История,... расширяет пределы нашего собственного бытия; ее творческою силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим; ещё не думая о пользе, уже наслаждаемся созерцанием многообразных случаев и характеров, которые занимают ум или питают чувствительность.
Н.М.Карамзин
Непривычно звучит для учителя истории слово «задача». Мы больше привыкли говорить «задание». Можно согласиться, что эти понятия - синонимы, так подразумевают однородное педагогическое явление - САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ школьников.
Задача должна вызывать живой интерес у ребят. А это произойдёт лишь в том случае, если в ней элементы необычности, занимательности, даже таинственности. Каждая задача - это МАЛЕНЬКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НОВЕЛЛА со своим сюжетом, интригой.
Для развития логического мышления учащихся на уроках истории можно применять решение познавательных задач. Учащиеся с интересом берутся за решение. Рассуждают, высказывают свои аргументы. Но решению познавательных задач надо учить. Учителю целесообразно начинать эту работу с 5 класса, поэтапно начиная с простых и переходя к более сложным, соблюдая алгоритм решения.
Вариантом развития навыков работы с текстом может быть чтение отрывков из книг по истории и поиск ответов на поставленные к тексту вопросы. Задания этой группы рассчитаны на сильных учащихся. К заданиям должна содержаться историческая проблема, которую учащимся предстоит самостоятельно решить с помощью анализа, логического сопоставления исторических факто, событий и завершить свой ответ коротким выводом.
Алгоритм решения познавательных задач.
1. Внимательно прочитай условие задачи.
2. Внимательно прочитай вопрос к задаче.
3. Выдели из текста задачи, что дано (географический объект, исторический деятель, дата, исторический факт).
4. Начни обдумывать данные (слово за словом, строку за строкой) и определи, что эти данные делают для ответа на вопрос.
5. Подумай, не противоречат ли друг другу данные в условии задачи, не помогают ли данные понять значение других данных этого же условия.
6. Если в условии не хватает, каких-либо данных, вспомни, что ты знаешь по
теме задачи, и подумай, что из этих знаний может помочь решению.
7. Обязательно докажи своё решение.
8. Проверь, является ли твоё решение ответом на вопрос задачи. Полный ли ты дал ответ?
Задачи помогают включить ребят в исторический процесс, соединить полноту эмоциональных впечатлений с глубоким осмыслением исторического материала.
Материалы ФОП по истории Древнего мира
5 КЛАСС. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ПЕРВОБЫТНОСТЬ
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей. Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
См. продолжение статьи