотонную музыку…. Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла…». А.П.Чехов, «Степь».

В ответе учащиеся отвечают - общее в этих отрывках описание равнинности территории, ее бескрайности, сухости, безоблачности, называют характерных представителей растительного и животного мира. Главная причина указанных признаков - высокие летние температуры, небольшое и не очень частое выпадение осадков.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Тема: «Воды суши», 6 класс

Урок: «Реки»

За несколько дней до урока, учащимся предлагается самостоятельное творческое задание: «Подберите описания рек в произведениях русских писателей». На уроке, после знакомства с типами питания рек, с характерами рек, учащиеся в описаниях находят признаки, по которым можно узнать характер реки, объясняют, чем он обусловлен.

Возможные варианты описаний и ответов к ним.

А) «…В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами…»

Б) «…Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит….»

В) «…Бег санок вдоль Невы широкой…»

Г) «…Ужасный день! Нева всю ночь
Рвалася к морю (какому?) против бури…»

Д) «…И пеной разъяренных вод,…
Но силой ветра от залива (какого?)
Перегражденная Нева обратно шла,
Гневна, бурлива и затопляла острова;
Погода пуще свирепела;
Нева вздувалась и ревела
Котлом клокоча и клубясь…»

Е) «…Осада! Приступ! Злые волны
Как воры лезут в окна…»

Ж) «…Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там;
Приют убогого чухонца…».
А.С.Пушкин

«Под глинистой утесистой горой,
Унизанной лачужками, направо,
Катилася широкой пеленой
Родная Волга, ровно, величаво…».
Н.А.Некрасов.

ОТВЕТ. Река Нева - широкая, «державная» (обращается внимание на политическую значимость реки), Волга - широкая, ровная величавая. Обе эти реки протекают по равнинной местности. Второе описание реки Невы создает ее образ во время нагонного наводнения.

«Где мчится Арагва в тенистых брегах
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной,
И бьется о берег в вражде бесполезной,
И лижет утесы голодной волной…
Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады…».
«Терек воет, дик и злобен,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но по степи разбегаясь
Он лукавый принял вид,
И, приветливо ласкаясь,
К морю теплому (какому?) приник».
М.Ю.Лермонтов.

ОТВЕТ. Река Терек берет начало в высоких горах Кавказа, такие признаки, как «свирепое веселье», «воет, дик и злобен», «бьется о берег» говорят о горном характере реки. В нижнем течении Терек течет по равнине и здесь приобретает черты равнинной реки: «лукавый», «приветливый», «ласковый».

«Блеща средь полей широких,
Вот он льется! Здравствуй Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата
Реки знают тихий Дон;
... Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих…».
А.С.Пушкин.

«…У прибрежных лоз, у высоких круч
И любили мы и росли.
Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч
Над тобой летят журавли…
….Враг напал на нас, мы с Днепра ушли.
Смертный бой гремел, как слеза.
Ой, Днепро, Днепро, ты течешь в дали,
И волна твоя, как слеза…».
Е.Долматский.

ОТВЕТ. Характер реки Дон равнинный, об этом говорят такие признаки: «широк, могуч», «тихий», «льется», течет «средь полей широких».

Каждый из приведенных направлений - лишь пример, который способствует формированию географических образов. Учитель может использовать другие описания, адаптировать их к своему уроку, исходя из конкретных целей урока и уровня подготовки учащихся. Так как школа-интернат им. К.К.Грота является специализированным ОУ, в котором обучаются дети инвалиды по зрению, данный материал оказывает неоценимую помощь в реализации их познавательных возможностей. Для незрячих детей тексты печатаются в шрифте Брайль.

Создаваемый географический образ, формируемый на литературной основе, поможет не только лучше узнать изучаемый материал, но и объяснить мотивы поведения людей, способствующие воспитанию уважения к истории своего народа, труду своих предков, будет способствовать формированию географической и экологической культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бродский И. «От окраины к центру», 1962.
  2. Замятин Д.Н. «Географические образы: что это такое?». Вестник МГУ. Серия 5. География. 2009. № 4.
  3. Ильина Л.Л. «Повесть о великих реках Русской равнины». Л. Гидрометеоиздат, 1983.
  4. Кононова Г.А. «Формирование географического образа в школьном курсе «География России». Сборник «Современные технологии в обучении географии». РГПУ им. Герцена А.И., 2007. Санкт-Петербург.
  5. Максаковский В.П. «Литературная география». М., «Просвещение», 2006.
  6. Стрельникова Г.Д. «Формирование положительного образа региона»/ «География в школе», №3, 2009.
  7. Хрестоматия по географии России. Образ страны: Пространства России. Авторы составители: Замятин Д.Н., Замятин А.Н.; Под общей ред. Д.Н.Замятина. М. 1994.