Использование наглядности на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Современный урок невозможно представить без наглядных пособий. Именно их использование позволяет использовать материал в более в продуктивной форме, что положительно влияет на процент усвоения учащимися нового материала.

Как показывает практика при изучении исторического прошлого учащиеся постоянно сталкиваются с объектами, которые сложно представить в их первозданном виде. Поэтому учителю истории необходимо руководствоваться наглядными средствами - историческими картинами, иллюстрациями в учебниках, меловыми схемами на доске, картами в атласах, это позволяет пробудить интерес у учащихся к изучаемой теме. При этом необходимо учитывать, что благодаря наглядности у ученика надолго остается информация. Особенно это надо учитывать при подготовке к экзаменам учеников старших классов.

В современном мире с появлением множества носителей информации, учащиеся могут самостоятельно ознакомиться с предметами наглядности, сделать анализ, который продуктивно повлияет на их восприятие и общее развитие. Всё это позволяет развивать определенный навык, необходимый для эффективной работы на уроках истории.

Именно работа с наглядными пособиями способствует созданию представлений об изучаемом объекте: событиях, человеке, обществе, государстве.

Чтобы понять, как наглядность влияет на качества овладения учащимися материалом, учителю необходимо обратить внимание на те приемы деятельности, которые можно будет сформировать.

Можно выделить следующие:

  1. внимательно рассмотреть иллюстрацию;
  2. определить, какому периоду относится;
  3. исследовать условия формирования картографических знаний;
  4. сопоставление изображения с имеющимися у учащихся знаниями, а также с другими источниками;
  5. формулирование обобщенных выводов, причинно-следственных связей, логической цепи суждений и умозаключений;
  6. обобщение на основе установленных связей между отдельными частями и выводы из анализа деталей.
  7. презентация анализа изученной темы в виде сообщения, ответа на вопрос, схемы, таблицы, и т.п.

Как мы успели заметить, что роль наглядности на уроках истории охватывает, прежде всего, сферу мышления. Ведь ее использование помогает обобщению исторических явлений, подводит к пониманию истории. Главная задача наглядного обучения, стремиться сделать историю интересной, запоминающей. Ведь только использование на уроках истории различных визуальных источников (рисунка, картины, фотографии, плаката, карикатуры) помогают создать зрительный образ.
Нельзя не согласиться, что изображение является мощнейшим фактором мотивации к обучению и важнейшим обучающим средством. В процессе обучения любой визуальный источник выступает в качестве носителя новых исторических знаний, также выполняет функции актуализации знаний, иллюстрирования теоретического материала, закрепления и проверки знаний, формирует эмоциональный компонент образовательного процесса.