Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение эукариотической клетки»

Разделы: Биология

Класс: 10

Ключевые слова: Строение эукариотической клетки


Предмет: биология.

Класс: 10.

Тема учебного занятия: Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение эукариотической клетки».

Учебник: Общая биология. Базовый уровень. Сивоглазов В.И., Агофонова И.Б., Захарова Е.Т. - М.: Дрофа,2018. - 254 с.

Оборудование: проектор, компьютер, комплект карточек № 1, 4 и 6; задания для учащихся, презентация.

Цели учебного занятия:

Образовательно-развивающие цели:

  1. Применение уч-ся опорных понятий: клетка, клетка растения, клетка гриба, клетка животного, органоиды клетки, питание гетеротрофное, автотрофное;
  2. Развитие универсальных учебных действий:
    • познавательных УУД (подведение под понятие, определение понятий, ограничение, обобщение понятий; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выдвижение гипотез, построение логической цепи рассуждений);
    • коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка).
    • регулятивные УУД (определение познавательной цели, контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном, оценка и самооценка);
  3. Формирование предметных умений: устанавливать связь между особенностями строения и функцией клеток, способами питания клеток, признаками клеток разных групп (животных, растений, грибов, прокариотов), определять принадлежность клетки к определенной группе.

Воспитательные цели:

  • Формирование научного мировоззрения на основе философских категорий: причина - следствие, целое - часть, единство - многообразие;
  • Формированиеличностных УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Тип урока: урок систематизации и обобщения.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний.
  4. Обобщение и систематизация знаний
  5. Применение знаний и умений в новой ситуации
  6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
  7. Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Заявка на оценку:

  • «5» - 25 баллов и более
  • «4» -20 -24 балла
  • «3» - 15-19 баллов

План-конспект учебного занятия

Презентация

Логическая схема для учеников

Итоговая схема

Задания для учащихся

Фамилия И._______________________________

Задание №1. Подведите изображенные объекты под философские категории (3б):

  • общее - особенное - единичное:
  • целое - часть:
  • единство - многообразие:

Задание№2. Соотнесите видовое понятие с родовым и его существенными признаками (4 балла)

Видовое понятие

Родовое понятие

Существенные признаки

1.Фагоцитоз

А. оболочка

1.не имеет клеточной стенки

2.Автотрофность

В. клетка

2.поступление твердых частиц в клетку

3.Клеточная стенка

С. эндоцитоз

3.у растений состоит из целлюлозы

4.Животная клетка

D.способ питания

4.самостоятельный синтез органических веществ из неорганических

Ответ: ____

Задание № 3. Установите соответствие между основаниями деления и видом деления понятий

А. Способ питания

1

Прокариотическая клетка

Эукариотическая клетка

Б. Наличие ядра

2

Автотрофная клетка

Гетеротрофная клетка

В. Вид оболочки (клеточной стенки)

3

Животная клетка

Клетка, имеющая клеточную стенку

4

Клетка гриба

Клетка растения

Задание №4. 15б. (5б+5б+5б)

1. Из предложенного перечня понятий выпишите пары противоположных понятий. (за каждую пару 1балл)

2. Обобщите каждую пару противоположных понятий до ближайшего рода. (1 балл за каждый правильно определенный родовой признак)

3. Ответьте на вопрос: Каким образом одна противоположность отличается от другой противоположности?

4. Назовите основание деления. (1 балла за каждое основание деления)

Понятия:

  • Эукариотическая клетка;
  • Свободноживущая клетка (организм);
  • Клетка, имеющая оболочку;
  • Клетка растения;
  • Прокариотическая клетка.
  • Автотрофная клетка;
  • Клетка, не имеющая оболочки (животная).
  • Одноядерная клетка;
  • Клетка гриба.
  • Клетка как часть организма.
  • Гетеротрофная клетка.

пары противоположных понятий

ближайший род

основание деления

Задание №5. Дополните логическую схему деления понятия «Клетка» вписав основания деления и единичные понятия. 8 баллов (3б за основания деления, по 0,5б за каждое единичное понятие)

Единичные понятия выберите из предложенного списка: Эвглена зеленая, клетка амебы, яйцеклетка, клетка печени человека,кишечная палочка, сосуд древесины сосны, гиф подберезовика.

Задание №6. По данным посылкам сформулировать вывод.

А. Поскольку клетки, у которых присутствует хорошо оформленное ядро, называется эукариотическими клетками, а в клетке томата есть ядро,
____________________________

следовательно…

Б. Сформулируйте умозаключение, доказывающее, что клетка кишечной палочки - прокариотическая.