Цель: повторить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках, правилах поведения на дорогах и в автотранспорте, развивать мышление, внимательность; закрепить понятия «улица», «дорога», «транспорт», «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар»; закрепить представления детей о светофоре; ознакомить с понятием «регулировщик», с действием водителей и пешеходов по сигналу регулировщика; учить узнавать знаки дорожного движения и их назначение.
Оборудование: костюмы по ПДД, дорожные знаки (таблички), напольный пешеходный переход (зебра), игрушечные машины.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, мы с вами живём в столице нашей Родины, в городе-герое Москве! Москва - красивый, большой город с зелёными широкими улицами и проспектами, по которым движется много транспорта: легковых и грузовых автомашин, пассажирский транспорт. И никто никому не мешает. Это потому что есть чёткие и строгие правила для водителей и пешеходов.
Ребёнок:
Правил различных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало.
Но основное из правил движенья
Знать как таблицу должны умноженья:
На мостовой не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться.
Правила эти ты помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Воспитатель: Итак, вышли мы на улицу и пошли гулять по... Ой, забыла. Как называется часть улицы, по которой должны ходить пешеходы?
Дети: Тротуар.
Воспитатель: Правильно, дети. Пешеходы должны ходить по тротуару. А по какой его стороне они должны идти?
Дети: По правой, чтобы не мешать другим пешеходам.
Воспитатель: Правильно, молодцы. В пешеходном деле самое главное и трудное - переходить улицу. Вот и ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: где пешеходы должны переходить улицу?
Дети: Улицу надо переходить в строго определённом месте. На пешеходном переходе.
Воспитатель: Правильно. Это полосатая дорога и есть пешеходный переход. Его ещё можно назвать «зеброй». Ребята, а ведь у пешеходов есть помощники при переходе улицы. Попробуйте отгадать, кто это? Воспитатель загадывает загадки:
Днём и ночью я горю,
Всем сигналы подаю.
Есть три цвета у меня.
Как зовут меня, друзья? (Светофор).Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик (постовой-регулировщик).
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно ответили.
Перейти с одной стороны улицы на другую непросто. Помогает нам в этом светофор. Он имеет три сигнала: зелёный, жёлтый, красный. За порядком следит регулировщик. Он управляет движением. В руках у регулировщика - жезл.
Выходят трое детей, один в одежде постового - регулировщика.
1-й ребёнок:
Здесь на посту в любое время
Дежурит ловкий постовой.
Он управляет сразу всеми,
Кто перед ним на мостовой!
2-й ребёнок:
Никто на свете так не может.
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.
Ребёнок (в роли постового):
Под солнышком ранним на мостовой
Вдруг видит ребят-малышей постовой.
Весёлым и ласковым стал его взгляд.
Идите, ребята, спокойно в детский сад.
Воспитатель обращается к мальчику в роли постового и ребятам: Хочу вам сказать, что около нашего детского сада есть пешеходный переход или зебра. На дороге нарисованы широкие белые полосы - это пешеходная дорожка и горит светофор. Уважаемый постовой, вы нам не напомните сигналы светофора:
Ребёнок (постовой):
Нужно слушаться без спора указаний светофора,
Нужно правила движенья выполнять без возраженья.
Хоть у вас терпенья нет, подождите - красный свет,
Жёлтый свет на пути - приготовьтесь в путь идти.
Свет зелёный впереди - вот теперь переходи.
Воспитатель: Спасибо, уважаемый постовой. Ребята поняли, как переходить улицу. А сейчас мы поиграем в игру «Умный светофор или красный, жёлтый, зелёный».
Позовем светофор. Выходит ребёнок в одежде светофора. В руках три сигнальных палочки (на палочках кружки красного, жёлтого, зелёного цвета). На полу расстилается пешеходная дорожка. Когда ребёнок (в роли светофора) поднимает зёлёный цвет, дети идут с одной стороны на другую по пешеходной дорожке, красный - стоят на месте, при жёлтом сигнале - маршируют на месте. (Игра повторяется несколько раз).
Воспитатель: Спасибо тебе, светофор! А теперь давайте повторим правила дорожного движения:
Выполняй закон простой:
Красный свет зажёгся…
Дети:
Стой!
Жёлтый вспыхнул…
Дети:
Подожди!
А зелёный свет…
Дети: Иди!
Воспитатель: А вы знаете, друзья, если светофор работает и стоит постовой-регулировщик, то пешеходы и водители подчиняются указаниям регулировщика.
(Воспитатель и дети рассматривают плакат со значением сигналов регулировщика).
Игра «Водители и пешеходы»
Расстилается пешеходная дорожка. Часть детей будут пешеходами, а часть - водителями. У детей в руках разные игрушки: автобусы, грузовики, легковые машины, пожарные машины, скорая помощь и т.п. По сигналу регулировщика, дети будут выполнять свои роли. Если регулировщик обращён грудью или спиной к транспорту и пешеходам - им запрещается переходить дорогу. Если боком к транспорту и пешеходам - разрешается. Регулировщик поднял правую руку с жезлом вверх - пешеходам и всем видам транспорта запрещено движение. Если регулировщик опустил жезл вниз и повернулся лицом к пешеходам - это значит, можно переходить улицу. (Повторяется несколько раз). Воспитатель играет вместе с детьми.
Воспитатель: Хорошо! Вы справились с довольно трудным заданием. Скажите, а какой вид транспорта должны пропускать водители и пешеходы.
Дети: Машины специального назначения: скорую помощь обязательно, пожарную машину.
Воспитатель: Во время игры некоторые ребята дали проезд скорой помощи и пожарной машине, так как они ехали с сиреной. Вы правильно сделали.
А теперь мы с вами поговорим о дорожных знаках, что находятся около нашего сада.
Четверо детей держат в руках дорожные знаки и рассказывают о них.
Ребёнок: Знак «Осторожно дети».
Затихают все моторы
и внимательны шофёры,
Если знаки говорят:
«Близко школа, детский сад!»
Ребёнок: Знак «Пешеходный переход».
Этот знак такого рода
Он на страже пешехода.
Переходим с куклой вместе
Мы дорогу в этом месте.
Ребёнок: Знак «Подземный переход».
На дорогах пешеходам
Стало проще с переходом.
Под землёю даже площадь
Перейти гораздо проще.
Ребёнок: Знак «Место остановки автобуса»
У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут,
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Пассажиры», из пешеходов превратимся в пассажиров.
(Несколько человек стоят у знака «Место остановки автобуса». Автобус построен из стульев. Дети садятся на стульчики, кому не хватило места, стоят между стульями, изображая как будто едут в автобусе, отвечают на вопросы).
Можно включить аудиозапись музыки М.Старокадомского, слова С.Михалкова «Весёлые путешественники» (1 куплет ).
С какой стороны будем обходить автобус, если нужно перейти на другую сторону?
Дети: Автобус нужно переходить спереди.
Воспитатель: Расскажите, о правилах поведения в общественном транспорте, то есть как должны вести себя в автобусе пассажиры?
Дети: Входить можно в любую дверь.
Обязательно нужно приложить билет к валидатору, увидев зелёный значок, только после этого проходить в салон автобуса.
Воспитатель: Хочу пояснить: валидатор (устройство) - электронное или электронно-механическое устройство, предназначенное для отображения и /или проверки документов (проездных билетов общественного транспорта, пропусков), записанных на бесконтактные или контактные электронные носители.
Дети:
- Нельзя отвлекать водителя.
- Нельзя высовываться из окон.
- Нельзя стоять на последней ступеньке у двери и трогать дверь. Нужно ждать, пока дверь откроет водитель.
- Нельзя громко разговаривать, потому что это мешает другим пассажирам.
- Нужно обязательно держаться за поручни.
- Нужно уступать место пожилым людям.
Воспитатель: Вы хорошие, сознательные пассажиры. Умеете себя вести. Мы подъезжаем к нашему детскому саду. Тихо, не спеша, спокойно выходим из автобуса.
Хочу вам также напомнить ещё одно правило:
У дороги не играй,
На неё не выбегай:
Вдруг споткнёшься, упадёшь -
Под колёса попадешь.
Воспитатель подводит итоги занятия
Наше занятие подошло к концу. Вы были грамотными, сознательными пешеходами и пассажирами. И помните, что нужно всегда соблюдать Правила дорожного движения. Мы пока с вами познакомились с несколькими дорожными знаками. Потом, когда вы немного подрастёте, мы будем с вами учить различать дорожные знаки по своему назначению. Вы молодцы. Справились со всеми заданиями на отлично.
Используемая литература
- С.Михалков "Дядя Стёпа - милиционер"
- И.Сыроваткин "По городу, по улице..."
- Примеры стихотворений-загадок из сборника плакатов по безопасности дорожного движения А.Белоножкина
- Я.Пишумов "Посмотри, постовой"
- Я.Пишумов "Самый лучший переход"
- Википедия. Ссылка https://ru.wikipedia.org/wiki/Валидатор_(устройство)