Обучающие задачи:
- Упражнять в счете в пределах 7 в прямом и обратном порядке.
- Закрепить знания о последовательности дней недели, времен года.
- Закрепить умение различать понятия: выше - ниже сравнивать предметы по высоте.
- Закрепить умения различать геометрические фигуры, умения ориентироваться на листе бумаги.
- Закрепить цвета радуги.
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приемы:
- Игровой (использование сюрпризных моментов) .
- Наглядный (использование иллюстрации) .
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей) .
- Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: магнитная доска, цифры.
Демонстрационный материал: «письмо», замок с геометрическими фигурами, иллюстрация двери, настольная игра.
Раздаточный материал: набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями, листы с бесцветными карандашами, цветные карандаши.
Материал: плакат «Математическое королевство», радуга, замок с геометрическими фигурами.
Ход занятия
Дети входят в группу.
Воспитатель: - Сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Дети, встаньте, пожалуйста, в круг.
Воспитатель и дети:
- Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся (а теперь посмотрите на наших гостей и подарите улыбку им).
Звучит релаксационная музыка.
Воспитатель предлагает сесть на ковёр в круг.
Стучаться в дверь, почтальон принёс конверт.
- Дети, давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут письмо. Интересно, от кого оно?
Воспитатель читает письмо.
«Дорогие дети, в нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства - все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я знаю, только вы можете мне помочь снять колдовские чары, выполнив все задания. Потому что вы так хорошо знаете и любите математику. Королева Математики».
- Дети, мы поможем жителям математического королевства? (да)
- Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну. Встаньте, закройте крепко-крепко глаза и повернитесь вокруг себя два раза. Посмотрите, вот и математическое королевство.
- Ой, дети, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства.
Чтобы его открыть, нам нужно разгадать все секреты - этого замка.
- Дети, какие геометрические фигуры вы видите на замке?
- Есть ли здесь одинаковые фигуры?
- Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (сравнение по форме, цвету, величине).
- Чем отличаются фигуры?
- Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг - не имеет углов).
- Молодцы, замок открыт, мы можем пройти дальше в математическое королевство. А нас ждет первое задание. Садитесь за столы.
Дети садятся за столы.
- Дети, злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и заблудились. Помогите каждому числу встать на свое место. Расставьте их по порядку.
Каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи деревянных цифр от 1 до 7.
- Соня, посчитай числа по порядку так, как ты их расставила.
- Андрей, попробуй посчитать в обратном порядке (обратный счет от 7 до 1).
- Дети, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5; 2 и 4; 1 и 3; 4 и 6; 5 и 7.
- Назовите соседей числа 3, 6, 2, 4.
- Молодцы, вы отлично справились с 1-м заданием.
- Дети, в конверте есть ещё картонные карточки. Злой волшебник стер все геометрические фигуры на этих карточках. Королева просит, чтобы вы нарисовали круг в правом верхнем углу, квадрат в левом нижнем углу, треугольник в правом нижнем углу, овал в левом верхнем углу, прямоугольник в середине.
- Молодцы, справились с заданием. А сейчас, дети, давайте немного отдохнем. Нас ждет физкультминутка! И вспомним дни недели.
Физкультминутка
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду книгу я читал,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я бегал, прыгал,
А в субботу и воскресенье
Целый день я отдыхал.
- Дети, в конверте есть ещё карточка с вопросами. Волшебник предлагает поиграть в игру «Да и нет». Игра не простая, вы должны исправить ошибки, которые злой волшебник специально написал:
- утром солнышко встает;
- по утрам нужно делать зарядку;
- всего 5 времен года;
- нельзя умываться по утрам;
- днем ярко светит луна;
- утром дети идут в детский сад;
- ночью люди обедают;
- вечером вся семья собирается дома;
- снег идёт летом;
- у квадрата есть углы;
- морковь бывает синяя;
- весна наступает после лета;
- в недели 7 дней;
- вечером вся семья собирается дома;
- за понедельником следует среда;
- после субботы идет воскресенье.
- Дети, не получилось у волшебника нас запутать. Вы точно дали ответы и у него от того стала слабеть злая сила. За ваш ум и старание Королева, зная, что дети очень любят рисовать приготовила вам цветные карандаши (на столе лежат листы с нарисованными карандашами на каждого ребёнка семь карандашей). Думаю и здесь не обошлось без волшебства, карандаши потеряли свой цвет, стали бесцветными. Дети, давайте поможем королеве их оживить! Но прежде нам необходимо размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
С вами мы подружимся маленькие пальчики
1, 2, 3, 4, 5 захотели поиграть,
Разбудили дом соседей 1, 2, 3, 4, 5.
Веселятся все пальчики.
- А теперь начнём «оживлять» карандаши. Первый карандаш закрасьте красным цветом, четвёртый - зелёным, второй - оранжевым, пятый - голубым, третий - жёлтым, шестой - синим, седьмой карандаш - фиолетовым.
Дети под лёгкую музыку закрашивают карандаши, следуя заданию воспитателя. Воспитатель проводит по мере необходимости индивидуальную работу. После окончания работы дети догадываются, что у них получилась семицветная радуга.
Дети:
«Каждый
Охотник
Желает
Знать
Где
Сидит
Фазан».
- Над математическим королевством взошла радуга.
Дети держат над головой свои рисунки, затем на экране появляется радугу.
- Радуга засияла везде, от её красоты злой волшебник превратился в доброго волшебника. Звучит песня «Улыбка», дети выходят на ковёр.
- Мы не зря начали сегодняшний день с улыбки, от улыбки проснулась радуга! Дети, вы сегодня показали свои знания и навели порядок в королевстве.
- Дети, а вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)
- До какой цифры вы считали? (до семи)
- Какие геометрические фигуры вы вспомнили? (ответы детей)
- Каких цветов были ваши карандаши? (ответы детей)
- Какое задание вам было выполнять легко, что показалось трудным? (ответы детей)
- Королева очень благодарна вам за помощь, для вас своих друзей, она оставила сундучок. Откроем его, в сундучке звёздочки. Дети, найдите по две одинаковые звёздочки. Одну возьмите себе, а другую подарите своему другу или нашим гостям. Всем спасибо за наше чудесное путешествие!