Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об основных процессах, связанных с накоплением и обработкой информации в новой, нестандартной ситуации ролевой игры.
Задачи:
- Образовательная: Обобщение и систематизация представлений, обучающихся об информации и способах её получения человеком из окружающего мира; закрепить знания о методах и средствах её обработки, передачи и хранения; используя нестандартные ситуации и творческие задания научить детей решать простые информационные задачи на кодирование и декодирование информации;
- Развивающая: развитие познавательного интереса на уроке, творческой активности обучающихся; развить у школьников умения излагать свои мысли, моделировать ситуацию и логически мыслить;
- Воспитательная: Воспитать интерес к предмету и сознательное отношение к его изучению; воспитаниекоммуникабельности, навыков сотрудничества, чувство ответственности в ходе командной игры, уважения к себе и своим соперникам.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний, умений.
Вид урока: урок-игра.
Технология: игровая.
Время проведения: 40-45 минут.
Место проведения: кабинет информатики.
Возрастная категория: 11-12 лет (5 класс).
Формы организации работы обучающихся: работа в группах (по 5-6 человек).
Методы обучения: объяснительно-демонстрационные.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, компьютер;
- два ноутбука (бортовые компьютеры);
- презентация «Путешествие в космос»;
- сигнальные карточки - 2 шт.;
- листы с заданиями для декодирования радиограммы - 2 шт.;
- листы с координатной плоскостью - 2 шт.;
- карточки с сообщением - 2 шт.;
- капсулы с заданием-инструкцией для работы с файлами и папками - 2 шт.;
- листы в клетку.
Предварительная работа: Создать две команды из 5-6 человек. Командам необходимо придумать название и выбрать капитана.
План урока:
- Организационный момент - 1 минут
- Постановка цели урока - 1 минут
- Ознакомление с правилами игры - 1 минуты
- Игра - 30 минуты
-
Начало путешествия (расшифровать радиограмму)
- Старт (сконструировать космические корабли)
- Пояс астероидов (выбрать правильный ответ)
- Космический патруль (передать сообщение)
- Физкультминутка
- Черная дыра (работа с файлами и папками)
- Книга жизни
- Планета Марс
- Подведение итога урока - 4 минут
- Рефлексия - 3 минут
Планируемый результат урока
Предметные УУД:
- Сформирует представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; анализировать информационные явления и ситуации с точки зрения передачи информации от источника к приемнику; использовать термины «источник», «приёмник», «передача» при описании ситуации получения информации; решать задачи, основанных на анализе информации.
Метапредметные УУД:
- Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; понимать важность и значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития современного информационного общества.
Личностные УУД:
- Планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учитывать и координировать свое мнение с мнением других людей в сотрудничестве; оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по космосу. Но чтобы управлять космическим кораблем, надо много уметь и много знать. Особенно хорошо знать информатику.
2. Постановка цели урока
Учитель: Мы с вами закончили изучать главу «Информация вокруг нас» и потому сегодня на уроке должны повторить все, что мы знаем об информации: о методах и средствах её приёма, передачи, обработки и хранения, а также покажем свои умения работать с файлами и папками.
3. Правило игры
Учитель:
- На каждом этапе путешествия вам будут даваться различные задания, отвечать будет тот экипаж корабля, который выполнит их первым (первыми поднимут сигнальную карточку).
- Если экипаж корабля дает неверный ответ, то право ответа переходит к другому экипажу.
- За каждый правильный ответ экипажу корабля присуждается 1 балл.
4. Игра
Задание 1. Начало путешествия
Учитель: Поступил сигнал из космоса! Жители планеты Марс прислали радиограмму. В научной лаборатории не удалось расшифровать послание. Мы должны попытаться его дешифровать.
Задание:
Радиограмма:
В этой радиограмме содержится последовательность букв: С, П, А, И, Т, Е, Н. Каждая буква закодирована с помощью азбуки Морзе. Разделителей между кодами букв нет. Назовите переданную последовательность букв.
Нужный фрагмент азбуки Морзе:
Ответ: Спасите нас.
Задание 2. Старт
Учитель: Вы молодцы, легко смогли дешифровать послание. Из послания мы поняли, что марсиане просят нас о помощи. А чтобы им помочь нужно отправиться в космос. На чем можно улететь в космическое пространство?
Ответ: На ракете.
Учитель: Правильно! Давайте сконструируем наши космические корабли.
Задание: На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности.
Отметьте точки: 1(3;6), 2(3;12), 3(6;16), 4(9;12), 5(9;6), 6(1;0), 7(6;0), 8(11;0).
Соедините точки:
- 1 - 2 - 3 - 4 - 5.
- 5 - 6 - 1 - 7 - 5 - 1 - 8 - 5.
Ответ:
Учитель: Наши корабли готовы к старту, можно лететь. Давайте произведем обратный отчет от 5 до 1 (учитель вместе с учениками производит обратный отчет). Полетели!
Задание 3. Пояс астероидов
Учитель: Ура! Мы в космосе!
Но что это там впереди? Неужели на нашем пути пролегает пояс астероидов. Смотрите, они движутся в нашем направлении. Что нам делать?
Ответ: Взорвать или разбить астероид.
Задание: Для того чтобы разбить астероид необходимо выбрать правильный ответ на вопрос. За каждый правильный ответ - 1 балл
- Дать полный ответ. Информация это - …
-
сведенья об окружающем мире;
- то, что передают по телевизору, в выпусках новостей;
- прогноз погоды;
- то, что печатают в газете.
- С помощью какого органа чувств, здоровый человек получает большую часть информации:
-
глаза;
- уши;
- кожа;
- нос;
- язык.
- По способу восприятия человеком различают следующие виды информации:
-
текстовую, числовую, символьную, графическую, табличную;
- научную, социальную, техническую, производственную;
- зрительную, обонятельную, осязательную, вкусовую, слуховую.
- К зрительной можно отнести информацию, которую человек получает, воспринимая:
-
запах духов;
- графические изображения;
- раскаты грома;
- вкус яблока.
- По форме представления информацию можно условно разделить на следующие виды:
-
Обыденную, научную, производственную, управленческую;
- Зрительную, звуковую, тактильную, обонятельную, вкусовую;
- Текстовую, числовую, звуковую, графическую, видеоинформацию;
- Математическую, биологическую, медицинскую, психологическую.
- Тактильную информацию человек получает с помощью …
-
органа осязания;
- термометра;
- органа обоняния;
- органа слуха.
Учитель: Молодцы! Поздравляю вас! Вы благополучно преодолели пояс астероидов. Корпусы ваших кораблей не повреждены. Можно лететь дальше.
Задание 4. Космический патруль
Учитель: Что случилось!? Нас со всех сторон окружают инопланетные космические корабли. Но бояться их не стоит. Это звездный патруль. Он следит за порядком в космическом пространстве.
Смотрите, они достаточно враждебно к нам настроены. Они думают, что мы космические пираты. Но мы не владеем их языком и не можем объяснить им, что мы друзья и прилетели на помощь. Ребята, мы с вами уже знаем, что передать (сообщить) информацию можно с помощью устрой и письменной речи. А какой еще существует способ передачи информации (менее распространенный)?
Ответ: С помощью языка мимики и жестов.
Учитель: Верно, человек использует мимику и жесты для того, чтобы выразить свои эмоции, чтобы передать сообщение в случае, если это не возможно сделать другими способами.
Задание: Каждому экипажу выдается карточка, в которой словами записано, какую информацию надо передать с помощью мимики и жестов. Время на подготовку - 3 минуты, после чего каждый экипаж демонстрирует сообщение. Задача другого экипажа догадаться, какое сообщение отправил источник информации. За правильный ответ присуждается - 1 балл.
Ответ: (один из вариантов ответа - ответ может быть другой)
Учитель: Молодцы! С этим заданием справились оба экипажа. Но смотрите, инопланетный патруль тоже хочет нам, что-то сообщить. А может быть и предупредить. Давайте попробуем догадаться, какое сообщение они пытаются нам передать.
Задание: Какое сообщение передал инопланетный патруль. За правильный ответ присуждается - 1 балл.
Ответ: Внимание! Впереди ЧЕРНАЯ ДЫРА.
Учитель: Задание было достаточно сложное, но вы справились и с этой задачей.
Учитель: Пока мы летим до следующего испытания, у экипажей кораблей есть хорошая возможность заработать дополнительный балл. Для этого нужно ответить на вопрос по предыдущему заданию.
Задание: Назвать источник, приемник информации и информационный канал.
Ответ:
- источник информации (мы) - приемник информации (инопланетяне),
- источник информации (инопланетяне) - приемник информации (мы).
- Информационный канал - биологический
Физкультминутка
Учитель: Экипажи кораблей должны не только много знать и уметь, но и должны иметь хорошую физическую подготовку. Поэтому давайте сейчас сделаем небольшую физкультминутку.
Один, два, три, четыре, пять
|
Ходьба на месте Соединить руки над головой
|
Задание 5. Черная дыра
Учитель: Экипажи будьте наготове, мы подлетаем к чёрной дыре. Наша задача облететь её. Но чтобы это сделать, нужно хорошо управлять кораблем и действовать четко по инструкции.
Задание: У каждого экипажа есть бортовой компьютер, с помощью которых вы управляете кораблем. Используя бортовой компьютер и инструкцию в черной капсуле, найдите решение, которое вам поможет облететь черную дыру:
Инструкция для работы с файлами и папками:
- На Рабочем столе открыть папку Мои документы;
- В папке Мои документы открыть папку Черная_дыра;
- Открыть файл Задание_4 и выполнить задание;
- Записать ответ в пустую ячейку таблицы;
- На Рабочем столе открыть файл Задание_2;
- Выполнить задание и записать ответ в пустую ячейку таблицы;
- Скопировать файл Задание_2 и вставить в папку Черная_дыра;
- В папке Учебная открыть файл Задание_1;
- Выполнить задание и записать ответ в пустую ячейку таблицы;
- Вырезать файл Задание_1 и вставить в папку Черная_дыра;
- В папке Рабочая открыть файл ЗАДАНИЕ;
- Выполнить задание и записать ответ в пустую ячейку таблицы;
- Переименовать файл Задание_3 и скопировать его в папку Черная _дыра;
- В папке Черная_дыра открыть четыре файла: Задания_1, Задание_2, Задание_3, Задание_4;
Выложить четыре файла каскадом, чтобы просмотреть результат выполненной работы.
Ответ: Мы облетели черную дыру.
Учитель: Вы все молодцы! Оба экипажа неплохо справились с этим заданием, и мы благополучно смогли облететь ЧЕРНУЮ ДЫРУ.
Задание 6. Книга жизни
Учитель: Итак, ребята наши корабли плавно приближаются к планете Марс. Осталось совсем чуть-чуть.
- Ой, что это? Что-то непонятное …
По всей видимости, какой-то неизведанный объект движется нам навстречу. Не знаешь, что и ожидать от него (по мере приближения дети понимают, что это книга).
Смотрите, она закрыта тремя большими замками. Наверно она хранит какию - нибудь важную информацию или тайну вселенной. Давайте возьмем её на борт корабля?
Ответ: Да
Задание 7. Планета Марс
Учитель: И вот он красавиц Марс. Его жители радушно нас встречают. Вот выходит старейшина и приветствует нас. Но разве вы не заметили печаль в их глазах?
Оказывается, космические пираты украли у них «Книгу жизни». Эта книга важна для марсиан. Она поддерживает жизнь на их планете. Без неё планета погибнет.
Постойте!!! А не та ли эта книга, которую мы поймали в космосе? (Да она) Видимо космические пираты не смогли её открыть, и бросили в открытом космосе. Великая тайна сокрыта в этой книге. Разгадав её, вы обретете силу и богатство.
Радушные марсиане в награду за то, что мы вернули им «Книгу жизни» согласились открыть нам её тайну. Но три замка мы должны открыть сами.
Задание: Каждый экипаж получает набор карточек, на которых приведены примеры действий с информации. Чтобы открыть три замка, нужно разложить карточки на три группы:
- первая группа - хранение информации;
- вторая группа - передача информации;
- третья группа - обработка информации.
Запись в записной книжке, перевод с английского языка, просмотр телепередач, заучивание правила, решение задачи, запись песни на диск, разговор по телефону, разгадывание кроссворда, чтение книги.
Ответ:
Хранение |
Передача |
Обработка |
Запись в записной книжке; Запись песни на диске; Заучивание правила. |
Разговор по телефону; Просмотр телепередач; Чтение книги. |
Перевод с английского языка; Решение задачи; Разгадывание кроссворда. |
Учитель: Молодцы, ребята! Вы открыли книгу.
Как вы понимаете слова: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»?
Ответ: (один из вариантов ответа - ответ может быть другой)
В век информации - жизнь человека неразрывно связана с получением, обработкой, хранением и передачей информации. С каждым годом становится всё больше информации и, если человек располагает ценными знаниями, то он может добиться больших успехов в жизни.
6. Подведение итога урока
Учитель: Итак, наше путешествие подошло к концу. Давайте подведем итоги. Сегодня нет победителей и нет побежденных. Благодаря слаженной работе обоих экипажей мы смогли спасти планету Марс и её жителей от гибели. Приобрели верных и надежных друзей. Получили силу целого народа планеты Марс. Ведь не зря говорят: «Дружба - это сила».
Стали намного богаче. А богатство это знания, которые вы получили во время своего путешествия.
7. Рефлексия
Учитель:
- Ребята, вам понравился урок?
- Какой, на ваш взгляд был самый интересный момент?
- Какое задание вам больше всего понравилось?
- Какое задание было самым трудным?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чему научились?
Оцените урок пальцами одной руки, 5 - если отлично, 4 - хорошо, и т.д.
Спасибо за работу.