Правописание частиц

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: Частица как служебная часть речи


Цели:

  • По повторению и подготовке к переводному экзамену: закрепить умение делать морфологический разбор причастия; повторить с учащимися постоянные признаки причастия;
  • По новой теме «Частицы»: обучать умению находить частицы в тексте и называть их разряд;
  • На закрепление изученного на прошлом уроке: формировать навык правильного написания частиц;
  • По формированию УУД: Познавательных, регулятивных, коммуникативных: способствовать развитию мышления, включая ученика в активную мыслительную деятельность;
  • способствовать формированию познавательного интереса и воображения учащихся

Ход урока

1. Орфографический диктант

Опоздал-таки, все-таки, опять-таки, подай-ка, постой-ка, решил ли задачу, как бы засмеялся, так ли это, будьте же смелее, ты же готовился, лишь бы пошутить, что за чушь!

2. Работа в тетрадях (дата, классная работа, тема)

3. Повторение изученного по теме "Частицы"

- На прошлом уроке мы проходили частицы. Для чего они нужны в речи?

- Вы знаете, что частицы очень часто используются в художественной речи. На том уроке мы говорили о роли частиц в произведениях Пушкина. Сегодня я предлагаю вам вспомнить ещё одного знаменитого поэта и его произведение.

- Посмотрите на карточки. Знакомы вам эти строчки? Откуда они?

  • «Скажи ..., дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана? Ведь были ... схватки боевые, да, говорят, ещё какие!».
  • Ворчали старики: «Что ... мы? На зимние квартиры? .... смеют что .... командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?»
  • Забил снаряд я в пушку туго и думал: «Угощу я друга! Постой ...., брат мусью!..»
  • И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва .... за нами?»
  • Не многие вернулись с поля. Когда.... на то не Божья воля, не отдали .... Москвы!

- Попробуйте вставить пропущенные частицы.

- Если вы начнёте переписывать данные строки в тетрадь, какие трудности могут у вас возникнуть?

4. Открытие нового знания

Прочитаем с.195-196 в учебнике, запись схемы «Правописание частиц».

Целеполагание

- Что мы должны узнать? Чему научиться?

  • Знать правило правописания частиц
  • Правильно писать частицы
  • Отличать частицы от омонимичных частей речи.

Открытие нового знания

- Как же, по-вашему, нужно писать данные частицы?

5. Первичное закрепление

Упр. 474 - составление предложений с частицами.

- Какие из данных частиц можно спутать с другими частями речи? Как пишутся союзы и частицы? Как их отличать?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Проверим, можете ли вы отличать частицы и союзы. Среди данных предложений найдите предложения с частицами. Выпишите их, раскрывая скобки. Укажите частицы.

  • Что(бы) нам подарить ему на юбилей?
  • Соседи то(же) начали убираться в осеннем саду.
  • В радости ведь то(же) иногда нужна помощь.
  • Всё так(же) ослепительно сверкали снега, как и всегда.
  • Что(бы) вы ответили на это письмо?
  • Я то(же) буду петь на концерте.
  • На даче всё осталось так(же), как и в прошлом году.
  • Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
  • Ты вчера рассказывал ту(же) историю.
  • Я думал о поручении, а так(же) и о завтрашнем выступлении.

7. Домашнее задание

  • Упражнение: 513, задание 1
  • учить частицы и их разряды

8. Подведение итогов

Что повторили, что узнали нового за урок?

9. Оценивание

10. Рефлексия

Напиши слово, отвечающее на вопрос: как я сегодня работал на уроке?