Отчет по теме самообразования «Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе» 2023–2024 уч. гг.

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.

Цель моей профессиональной деятельности - создать условия для развития читательской грамотности (научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать).

Задачи:

  • повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • внедрить технологию смыслового чтения, технологию продуктивного чтения
  • внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
  • использование технологии проблемного обучения с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
  • разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов.

Перечень вопросов по самообразованию:

  • изучение психолого-педагогической литературы;
  • продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей, работающих по проблемной, по проблемно-диалогической технологии
  • разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности обучающихся;

Предполагаемый результат:

  • формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия,
  • формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
  • повышение качества преподаваемых предметов;
  • участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного МО учителей начальных классов;
  • умение оказать практическую помощь коллегам.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО, участие в конкурсах.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)

Этапы реализации

Сроки

1 класс

сентябрь 2023 г. - май 2024 г.

Этапы работы над темой

Этапы

Содержание работы

Практическая деятельность

Результат

Диагностический

Мониторинг образовательных достижений учащихся по функциональной грамотности

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

Курсы повышения квалификации.
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме самообразования.
Изучить условия формирования читательской самостоятельности младших школьников в процессе уроков литературного чтения, русского языка, окружающего мира
- определение основной цели работы по самообразованию: создать условия для развития читательской грамотности

План работы (Дорожная карта)

Прогностический

Определение целей и задач темы.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов

Курсы повышения квалификации

Составление «дорожной карты» КПК «Техники формирования читательской грамотности в процессе обучения русскому языку и литературе»

Практический

Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы.

1. Разработка учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений.
2. Использование на уроках технологий:
- навыка смыслового чтения
- продуктивного чтения
- критического мышления
- игровые
- личностно-ориентированная
- информационная
- цифровые
- проектная
- Технологии визуализации учебного материала (инфографика)
3. Мероприятия по развитию творческо-поисковых способностей
4. Проведение нестандартных уроков: литературные гостиные, уроки-сказки, уроки-исследования, квест - уроки.
- использование нетрадиционных методических приемов работы с текстом
- Выступление на педсовете «Профессиональная компетентность учителя - главный ресурс качества образовательного процесса».
- Участие в методической неделе начальных классов (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей).
- Участие в олимпиадах, конкурсах.
Организация работы с родителями:
1. Семейные чтения
2. Родительское собрание на тему привития любви к чтению
3. Совместные мероприятия по прочитанным книгам
Внеурочная деятельность:
1. Участие в литературных конкурсах
2. участие в олимпиадах по литературному чтению

КПК «Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы;
Международный практикум «Продуктивные задания как средство формирования УУД»;
Международный практикум «Визуализация учебной информации как неотъемлемая часть обучения. Методика использования инфографики»
«Методика эффективного применения интеллектуальных карт»

Конкурс «Сказки А.С.Пушкина»
Олимпиада по литературному чтению (Уникум)

Обобщающий

Подведение итогов
Оформление результатов работы

- Мониторинг образовательных достижений учащихся по функциональной грамотности

Участие в работе МО учителей начальных классов и в проведении семинаров.
- Участие и результаты в городских и всероссийских конкурсах и олимпиадах

Участие в вебинарах учи.ру, ИД «Первое сентября» по изучаемой теме

Внедренческий

Распространение опыта работы

Публикации в СМИ, сетевых сообществах

Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • Курсы повышения квалификации
  • Семинары и конференции, вебинары
  • Мастер-классы
  • Газеты, журналы
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • Платные курсы
  • Мероприятия по обмену опытом
  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
  • Интернет