Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Физическая культура», «Социализация».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Цели:
- Обучающие: Познакомить с понятием один - много - ни одного. Учить детей осваивать элементарные ролевые и сюжетные игры.
- Развивающие: Развивать фантазию детей. Упражнять в составлении группы предметов и умении выделять из группы предметов один.
- Воспитательные: Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.
Демонстрационный материал: Картинки зайца, медведя, пчёл, бочонок, ульи, корзина из бумаги, фланелеграф.
Раздаточный материал: морковки из бумаги по количеству детей.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Хотите узнать кто они?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда отгадывайте загадку:
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Если дети затрудняются, воспитатель еще раз читает загадку и подводит детей к пониманию ответа.
Дети: Зайчик.
Воспитатель помещает картинку зайчика на фланелеграф.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что любит кушать зайчик?
Дети: Капусту, морковку.
Воспитатель: Правильно, ребята, как можно их назвать одним словом?
Дети: Овощи.
Воспитатель помещает корзину с морковками на фланелеграф.
Воспитатель: Сколько морковок нам принёс зайчик?
Дети: Много.
Воспитатель: А зайчиков сколько?
Дети: Один.
Воспитатель: Зайчик был очень голодным и съел все морковки. Сколько у него осталось морковок? (Воспитатель прячет морковки).
Дети: Ни одной.
Физкультминутка игра «Зайчишка-трусишка». В.Н.Волочкова, Н.В.Степанова «Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста». ТЦ «Учитель» Воронеж 2001.
Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашел,
Сидит, грызет.
Иди прочь - хозяин идет!
Правила игры: На полу лежат морковки по количеству детей. Дети, изображая зайку, прыгают по кругу, затем приседают, сидят, грызут как будто морковку. После слов «Иди прочь - хозяин идет!» убегают, садятся на стульчики.
Воспитатель: Сколько морковок у каждого?
Дети: Одна.
Воспитатель: Ребята, у нас еще один гость. Хотите узнать кто это?
Дети: Да.
Воспитатель: Если отгадаете загадку, тогда и узнаете кто он.
Кто зимой все время спит,
А летом ульи ворошит?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Правильно, это медведь и он принёс нам бочонок мёда.
Воспитатель помещает медведя с бочонком на фланелеграф.
Воспитатель: Сколько бочонок мёда у медведя?
Дети: Один бочонок мёда.
Воспитатель: А с ним прилетели пчёлы. Посмотрите, вот они.
Воспитатель помещает пчёл на фланелеграф.
Воспитатель: Сколько пчёл прилетели к нам в гости?
Дети: Много.
Воспитатель: Давайте поиграем с ними.
Проводится подвижная игра «Медведь и пчёлы». А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду». Москва «Просвещение» 1974.
Правила игры: «Медведь» спит в «берлоге». «Пчелы» сидят в «улье». Эти места надо выбрать заранее. Воспитатель произносит: «Пчелы!» Дети-«пчелы» начинают изображать пчел: летать, приседать (как будто на цветы) и снова летать. Воспитатель восклицает:
«Пчелки, в улей!» «Пчелки» собираются в «улье» и «засыпают».
Воспитатель:
Вот медведь идет,
Ищет мишка мед.
Из «берлоги» выходит ребенок-«мишка». Он ходит вокруг «улья». Потревоженные «пчелы» просыпаются и говорят:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Догоню, накажу-жу-жу!
«Пчелы» догоняют «медведя», он убегает в «берлогу». Пчела, которая догнала и «ужалила медведя» (первой дотронулась до него), становится «медведем». Если «медведя» никто не догнал, и он успел спрятаться в «берлогу», он опять остается «медведем».
Воспитатель: Ребята, кто у нас сегодня был в гостях?
Дети: Зайчик и мишка.
Воспитатель: Ребята, им пора домой в лес возвращаться, давайте с ними попрощаемся.
Дети: До свидания, мишка и зайчик.
Воспитатель в конце занятие даёт ребятам задание: в группе найти и рассказать, каких игрушек много, какая игрушка одна, каких игрушек ни одной.