Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.
Цель моей профессиональной деятельности - создать условия для развития читательской грамотности (научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать).
Задачи:
- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
- внедрить технологию смыслового чтения, технологию продуктивного чтения
- внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
- использование технологии проблемного обучения с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
- разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов.
Перечень вопросов по самообразованию:
- изучение психолого-педагогической литературы;
- продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей, работающих по проблемной, по проблемно-диалогической технологии
- разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности обучающихся;
Предполагаемый результат:
- формирование у ученика внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия,
- формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
- повышение качества преподаваемых предметов;
- участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного МО учителей начальных классов;
- умение оказать практическую помощь коллегам.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях МО, участие в конкурсах.
Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)
Этапы реализации |
Сроки |
1 класс |
сентябрь 2023 г. - май 2024 г. |
Этапы работы над темой
Этапы |
Содержание работы |
Практическая деятельность |
Результат |
Диагностический |
Мониторинг образовательных достижений учащихся по функциональной грамотности Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта |
Курсы повышения квалификации.
|
План работы (Дорожная карта) |
Прогностический |
Определение целей и задач темы.
|
Курсы повышения квалификации |
Составление «дорожной карты» КПК «Техники формирования читательской грамотности в процессе обучения русскому языку и литературе» |
Практический |
Внедрение опыта работы.
|
1. Разработка учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений.
|
КПК «Функциональная грамотность на уроках русского языка и литературы;
Конкурс «Сказки А.С.Пушкина»
|
Обобщающий |
Подведение итогов
|
- Мониторинг образовательных достижений учащихся по функциональной грамотности
Участие в работе МО учителей начальных классов и в проведении семинаров.
|
Участие в вебинарах учи.ру, ИД «Первое сентября» по изучаемой теме |
Внедренческий |
Распространение опыта работы |
Публикации в СМИ, сетевых сообществах |
|
Источники самообразования
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
- Курсы повышения квалификации
- Семинары и конференции, вебинары
- Мастер-классы
- Газеты, журналы
- Видео, аудио информация на различных носителях
- Платные курсы
- Мероприятия по обмену опытом
- Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
- Интернет