Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи для расширения речевой базы дошкольников:
- Расширять речевую базу детей по теме «Семья» посредством использования игрового метода «Оживающая картина» авторов Поповой Е.А., Шеншиной Т.В. Пополнять словарь детей словами по теме, привлекать к называнию членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра), к рассказыванию кто из членов семьи, чем занимается (готовит, убирается, помогает и т.д.) («Речевое развитие»).
- Закреплять представление по теме «Семья» (кто к ней относится, какие праздники бывают в семье, где живет семья, как члены семьи относятся друг к другу и т.д.) Упражнять в определении «один» и «много». Развивать умение сравнивать предметы по величине «большой» и «маленький» («Познавательное развитие»).
- Воспитывать доброту, отзывчивость, доброжелательное отношение, желание помогать членам семьи через беседу, дидактические игры «День рождения Маши», рассказ воспитателя «Семья» («Социально-коммуникативное развитие»).
- Привлекать детей к совместному созданию коллажа (живой картины) по теме «Семья», умению выбирать из множества картинок только те, которые относятся к семье (дом, члены семьи, необходимые атрибуты) и располагать их на «живой картине» в соответствии с замыслом. (Художественно-эстетическое развитие).
- Совершенствовать двигательную активность детей по средствам выполнения физ. минутки. Привлекать к повторению движений за педагогом и проговариваю слов («Физическое развитие»).
Методы и приемы:
- наглядные: рассматривание картинок с изображение членов семьи, дома и необходимых атрибутов, и созданного коллажа;
- практические: создание коллажа, выбор нужных картинок по теме, самостоятельное расположение их на экране «живой картины»;
- словесные: вопросы к детям, беседа, дидактические игры.
Материал и оборудование: разнообразные бумажные картинки с изображение членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дом, машина, деревья, стол, посуда, игрушки, солнце); коврик из фетра для создания коллажа «живая картина»; подносы для картинок; музыка для выполнения физ. минутки.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
Физ. минутка: «Наша дружная семья» |
Изобразительная |
Создание коллажа, выбор нужных картинок по теме «Семья» |
Познавательная |
Дидактические игры: «Назови членов семьи», «Построй дом». «Много и один» |
Коммуникативная |
Рассказ воспитателя «Семья». Вопросы к детям. |
Игровая |
Дидактические игры: «День рождения Маши», «Собери букет для Маши» |
Логика образовательной деятельности
№ |
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
1 |
Сюрпризный момент. Педагог предлагает отправиться в путешествие на машине в гости к бабушке. Спрашивает у детей, какие части у машины они знают. Предлагает их назвать и показать. Педагог читает стихотворение, дети имитируют движение машины:
Вот грузовик наш едет,
|
Слушаю педагога. Отвечают на вопросы. Называют части машины (колеса, кабина, кузов). |
Создание у детей мотивации для дальнейшей совместной деятельности.
|
2 |
Дидактическая игра: «Построй дом»
Педагог предлагает детям подойти к доске и рассмотреть, что изображено на картине. Спрашивает детей, куда мы приехали? (на полянку). Что вы видите на полянке? А что нужно построить, чтобы здесь можно было жить? (домик).
|
Рассматривают картину. Называют изображения на ней (дорога, деревья, цветы, полянка и т.д.). Самостоятельно выбирают необходимые детали для создания дома. Отвечают на вопросы педагога. |
Активизируется речь детей названиями частей дома (стены, крыша, крыльцо, окна, труба, дверь и т.д.)
|
3 |
Дидактическая игра: «Назови членов семьи»
Педагог предлагает придумать, кто живет в доме? Посмотреть и выбрать
|
Выполняют задание педагога. Располагают картинки с изображением членов семьи на картине. Называют членов семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.) |
Понимают понятия «семья».
|
4 |
Физ. минутка: «Наша дружная семья»
Наша дружная семья (обнимаются)
|
Выполняют движения физ. минутки. Подговаривают слова. Имитируют движения. Координируют движения рук.
|
Повторяют движения за воспитателем. Слаженно действуют в группе сверстников. Проговаривают слова. |
5 |
Рассказ воспитателя «Семья»
На полянке жила семья у них был красивый большой дом. Они жили дружно и друг другу помогали.
|
Слушают рассказ педагога. Отвечают на вопросы. Проявляют желание слушать рассказ воспитателя. |
Проявляют доброжелательное отношение к членам семьи, доброту, отзывчивость к членам семьи. |
6 |
Дидактическая игра: «День рождения Маши» Педагог приглашает на день рождение Маши. Спрашивает: Что нужно приготовить, чтобы угостить гостей? Куда нужно поставить угощения, подарки, торт и т.д? Предлагает накрыть стол. Уточняет из чего гости будут пить чай? (чашки и чайник). Какого цвета чашки? Чашки какие? (маленькие), а чайник какой? (большой). Чайник у нас один, а чашек? (много) |
Ответы детей. Выбирают и располагают на картине стол, чашки, чайник, угощения. |
Выбирают из множества картинок только те, которые относятся к теме задания. Располагают их на «живой картине» в соответствии с замыслом. Называют предметы необходимые для праздника. |
7 |
Дидактическая игра: «Собери букет для Маши» Педагог предлагает сделать подарок для Маши и собрать цветы на полянке. |
Собирают цветы в корзину. Пополняют сенсорный опыт.
|
Дети различают и называют основные цвета спектра. Складывают в корзину для именинницы. Дарят букет Маше. Проявляют заботу. Радуются, хлопают в ладоши. Поздравляют с днем рождения. |
8 |
Рефлексия Вот мы с вами побывали в путешествии. Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Кто здесь живет? (семья). Назовите, кто живет в семье? А как вы думаете это хорошая, дружная семья? Как вы догадались? (любят друг друга, помогают, вместе отдыхают и т.д.). Подводит детей к выводу, что семья всем нужна, хорошо жить в семье. |
Отвечают на вопросы педагога.
|
Понимают смысл понятия «Семья», что семья должна быть дружная, когда все друг друга любят и помогают. Делают вывод, что всем нужна семья. |