«Играть, или учить?...»
Новый век, стремительный век. Век главенства гаджетов и обилия информации. Каким должно быть музыкальное образование сегодня? Как сделать его современным и интересным для нового поколения детей? Возможно, кто-то найдет ответ в принципах и приемах игровой педагогики.
Общеизвестно, что основной вид деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста - это игра. Огромное значение игры подчеркивали ведущие педагоги и психологи нашей страны.
«Игра - это один из видов деятельности, заключающийся в воспроизведении действий взрослых, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания»*.
«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества». Шацкий С.Т.**
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В.А.***
______________
* Российская педагогическая энциклопедия: гл. ред. В.В.Давыдов. - Москва, 1993-1999.
**Шацкий Станислав Теофилович (1878-1934) - русский и советский педагог-экспериментатор, автор многих трудов по вопросам воспитания.
***Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970) - советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.
В образовательной педагогике игра используется как один из методов организации учебной деятельности, как способ стимулирования познавательной деятельности детей, как прием контроля и диагностики эффективности обучения.
Хорошие игры должны обладать следующими критериями:
- актуальность и точное попадание в возраст ребенка;
- вариативность, дающая возможность повторения игры на каждом уроке;
- качественные компоненты и оформление;
- решение конкретных учебных задач и возможность встроить игру в учебный процесс;
- доступные правила и ограниченность по времени.
Главные преимущества игрового обучения в работе с дошкольниками и младшими школьниками:
- привычная и любимая форма деятельности детей;
- прекрасный способ вовлечения в учебный процесс;
- развитие воображения и творческого начала;
- хорошо работает в групповых формах деятельности;
- высокий эмоциональный отклик учащихся.
Государственные органы заинтересованы в повышении качества дошкольного образования, что подтверждается принятием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Этот стандарт регулирует работу дошкольных учреждений и предлагает новые подходы к вопросам познавательного развития детей.
ФГОС устанавливает новые требования и к педагогам: они должны быть компетентными в области информационных технологий, уметь использовать компьютер и современное оборудование, а также создавать свои собственные образовательные ресурсы. Это позволяет расширить возможности общения и обмена информацией.
Интерактивная игра-тренажер по сольфеджио для детей - это интерактивное обучающее приложение или онлайн-ресурс, который помогает детям изучать и практиковать основы теории музыки, такие как ноты, интервалы, аккорды, мелодии и ритм. Такие игры обычно включают в себя несколько режимов игры (интерактивный и настольный), чтобы обеспечить разнообразные и интересные занятия для детей разных возрастов и уровней подготовки.
Интерактивная игра-тренажёр «Музыкальные загадки для юных эрудитов»
Предмет: основы музыкальной грамоты, сольфеджио.
Цель: организовать деятельность учащихся по повторению и закреплению, пройденных музыкальных терминов.
Задачи:
- повторить основные музыкальные термины и понятия;
- развивать музыкальные способности;
- развивать память и внимание;
- развивать логическое мышление и кругозор;
- развивать творческое начало учащихся.
Оборудование: электронная доска, распечатанные текстовые файлы-картинки.
Интерактивная игра-тренажёр разработана для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Загадки собраны по принципу контрастного сопоставления двух музыкальных терминов из одной тематической области. Например, музыкальные ключи - скрипичный и басовый, динамика - форте и пиано, штрихи - стаккато и легато и т.д. Благодаря игровому подходу, ребенок угадывает, находит и запоминает визуальное изображение музыкальных знаков.
Данное пособие разработано для уроков сольфеджио, но также его могут применять педагоги на индивидуальных уроках игры на музыкальных инструментах, педагоги хоровых и вокальных студий и т.д.
Интерактивную игру-тренажёр возможно использовать в качестве домашнего задания, итоговой контрольной работы и также в рамках онлайн-обучения.
Первый вариант использования интерактивной игры:
- вывести на электронную доску презентацию Microsoft PowerPoint «Музыкальные загадки для юных эрудитов»;
- на каждом слайде по 1 загадке и изображения музыкальных знаков, среди которых находится верный ответ;
- дети читают загадку - и визуально находят верный ответ на экране.
Второй вариант использования интерактивной игры: данное пособие в виде презентации Microsoft PowerPoint можно распечатать и использовать как настольную игру.
Настольная игра №1
- вытянуть карточку (распечатанный слайд);
- разгадать загадку на карточке;
- выбрать правильный ответ (музыкальный знак) среди представленных на карточке.
Пример:
- на столе лежат распечатанные перевёрнутые карточки;
- ребёнок вытягивает одну, переворачивает, читает вопрос и выбирает правильный ответ из представленных на карточке ответов (музыкальных знаков).
Настольная игра №2
- разгадать все загадки;
- найти и сопоставить два понятия из одной тематической области.
Пример:
- на столе лежат распечатанные карточки;
- ребёнок отгадывает загадки;
- затем, сравнивает ответы и сортирует в одну из тематических областей:
Список литературы
- Абелян Л. «Забавное сольфеджио». М, 1982;
- Алексеева Л. «Игровое сольфеджио». М, 2004;
- Бин Д. «78 развивающих музыкальных игр». М, 2008;
- Боровик Т. «Ти-ти Та и Ди-ли Дон». М, 2008;
- Захарова И., Моржина Е. «Игровая педагогика». М, 2019;
- Камаева Т. «Азартное сольфеджио». В, 2009;
- Кононова Н. «Музыкальной дидактические игры для дошкольников». М, 1982;
- «Орф-Шульверк Базовые тексты». Выпуск 1 СПб., 2019;
- Палаш С. «Мультляндия». М, 2022;
- Поплянова Е. «Уроки господина канона». СПб, 2009;
- Тютюнникова Т. «Уроки музыки.Система К.Орфа». М, 2000;
- Хейзинга Й. «Человек играющий». М, 2022.