Разбор имени существительного как части речи

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: имя существительное


Цель. Формировать умение разбирать имя существительное как часть речи.

Задачи:

  • Знать признаки имени существительного, его роль в предложении.
  • Уметь разбирать имя существительное как часть речи по алгоритму.
  • Уметь работать в парах, группах, самостоятельно; анализировать свою деятельность и работу товарищей; выполнять взаимопроверку и самооценку.
  • Уметь выбирать задания по своему уровню.

Оборудование:

  • Листы с дифференцированными заданиями для работы в парах.
  • Конверты с групповыми заданиями.
  • Эталоны выполнения разборов.
  • Алгоритм морфологического разбора имени существительного.

Ход урока

I. Организационный момент

- Сегодня на уроке нас ждёт большая интересная работа. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи.

Чистописание. Словарь.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Чистописание - предлоги В.п. (сравнить с памяткой)

Словарь: спрятались в камышах, увидел капитана, борщ из капусты, рисовать карандашами.

- Прочитать словарные слова на букву к.

- Поставить ударение, указать опасное место.

- Указать падеж.

II. Открытие темы. Постановка цели и задач урока

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Правильно, тема нашего урока: «Разбор имени существительного как части речи». Морфологический разбор имени существительного.

Цель:

  • Научиться разбирать имя существительное как часть речи.
  • Закреплять умения определять падеж имени существительного.

III. Применение знаний и умений

1. Коллективная работа

Упр. 73.

Рассмотрите рисунок.

Кто знает, как называется этот зверёк?

Летяга внешне похожа на небольшую короткоухую белку, но между передними и задними лапами у неё имеется широкая кожная складка, покрытая шерстью - летательная перепонка. Перепонка, которая располагается между передними и задними конечностями, играет роль парашюта, поэтому зверек легко перемещается с дерева на дерево, преодолевая расстояние больше, чем в полсотни метров за один раз, при этом некоторые разновидности способны преодолевать расстояния больше сотни метров. Размеры меньше, чем у белки. Голова округлая, тупоносая, с большими и выпуклыми (в связи с ночным образом жизни) чёрными глазами. Уши закруглённые, без кисточек. Задние конечности длиннее передних. Когти короткие, сильно изогнутые, острые. Белка-летяга проявляет свою активность на протяжении всего года, но при этом предпочитает вести ночной или сумеречный образ жизни. Как и обычные белки, белки-летяги практически всю свою жизнь проводят на деревьях и без особой нужды на землю стараются не опускаться.

  1. Записать на доске 1 предложение под диктовку.
  2. Подчеркнуть главные члены предложения.
  3. Указать падеж всех существительных.
  4. Выполнить морфологический разбор имени существительного в лесу.

Затруднение

- Можем ли мы выполнить морфологический разбор имени существительного?

- Возьмите памятку. (Выполняю сама)

Морфологический разбор имени существительного

  1. Записать слово (предлог), указать часть речи.
  2. Начальная форма (И. п., ед. ч.) - с вопросом
  3. Постоянные признаки:
    - Собственное или нарицательное
    - Одушевленное или неодушевленное
    - Род
  4. Непостоянные признаки:
    - Число.
    - Падеж.
  5. Синтаксическая роль. (каким членом предл. является) (подлежащее, второстепенный член предложения)

Например:

по реке -
сущ., нач. ф. - (что?) река
нариц., неодуш., ж. р., ед. ч., Д. п.
втор. член предл.

Физкультминутка

Физзарядкой ей не лень (руки в стороны, вверх)
Заниматься каждый день (руки в стороны, вниз)
С одной ветки, прыгнув влево (руки на поясе, прыжок влево)
На сучок она присела (присесть)
Вправо прыгнула потом, (встать, руки на поясе прыжок вправо)
Покружилась над дуплом. (покружиться на месте)

2. Работа в паре

- Давайте поработаем в паре.

Слова во 2 предложении рассыпались.

Составьте предложение из слов и выполните задания, указанные на карточке.

  1. Записать предложение в тетрадь.
  2. Подчеркнуть главные члены предложения.
  3. Указать падеж всех имён существительных.
  4. Выполнить морфологический разбор слова зверька.

Проверка по эталону.

Изменить по падежам слово куница.

3. Работа в группе

Теперь поработаем в группе.

Составьте продолжение текста из предложений, которые тоже перепутались.

Проверьте по учебнику.

  1. Записать продолжение текста в тетрадь.
  2. Подчеркнуть главные члены предложения.
  3. Указать падеж всех имён существительных.
  4. Выполнить морфологический разбор по вариантам.

1 вариант - на ветку (3 предложение)
2 вариант - куница (4 предложение)

IV. Итог урока

- Вспомните тему урока.

- Выполнили ли мы поставленные перед нами цели урока?

V. Рефлексия

- Что на уроке показалось тебе интересным?

- Что вызвало затруднения?

- Над чем тебе ещё нужно поработать?

VI. Домашнее задание

Упр. 75.