Использование ИКТ в форме мультипликации как средство всестороннего развития дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться такого эффекта?

Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми. Новизна обстановки, разнообразные материалы, интересные для детей и оригинальные технологии, возможность выбора - вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно каждый раз создавать такую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее навыки, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у детей положительные эмоции, радостное удивление, желание творить.

Благодаря современным компьютерным технологиям расширяются возможности педагогов и специалистов в сфере обучения. В связи с тем, что сегодня детский сад стоит перед проблемой творческого восприятия знаний, учебный процесс необходимо сделать увлекательным и интересным.

Ни для кого не секрет, что мультфильмы любят и взрослые, и дети. Сегодня мультфильмы несут не только развлекательную роль, но и становятся доступным инструментом для работы с детьми дошкольного возраста.

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей, включая в себя неограниченное число видов деятельности (речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др.). В этом ее универсальность.

Создание мультфильмов предполагает приобщение ребенка к социокультурным ценностям, способствует развитию творческих способностей, формирует навык исследовательской деятельности.

Современные мультфильмы обычно затрагивают актуальные и значимые темы: экология, разнообразие культур, история и технологии. Мультфильмы знакомят детей с разными героями, историями, эмоциями. Благодаря мультфильмам дошкольники могут учиться сотрудничеству, эмпатии и решению конфликтов через примеры, которые видят на экране.

Работу по созданию мультипликационных фильмов мы выбрали не случайно. Во-первых, создание мультфильма подразумевает под собой развитие познавательной сферы и коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста. Работая над мультфильмом, дети помогают придумывать сценарий, изготавливать декорации, персонажей мультфильма, осваивают новые виды продуктивной деятельности. Придумывание сценария - это развитие речевого творчества, связной речи, развития восприятия, внимания, памяти, воображения, воплощение задуманного - это развитие планирующей деятельности дошкольников.

Во-вторых, в процессе создания мультфильма стираются границы между отдельными видами деятельности. В этом целостность анимационной педагогики. Кроме того, работа над мультипликационным фильмом формирует личностные качества: инициативу, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и т.д.

Создание мультфильма - интересный процесс, который не требует особых материальных затрат. Все необходимое программное обеспечение находится в комплексации ОС Windows (компьютерная программа Photodex ProShow Producer или мобильное приложение Stop Motion Studio), для покадровой съемки нужен любой цифровой фотоаппарат или смартфон, штатив или любое другое подручное удерживающие средство.

Совместно с детьми 5-7 лет дошкольного возраста нами был создан мультфильм «Буду бдительным на воде», принявший участие в республиканском конкурсе рисунков и видеороликов «Буду бдительным на льду и на воде» среди воспитанников дошкольных образовательных организаций, учащихся 1-11 классов общеобразовательных организаций муниципальных образований Республики Татарстан.

Этапы создания мультфильма:

  1. Идея. В основе мультфильма лежит идея - профилактика и предупреждение несчастных случаев с участием детей на водных объектах, повышение культуры безопасного поведения детей около водных объектов.
  2. Сценарий. После того, как идея созрела, мы с ребятами обсудили каждый шаг персонажей, зафиксировав на бумаге.
  3. Фон и персонажи. Для нашей истории были взяты готовые персонажи (игрушки: мальчик, мужчина-рыбак). Мы с ребятами подобрали необходимый фон. Далее были подобраны атрибуты (лодка, удочка, средства спасения: спасательный круг, спасательный жилет).
  4. Покадровая съемка. Нами было оборудовано место для съемки. Были озвучены правила сьемки: не перемещать персонажей без надобности и распределение обязанностей среди участников.
  5. Монтаж производился с помощью компьютерной программы Photodex ProShow Producer и мобильного приложения Stop Motion Studio.
  6. Демонстрация. Совместный просмотр и показ мультфильма детям младшего дошкольного возраста, родителям.

Таким образом, создание мультфильма своими руками - это яркий, интересный, увлекательный, многогранный процесс, способствующий всестороннему развитию детей. У дошкольников расширяется кругозор, развивается восприятие, внимание, память, воображение, связная речь, навыки самоконтроля и сотрудничества, личностные качества. Продолжая жить в мире детства, но приобретая взрослые профессиональные навыки, дети реализуют свои творческие замыслы.

Использование информационных технологий в образовании на примере создания мультфильмов дает возможность качественно обновить коррекционно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Список литературы

  1. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду. Работа по лексическим темам с детьми 5-7 лет. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2017.
  2. Зубкова С.А., Степанова С.В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №5. С.54-59
  3. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. - М.: Сфера, 2013.
  4. Интернет-источники:
  5. https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-ikt-tehnologi-v-forme-multiplikaci-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html
  6. https://detsad-18temruk.ucoz.net/PAPKA/defektologi/tyrvanina/turvanina_d.s-opisanie_realizuemoj_psikhologo-peda.pdf
  7. https://www.art-talant.org/publikacii/87531-animaciya-kak-odna-iz-form-ikt-v-rabote-s-doshkolynikami
  8. https://cro.edu-nv.ru/files/administrator.cronew_edu_nv_ru/pedagogam/arhiv_poo/Panchuk___68.pdf
  9. https://detsad9.ucoz.com/images/koncepcija.pdf