Урок-игра по информатике "Космическое путешествие"

Разделы: Информатика, Конкурс ко Дню знаний «До чего же интересно всё на свете узнавать»

Класс: 5


Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об основных процессах, связанных с накоплением и обработкой информации в новой, нестандартной ситуации ролевой игры.

Задачи:

  • Образовательная: Обобщение и систематизация представлений, обучающихся об информации и способах её получения человеком из окружающего мира; закрепить знания о методах и средствах её обработки, передачи и хранения; используя нестандартные ситуации и творческие задания научить детей решать простые информационные задачи на кодирование и декодирование информации;
  • Развивающая: развитие познавательного интереса на уроке, творческой активности обучающихся; развить у школьников умения излагать свои мысли, моделировать ситуацию и логически мыслить;
  • Воспитательная: Воспитать интерес к предмету и сознательное отношение к его изучению; воспитаниекоммуникабельности, навыков сотрудничества, чувство ответственности в ходе командной игры, уважения к себе и своим соперникам.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, умений.

Вид урока: урок-игра.

Технология: игровая.

Время проведения: 40-45 минут.

Место проведения: кабинет информатики.

Возрастная категория: 11-12 лет (5 класс).

Формы организации работы обучающихся: работа в группах (по 5-6 человек).

Методы обучения: объяснительно-демонстрационные.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор, компьютер;
  • два ноутбука (бортовые компьютеры);
  • презентация «Путешествие в космос»;
  • сигнальные карточки - 2 шт.;
  • листы с заданиями для декодирования радиограммы - 2 шт.;
  • листы с координатной плоскостью - 2 шт.;
  • карточки с сообщением - 2 шт.;
  • капсулы с заданием-инструкцией для работы с файлами и папками - 2 шт.;
  • листы в клетку.

Предварительная работа: Создать две команды из 5-6 человек. Командам необходимо придумать название и выбрать капитана.

План урока:

  1. Организационный момент - 1 минут
  2. Постановка цели урока - 1 минут
  3. Ознакомление с правилами игры - 1 минуты
  4. Игра - 30 минуты
      Начало путешествия (расшифровать радиограмму)
    1. Старт (сконструировать космические корабли)
    2. Пояс астероидов (выбрать правильный ответ)
    3. Космический патруль (передать сообщение)
    4. Физкультминутка
    5. Черная дыра (работа с файлами и папками)
    6. Книга жизни
    7. Планета Марс
  5. Подведение итога урока - 4 минут
  6. Рефлексия - 3 минут

Планируемый результат урока

Предметные УУД:

  • Сформирует представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; анализировать информационные явления и ситуации с точки зрения передачи информации от источника к приемнику; использовать термины «источник», «приёмник», «передача» при описании ситуации получения информации; решать задачи, основанных на анализе информации.

Метапредметные УУД:

  • Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; понимать важность и значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития современного информационного общества.

Личностные УУД:

  • Планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учитывать и координировать свое мнение с мнением других людей в сотрудничестве; оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.

Ход урока

Презентация

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по космосу. Но чтобы управлять космическим кораблем, надо много уметь и много знать. Особенно хорошо знать информатику.

2. Постановка цели урока

Учитель: Мы с вами закончили изучать главу «Информация вокруг нас» и потому сегодня на уроке должны повторить все, что мы знаем об информации: о методах и средствах её приёма, передачи, обработки и хранения, а также покажем свои умения работать с файлами и папками.

3. Правило игры

Учитель:

  • На каждом этапе путешествия вам будут даваться различные задания, отвечать будет тот экипаж корабля, который выполнит их первым (первыми поднимут сигнальную карточку).
  • Если экипаж корабля дает неверный ответ, то право ответа переходит к другому экипажу.
  • За каждый правильный ответ экипажу корабля присуждается 1 балл.

4. Игра

Задание 1. Начало путешествия

Учитель: Поступил сигнал из космоса! Жители планеты Марс прислали радиограмму. В научной лаборатории не удалось расшифровать послание. Мы должны попытаться его дешифровать.

Задание:

Радиограмма:

В этой радиограмме содержится последовательность букв: С, П, А, И, Т, Е, Н. Каждая буква закодирована с помощью азбуки Морзе. Разделителей между кодами букв нет. Назовите переданную последовательность букв.

Нужный фрагмент азбуки Морзе:

Ответ: Спасите нас.

Задание 2. Старт

Учитель: Вы молодцы, легко смогли дешифровать послание. Из послания мы поняли, что марсиане просят нас о помощи. А чтобы им помочь нужно отправиться в космос. На чем можно улететь в космическое пространство?

Ответ: На ракете.

Учитель: Правильно! Давайте сконструируем наши космические корабли.

Задание: На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности.

Отметьте точки: 1(3;6), 2(3;12), 3(6;16), 4(9;12), 5(9;6), 6(1;0), 7(6;0), 8(11;0).

Соедините точки:

  • 1 - 2 - 3 - 4 - 5.
  • 5 - 6 - 1 - 7 - 5 - 1 - 8 - 5.

Ответ:

Учитель: Наши корабли готовы к старту, можно лететь. Давайте произведем обратный отчет от 5 до 1 (учитель вместе с учениками производит обратный отчет). Полетели!

Задание 3. Пояс астероидов

Учитель: Ура! Мы в космосе!

Но что это там впереди? Неужели на нашем пути пролегает пояс астероидов. Смотрите, они движутся в нашем направлении. Что нам делать?

Ответ: Взорвать или разбить астероид.

Задание: Для того чтобы разбить астероид необходимо выбрать правильный ответ на вопрос. За каждый правильный ответ - 1 балл

  1. Дать полный ответ. Информация это - …
      сведенья об окружающем мире;
    1. то, что передают по телевизору, в выпусках новостей;
    2. прогноз погоды;
    3. то, что печатают в газете.
  2. С помощью какого органа чувств, здоровый человек получает большую часть информации:
      глаза;
    1. уши;
    2. кожа;
    3. нос;
    4. язык.
  3. По способу восприятия человеком различают следующие виды информации:
      текстовую, числовую, символьную, графическую, табличную;
    1. научную, социальную, техническую, производственную;
    2. зрительную, обонятельную, осязательную, вкусовую, слуховую.
  4. К зрительной можно отнести информацию, которую человек получает, воспринимая:
      запах духов;
    1. графические изображения;
    2. раскаты грома;
    3. вкус яблока.
  5. По форме представления информацию можно условно разделить на следующие виды:
      Обыденную, научную, производственную, управленческую;
    1. Зрительную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую;
    2. Текстовую, числовую, звуковую, графическую, видеоинформацию;
    3. Математическую, биологическую, медицинскую, психологическую.
  6. Тактильную информацию человек получает с помощью …
      органа осязания;
    1. термометра;
    2. органа обоняния;
    3. органа слуха.

Учитель: Молодцы! Поздравляю вас! Вы благополучно преодолели пояс астероидов. Корпусы ваших кораблей не повреждены. Можно лететь дальше.

Задание 4. Космический патруль

Учитель: Что случилось!? Нас со всех сторон окружают инопланетные космические корабли. Но бояться их не стоит. Это звездный патруль. Он следит за порядком в космическом пространстве.

Смотрите, они достаточно враждебно к нам настроены. Они думают, что мы космические пираты. Но мы не владеем их языком и не можем объяснить им, что мы друзья и прилетели на помощь. Ребята, мы с вами уже знаем, что передать (сообщить) информацию можно с помощью устрой и письменной речи. А какой еще существует способ передачи информации (менее распространенный)?

Ответ: С помощью языка мимики и жестов.

Учитель: Верно, человек использует мимику и жесты для того, чтобы выразить свои эмоции, чтобы передать сообщение в случае, если это не возможно сделать другими способами.

Задание: Каждому экипажу выдается карточка, в которой словами записано, какую информацию надо передать с помощью мимики и жестов. Время на подготовку - 3 минуты, после чего каждый экипаж демонстрирует сообщение. Задача другого экипажа догадаться, какое сообщение отправил источник информации. За правильный ответ присуждается - 1 балл.

Ответ: (один из вариантов ответа - ответ может быть другой)

Учитель: Молодцы! С этим заданием справились оба экипажа. Но смотрите, инопланетный патруль тоже хочет нам, что-то сообщить. А может быть и предупредить. Давайте попробуем догадаться, какое сообщение они пытаются нам передать.

Задание: Какое сообщение передал инопланетный патруль. За правильный ответ присуждается - 1 балл.

Ответ: Внимание! Впереди ЧЕРНАЯ ДЫРА.

Учитель: Задание было достаточно сложное, но вы справились и с этой задачей.

Учитель: Пока мы летим до следующего испытания, у экипажей кораблей есть хорошая возможность заработать дополнительный балл. Для этого нужно ответить на вопрос по предыдущему заданию.

Задание: Назвать источник, приемник информации и информационный канал.

Ответ:

  • источник информации (мы) - приемник информации (инопланетяне),
  • источник информации (инопланетяне) - приемник информации (мы).
  • Информационный канал - биологический

Физкультминутка

Учитель: Экипажи кораблей должны не только много знать и уметь, но и должны иметь хорошую физическую подготовку. Поэтому давайте сейчас сделаем небольшую физкультминутку.

Один, два, три, четыре, пять
В космос мы летим опять
Отрываюсь от земли
Долетем до луны
На орбите повисим
И опять домой спешим

Ходьба на месте Соединить руки над головой
Прыжки на месте
Руки в стороны, покружиться
Руки в стороны, покружиться
Ходьба на месте

Задание 5. Черная дыра

Учитель: Экипажи будьте наготове, мы подлетаем к чёрной дыре. Наша задача облететь её. Но чтобы это сделать, нужно хорошо управлять кораблем и действовать четко по инструкции.

Задание: У каждого экипажа есть бортовой компьютер, с помощью которых вы управляете кораблем. Используя бортовой компьютер и инструкцию в черной капсуле, найдите решение, которое вам поможет облететь черную дыру:

Инструкция для работы с файлами и папками:

  1. На Рабочем столе открыть папку Мои документы;
  2. В папке Мои документы открыть папку Черная_дыра;
  3. Открыть файл Задание_4 и выполнить задание;
  4. Записать ответ в пустую ячейку таблицы;
  5. На Рабочем столе открыть файл Задание_2;
  6. Выполнить задание и записать ответ в пустую ячейку таблицы;
  7. Скопировать файл Задание_2 и вставить в папку Черная_дыра;
  8. В папке Учебная открыть файл Задание_1;
  9. Выполнить задание и записать ответ в пустую ячейку таблицы;
  10. Вырезать файл Задание_1 и вставить в папку Черная_дыра;
  11. В папке Рабочая открыть файл ЗАДАНИЕ;
  12. Выполнить задание и записать ответ в пустую ячейку таблицы;
  13. Переименовать файл Задание_3 и скопировать его в папку Черная _дыра;
  14. В папке Черная_дыра открыть четыре файла: Задания_1, Задание_2, Задание_3, Задание_4;

Выложить четыре файла каскадом, чтобы просмотреть результат выполненной работы.

Ответ: Мы облетели черную дыру.

Учитель: Вы все молодцы! Оба экипажа неплохо справились с этим заданием, и мы благополучно смогли облететь ЧЕРНУЮ ДЫРУ.

Задание 6. Книга жизни

Учитель: Итак, ребята наши корабли плавно приближаются к планете Марс. Осталось совсем чуть-чуть.

- Ой, что это? Что-то непонятное …

По всей видимости, какой-то неизведанный объект движется нам навстречу. Не знаешь, что и ожидать от него (по мере приближения дети понимают, что это книга).

Смотрите, она закрыта тремя большими замками. Наверно она хранит какию - нибудь важную информацию или тайну вселенной. Давайте возьмем её на борт корабля?

Ответ: Да

Задание 7. Планета Марс

Учитель: И вот он красавиц Марс. Его жители радушно нас встречают. Вот выходит старейшина и приветствует нас. Но разве вы не заметили печаль в их глазах?

Оказывается, космические пираты украли у них «Книгу жизни». Эта книга важна для марсиан. Она поддерживает жизнь на их планете. Без неё планета погибнет.

Постойте!!! А не та ли эта книга, которую мы поймали в космосе? (Да она) Видимо космические пираты не смогли её открыть, и бросили в открытом космосе. Великая тайна сокрыта в этой книге. Разгадав её, вы обретете силу и богатство.

Радушные марсиане в награду за то, что мы вернули им «Книгу жизни» согласились открыть нам её тайну. Но три замка мы должны открыть сами.

Задание: Каждый экипаж получает набор карточек, на которых приведены примеры действий с информации. Чтобы открыть три замка, нужно разложить карточки на три группы:

  • первая группа - хранение информации;
  • вторая группа - передача информации;
  • третья группа - обработка информации.

Запись в записной книжке, перевод с английского языка, просмотр телепередач, заучивание правила, решение задачи, запись песни на диск, разговор по телефону, разгадывание кроссворда, чтение книги.

Ответ:

Хранение

Передача

Обработка

Запись в записной книжке;

Запись песни на диске;

Заучивание правила.

Разговор по телефону;

Просмотр телепередач;

Чтение книги.

Перевод с английского языка;

Решение задачи;

Разгадывание кроссворда.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы открыли книгу.

Как вы понимаете слова: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»?

Ответ: (один из вариантов ответа - ответ может быть другой)

В век информации - жизнь человека неразрывно связана с получением, обработкой, хранением и передачей информации. С каждым годом становится всё больше информации и, если человек располагает ценными знаниями, то он может добиться больших успехов в жизни.

6. Подведение итога урока

Учитель: Итак, наше путешествие подошло к концу. Давайте подведем итоги. Сегодня нет победителей и нет побежденных. Благодаря слаженной работе обоих экипажей мы смогли спасти планету Марс и её жителей от гибели. Приобрели верных и надежных друзей. Получили силу целого народа планеты Марс. Ведь не зря говорят: «Дружба - это сила».

Стали намного богаче. А богатство это знания, которые вы получили во время своего путешествия.

7. Рефлексия

Учитель:

  • Ребята, вам понравился урок?
  • Какой, на ваш взгляд был самый интересный момент?
  • Какое задание вам больше всего понравилось?
  • Какое задание было самым трудным?
  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Чему научились?

Оцените урок пальцами одной руки, 5 - если отлично, 4 - хорошо, и т.д.

Спасибо за работу.