Цели:
- По повторению и подготовке к переводному экзамену: закрепить умение делать морфологический разбор причастия; повторить с учащимися постоянные признаки причастия;
- По новой теме «Частицы»: обучать умению находить частицы в тексте и называть их разряд;
- На закрепление изученного на прошлом уроке: формировать навык правильного написания частиц;
- По формированию УУД: Познавательных, регулятивных, коммуникативных: способствовать развитию мышления, включая ученика в активную мыслительную деятельность;
- способствовать формированию познавательного интереса и воображения учащихся
Ход урока
1. Орфографический диктант
Опоздал-таки, все-таки, опять-таки, подай-ка, постой-ка, решил ли задачу, как бы засмеялся, так ли это, будьте же смелее, ты же готовился, лишь бы пошутить, что за чушь!
2. Работа в тетрадях (дата, классная работа, тема)
3. Повторение изученного по теме "Частицы"
- На прошлом уроке мы проходили частицы. Для чего они нужны в речи?
- Вы знаете, что частицы очень часто используются в художественной речи. На том уроке мы говорили о роли частиц в произведениях Пушкина. Сегодня я предлагаю вам вспомнить ещё одного знаменитого поэта и его произведение.
- Посмотрите на карточки. Знакомы вам эти строчки? Откуда они?
- «Скажи ..., дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана? Ведь были ... схватки боевые, да, говорят, ещё какие!».
- Ворчали старики: «Что ... мы? На зимние квартиры? .... смеют что .... командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?»
- Забил снаряд я в пушку туго и думал: «Угощу я друга! Постой ...., брат мусью!..»
- И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва .... за нами?»
- Не многие вернулись с поля. Когда.... на то не Божья воля, не отдали .... Москвы!
- Попробуйте вставить пропущенные частицы.
- Если вы начнёте переписывать данные строки в тетрадь, какие трудности могут у вас возникнуть?
4. Открытие нового знания
Прочитаем с.195-196 в учебнике, запись схемы «Правописание частиц».
Целеполагание
- Что мы должны узнать? Чему научиться?
- Знать правило правописания частиц
- Правильно писать частицы
- Отличать частицы от омонимичных частей речи.
Открытие нового знания
- Как же, по-вашему, нужно писать данные частицы?
5. Первичное закрепление
Упр. 474 - составление предложений с частицами.
- Какие из данных частиц можно спутать с другими частями речи? Как пишутся союзы и частицы? Как их отличать?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Проверим, можете ли вы отличать частицы и союзы. Среди данных предложений найдите предложения с частицами. Выпишите их, раскрывая скобки. Укажите частицы.
- Что(бы) нам подарить ему на юбилей?
- Соседи то(же) начали убираться в осеннем саду.
- В радости ведь то(же) иногда нужна помощь.
- Всё так(же) ослепительно сверкали снега, как и всегда.
- Что(бы) вы ответили на это письмо?
- Я то(же) буду петь на концерте.
- На даче всё осталось так(же), как и в прошлом году.
- Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
- Ты вчера рассказывал ту(же) историю.
- Я думал о поручении, а так(же) и о завтрашнем выступлении.
7. Домашнее задание
- Упражнение: 513, задание 1
- учить частицы и их разряды
8. Подведение итогов
Что повторили, что узнали нового за урок?
9. Оценивание
10. Рефлексия
Напиши слово, отвечающее на вопрос: как я сегодня работал на уроке?