Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе на тему «Геометрические фигуры, большой, маленький»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: младшая группа, геометрические фигуры


Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Физическая культура», «Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Цели:

  • Обучающие: Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры, основные признаки предметов, цвет, форму, величину. Закрепить понятия количества: один - много; размера: большой - маленький; геометрические фигуры: круг, квадрат.
  • Развивающие: Развивать зрительное внимание, воображение, мышление, память.
  • Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение слышать друг друга, помогать другим.

Демонстрационный материал: корзина с яблоками для угощения ребят, одно большое жёлтое яблоко, 6-7 маленькие красные яблоки, поезд из картона, один большой круг, мяч, один большой квадрат, фланелеграф, один квадрат и два круга для тележки.

Раздаточный материал: большие жёлтые яблоки, маленькие красные яблоки, круги и квадраты по количеству детей.

Ход занятия

Воспитатель заходит в группы с корзиной в руке.

Воспитатель: Ребята, осень передала мне свой урожай. Посмотрите, какое красивое яблоко.

Воспитатель показывает цветное изображение яблока и помещает рисунок на фланелеграф.

Воспитатель: Какого цвета яблоко?

Дети: Жёлтого.

Воспитатель: А в корзине есть ещё яблоки. Посмотрите, ребята, какого они цвета?

Дети: Красного.

Воспитатель помещает их на фланелеграф.

Воспитатель: Сколько жёлтых яблок?

Дети: Одно.

Воспитатель: Сколько красных яблок?

Дети: Много.

Воспитатель: Какого размера жёлтое яблоко?

Дети: Жёлтое яблоко большое.

Воспитатель: Какого размера красные яблоки?

Дети: Красные яблоки маленькие.

Воспитатель: Ребята, у вас на столе лежат яблоки. Поднимите и покажите большое жёлтое яблоко. А теперь покажите маленькое красное яблоко. Молодцы, ребята, хорошо исправились с заданием.

Физкультминутка. В.Н.Волочкова, Н.В.Степанова «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста». ТЦ «Учитель» Воронеж 2001.

Похлопайте в ладоши много раз.
Подпрыгните один раз.
Присядьте много раз.
Потянитесь один раз.

Воспитатель: Ребята, послушайте, одну историю. Жил-был зайчонок. Вырастил он много урожай овощей на огороде. Много морковки, много свеклы, а перевести не на чём. Шёл он по лесу, видит колесо лежит (из картона). Вот здорово, - думает заяц, - сделаю тележку и перевезу овощи. Стал поднимать, сдвигать с места. Не может - тяжелое. Как быть? А тут медведь идёт. Стали вдвоём думать. Ничего не придумали. А что бы вы им посоветовали?

Дети предлагают свои варианты. Воспитатель направляет их к выводу, что колесо надо катить.

Воспитатель: Вот катят медведь и заяц колесо, видят ещё одно колесо лежит. Покатили они свои колесо домой и стали строить тележку. Давайте, мы тоже построим свою тележку и поможем зайчику. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат у вас на столе?

Дети: Круги и квадрат.

Воспитатель: Из чего будем делать колеса?

Дети: Из круга.

Воспитатель: Почему из круга?

Дети: Потому что оно круглое и катится.

Воспитатель: Обведите круг пальцем. У него есть углов?

Дети: Нет.

Воспитатель: А из чего будем делать кабинку?

Дети: Из квадрата. Давайте, каждый на столе построить свою тележку.

Воспитатель: Молодцы, какие вы хорошие помощники.

Проводится игра «Отгадай»

В.П.Новикова «Математика в детском саду» младший дошкольный возраст. Издательство «Мозаика-Синтез» 2008.

Правила игры: Дети становятся в круг, в центре, который находится воспитатель с мячом. Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан. Вначале воспитатель показывает круг и кладёт его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что похож круг. Отвечает тот ребёнок, которому воспитатель покатить мяч. Ребёнок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на тарелку, на мяч, на солнышко и т.д. Далее воспитатель показывает большой квадрат и кладёт его в центр. Ребёнок, поймавший мяч, говорит, на что похож квадрат. Например, на платочек, на дом, на книгу и т.д.

Воспитатель: Ребята, вы хорошо сегодня занимались, и осень каждому подарила по яблоку.

Использованная литература

  1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, Комаровой, «Мозаика-Синтез» 2011, г. Москва.
  2. «1000 загадок, сказок, басен» сост. М.Б.Кановская, Москва АСТ; Санкт-Петербург Сова, 2011 г.
  3. В.Н.Волочкова, Н.В.Степанова «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста». ТЦ «Учитель» Воронеж 2001.
  4. В.П.Новикова «Математика в детском саду» младший дошкольный возраст. Издательство «Мозаика-Синтез» 2008.
  5. Е.В.Ларечина «Развивающие занятия для родителей и детей». Издательство «Речь» Санкт-Петербург 2011.
  6. А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду». Москва «Просвещение» 1974.