Конспект занятия по развитию речи для детей ясельной группы по теме «Семейная картина» с использованием игрового метода «Оживающая картина»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи для расширения речевой базы дошкольников:

  • Расширять речевую базу детей по теме «Семья» посредством использования игрового метода «Оживающая картина» авторов Поповой Е.А., Шеншиной Т.В. Пополнять словарь детей словами по теме, привлекать к называнию членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), к рассказыванию кто из членов семьи, чем занимается (готовит, убирается, помогает и т.д.) («Речевое развитие»).
  • Закреплять представление по теме «Семья» (кто к ней относится, какие праздники бывают в семье, где живет семья, как члены семьи относятся друг к другу и т.д.) Упражнять в определении «один» и «много». Развивать умение сравнивать предметы по величине «большой» и «маленький» («Познавательное развитие»).
  • Воспитывать доброту, отзывчивость, доброжелательное отношение, желание помогать членам семьи через беседу, дидактические игры «День рождения Маши», рассказ воспитателя «Семья» («Социально-коммуникативное развитие»).
  • Привлекать детей к совместному созданию коллажа (живой картины) по теме «Семья», умению выбирать из множества картинок только те, которые относятся к семье (дом, члены семьи, необходимые атрибуты) и располагать их на «живой картине» в соответствии с замыслом. (Художественно-эстетическое развитие).
  • Совершенствовать двигательную активность детей по средствам выполнения физ. минутки. Привлекать к повторению движений за педагогом и проговариваю слов Физическое развитие»).

Методы и приемы:

  • наглядные: рассматривание картинок с изображение членов семьи, дома и необходимых атрибутов, и созданного коллажа;
  • практические: создание коллажа, выбор нужных картинок по теме, самостоятельное расположение их на экране «живой картины»;
  • словесные: вопросы к детям, беседа, дидактические игры.

Материал и оборудование: разнообразные бумажные картинки с изображение членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дом, машина, деревья, стол, посуда, игрушки, солнце); коврик из фетра для создания коллажа «живая картина»; подносы для картинок; музыка для выполнения физ. минутки.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физ. минутка: «Наша дружная семья»

Изобразительная

Создание коллажа, выбор нужных картинок по теме «Семья»

Познавательная

Дидактические игры: «Назови членов семьи», «Построй дом». «Много и один»

Коммуникативная

Рассказ воспитателя «Семья». Вопросы к детям.

Игровая

Дидактические игры: «День рождения Маши», «Собери букет для Маши»

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Сюрпризный момент.

Педагог предлагает отправиться в путешествие на машине в гости к бабушке. Спрашивает у детей, какие части у машины они знают. Предлагает их назвать и показать. Педагог читает стихотворение, дети имитируют движение машины:

Вот грузовик наш едет,
Колесики стучат.
В грузовичке нашем,
Ребятушки сидят.
Едем, едем мы с тобой
В гости к бабушке родной.
Мы приедем скоро к ней.
Грузовик вези, быстрей.
Стоп, машина! Стоп мотор!
Тормози скорей, шофер!

Слушаю педагога. Отвечают на вопросы. Называют части машины (колеса, кабина, кузов).

Создание у детей мотивации для дальнейшей совместной деятельности.
Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

2

Дидактическая игра: «Построй дом»

Педагог предлагает детям подойти к доске и рассмотреть, что изображено на картине. Спрашивает детей, куда мы приехали? (на полянку). Что вы видите на полянке? А что нужно построить, чтобы здесь можно было жить? (домик).
Педагог предлагает выбрать с подноса детали разрезные картинки и создать на панно жилой дом.

Рассматривают картину. Называют изображения на ней (дорога, деревья, цветы, полянка и т.д.). Самостоятельно выбирают необходимые детали для создания дома. Отвечают на вопросы педагога.

Активизируется речь детей названиями частей дома (стены, крыша, крыльцо, окна, труба, дверь и т.д.)
Совместно с педагогом создают коллаж дома.

3

Дидактическая игра: «Назови членов семьи»

Педагог предлагает придумать, кто живет в доме? Посмотреть и выбрать
картинки с изображением членов семьи. Разместить их на картине. Назвать кто это? Объясняет понятие «семья».
Предлагает поселить их в этот дом. Спрашивает: Сколько жителей у нас живет? (много). Как можно назвать всех, кто живет в домике? (семья). А сколько у нас домиков? (один)

Выполняют задание педагога. Располагают картинки с изображением членов семьи на картине. Называют членов семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.)

Понимают понятия «семья».
Пополняют словарь названием членов семьи. Рассказывают кто из членов семьи чем занимается дома (готовит, убирается, помогает и т.д.).
Определяют много и один.

4

Физ. минутка: «Наша дружная семья»

Наша дружная семья (обнимаются)
Мама, папа, ты и я! (разводят руки)
Мы друг другу помогаем, (в круг)
С дедом гвозди забиваем
(забивают гвозди)
Маме мы белье развесим.
(вешают белье)
Папу вечером встречаем,
Настежь двери открываем.

Выполняют движения физ. минутки. Подговаривают слова. Имитируют движения. Координируют движения рук.
Выполняют движения одновременно.

Повторяют движения за воспитателем. Слаженно действуют в группе сверстников. Проговаривают слова.

5

Рассказ воспитателя «Семья»

На полянке жила семья у них был красивый большой дом. Они жили дружно и друг другу помогали.
Вместе ходили на прогулку, с бабушкой пекли блинчики, с дедушкой играли в прятки, маме помогали вешать белье, а с папой играли в футбол. Посмотрите
как весело и дружно живет наша семья!
А вы любите свою семью? А у вас дома, какие праздники бывают?

Слушают рассказ педагога. Отвечают на вопросы. Проявляют желание слушать рассказ воспитателя.

Проявляют доброжелательное отношение к членам семьи, доброту, отзывчивость к членам семьи.

6

Дидактическая игра: «День рождения Маши»

Педагог приглашает на день рождение Маши. Спрашивает: Что нужно приготовить, чтобы угостить гостей? Куда нужно поставить угощения, подарки, торт и т.д? Предлагает накрыть стол. Уточняет из чего гости будут пить чай? (чашки и чайник). Какого цвета чашки? Чашки какие? (маленькие), а чайник какой? (большой). Чайник у нас один, а чашек? (много)

Ответы детей. Выбирают и располагают на картине стол, чашки, чайник, угощения.

Выбирают из множества картинок только те, которые относятся к теме задания. Располагают их на «живой картине» в соответствии с замыслом. Называют предметы необходимые для праздника.

7

Дидактическая игра: «Собери букет для Маши»

Педагог предлагает сделать подарок для Маши и собрать цветы на полянке.

Собирают цветы в корзину. Пополняют сенсорный опыт.
Называют основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый)

Дети различают и называют основные цвета спектра. Складывают в корзину для именинницы. Дарят букет Маше. Проявляют заботу. Радуются, хлопают в ладоши. Поздравляют с днем рождения.

8

Рефлексия

Вот мы с вами побывали в путешествии. Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Кто здесь живет? (семья). Назовите, кто живет в семье? А как вы думаете это хорошая, дружная семья? Как вы догадались? (любят друг друга, помогают, вместе отдыхают и т.д.). Подводит детей к выводу, что семья всем нужна, хорошо жить в семье.

Отвечают на вопросы педагога.
Рассказывают о том, что им понравилось.

Понимают смысл понятия «Семья», что семья должна быть дружная, когда все друг друга любят и помогают. Делают вывод, что всем нужна семья.