Карточки для закрепления темы по русскому языку «Знаки препинания при однородных членах предложения»
Задания предназначены для отработки навыка постановки запятых при однородных членах предложения и ориентированы на учеников 3-4 классов начальной школы. Предложения взяты из художественных произведений разных авторов.
Карточка № 1. Спиши предложения. Поставь, где нужно, запятые. Подчеркни однородные члены предложения.
- Кот Леопольд расположился в уютном кресле и с увлечением рассматривает журнал с яркими картинками.
- Белый мышонок отодвинул доску в заборе огляделся по сторонам махнул лапой, подзывая приятеля.
- Капли воды сверкают на ярких цветах листьях стебельках.
- Луга с яркими и красивыми цветами сменяются зарослями кактуса деревьями с густой кроной живописными скалами.
- Кот повернулся и ушёл в дом но вскоре вернулся, неся в руках коробку с едой.
- Взял старичок подношение поклонился коту надел шляпу и медленно удалился.
(из произведений А.И.Резникова «Приключения кота Леопольда»)
Карточка № 2. Спиши предложения. Поставь, где нужно, запятые. Подчеркни однородные члены предложения.
- Они дошли до своего дома поднялись на верхний этаж и вошли в квартиру.
- Через мгновение мальчик летел над крышей своего дома а потом над целым городом а потом над полями лесами реками и озёрами.
- Явились без опоздания строгие учителя портные сапожники водители всех видов транспорта продавцы всех магазинов.
- Пусть наши дорогие но грубые и ленивые капризные и упрямые дети проснутся без нас!
- В классе надо срисовывать в альбом вазу с цветами или глиняный горшок или яблоко.
- По улицам слонялись бледные неумытые нечёсаные и невыспавшиеся дети.
(из произведения С.В.Михалкова «Праздник непослушания»)
Карточка № 3. Спиши предложения. Поставь, где нужно, запятые. Подчеркни однородные члены предложения.
- Управдом сидел на скамейке смотрел на клумбу и о чём-то думал.
- Мальчишка ухмыльнулся и выставил вперёд свою длинную ногу.
- Петька стукнулся об землю коленками локтями животом подбородком и носом.
- Машины крутили колёсами фыркали и обдували Петьку горячим воздухом.
- Вместе с домом позади оставались и голубой забор и скамейка и дворник и соседка тётя Катя.
- Петька поставил жёлтый чемоданчик на землю подпрыгнул и уцепился руками за верхнюю перекладину.
(из произведения С.Л.Прокофьевой «Приключения жёлтого чемоданчика»)
Карточка № 4. Спиши предложения. Поставь, где нужно, запятые. Подчеркни однородные члены предложения.
- В голову по-прежнему лезли мысли и про двойку и про арифметику и про Мишку Яковлева.
- Я махнул крыльями взлетел уселся на заборе и повернулся спиной к Косте Малинину.
- Мне вдруг захотелось пролететь мимо нашей школы мимо родного класса.
- Ребята весело переговаривались копали ямки бережно опускали в землю саженцы и поливали их из леек водой.
- Муравьи несли на себе комочки земли палочки листики хвойные иголки.
- Волна воздуха толкнула меня в бок перевернула вверх тормашками завертела волчком и сорвала с паутинки.
(из произведения В.В.Медведева «Баранкин, будь человеком!»)
Карточка № 5. Спиши предложения. Поставь, где нужно, запятые. Подчеркни однородные члены предложения.
- Во время плавания Гулливер читал у себя в каюте книги а на берегу наблюдал за жизнью других народов изучал их язык и обычаи.
- Гулливер опустился на землю подложил под щёку ладонь и крепко заснул.
- В руку в лицо в шею Гулливера разом вонзились сотни стрел.
- Гулливер вытащил пистолет кошелёк с монетами карманный ножик и часы.
- Белошвейки несколько дней осматривали рукава воротник и складки на груди а потом очень аккуратно сшили такую же рубашку.
- На этот раз император решил устроить пляски не во дворце а под открытым небом.
(из произведения Дж.Свифта «Гулливер в стране лилипутов»)
Карточка № 6. Спиши предложения. Поставь, где нужно, запятые. Подчеркни однородные члены предложения.
- Звери приближались принюхивались присматривались недовольно мотали большими головами с короткими ушами.
- На берегу озера изгнанники построили город обнесли его каменной стеной.
- Сотни работников привозили на тачках мешки с мукой корзины с фруктами и овощами ящики с яйцами маслом сыром.
- Охотники подняли крик зажгли факелы затопали ногами застучали палками по каменному полу.
- Ортега не говорил ни единого слова а только лепетал бессмысленные звуки.
- Чудесная вода появлялась из скалы раз в месяц, наполняла небольшой круглый бассейн держалась в нём несколько часов а потом уходила в глубь земли.
(из произведения А.М.Волкова «Семь подземных королей»)
Карточка № 7. Спиши предложения. Поставь, где нужно, запятые. Подчеркни однородные члены предложения.
- На другое утро Анника проснулась очень рано быстро вскочила с постели и подкралась к брату.
- Ребята там даже сами в школу не ходят а посылают младших братишек и сестрёнок.
- Старые розовые кусты в саду Пеппи гнулись под тяжестью белых красных и чайных роз.
- У входа в цирк у билетных касс толпились люди.
- Пеппи вынула из буфета хлеб сыр масло ветчину кусок холодной телятины кувшин молока.
- Дети набивали себе рты леденцами и карамельками с малиновой начинкой и тянучками.
(из произведения А.Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок»)
Карточка № 8. Спиши предложения. Поставь, где нужно, запятые. Подчеркни однородные члены предложения.
- Соболько остановился в раздумье обнюхал мои охотничьи сапоги и виновато завилял хвостом.
- Пахло свежей травой шалфеем смолистым ароматом недалеко стоявшего сосняка.
- Лебедь красиво подплыл к берегу вышел встряхнулся и направился к избушке.
- Лебедь сперва боялся Соболько а потом привык.
- На дне реки видны и пёстрые камешки и жёлтый речной песок и водоросли.
- Пристал мой Приёмыш к стаду поплавал с ними день а к вечеру домой вернулся.
(из произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш»)