Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Как мы ходили в библиотеку"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: речевое развитие, старшие дошкольники


Программное содержание

  • Развивать связную монологическую речь, через составление рассказов на тему «Как мы ходили в библиотеку».
  • Формировать навыки в составлении рассказов из коллективного опыта, опираясь на свои непосредственные восприятия и наблюдения.
  • Закреплять понятие об особенностях построения рассказа (вступление, основная часть и заключительная).
  • Рассказывать полно, связно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа.

Словарная работа

  • Активизировать и расширять словарь детей за счёт слов-действий, слов-признаков.
  • Развивать умение понимать смысл образных выражений.
  • Формировать умения строить сложноподчиненные предложения.
  • Расширять кругозор, слуховое и зрительное внимание, память, навыки активного контроля и самоконтроля.

Воспитательная работа

  • Воспитывать интерес детей к книге, совместному чтению.
  • Формировать навыки бережного отношения к книге.
  • Приобщать к словесному искусству, художественному восприятию и развитие эстетического вкуса.
  • Совершенствовать навыки работы в коллективе. Воспитывать умение внимательно слушать собеседника, строить высказывания кратко и распространенно.
  • Воспитывать позитивное отношение к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками, через создание, единой системы работы между ДОУ и библиотекой

Панно.

Все готовы? Начинаем! Много нового узнаем!

Отгадайте загадку.

«Есть листок, есть корешок.
А не куст и не цветок.
Нет лап, нет рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет».
Как вы думаете, что это? (Книга)

Правильно, и сегодня мы поговорим о книгах.

Часто говорят: "Книги - наши друзья". Почему книгу считают другом? (она никогда не откажет в помощи, а так поступают настоящие друзья; к ней можно обратиться, как к настоящему другу в любое время и узнать, что тебя волнует; с книгой интересно; из книги можно узнать много нового и поучительного; книга поможет ответить на любой вопрос; книга может развлечь, когда скучно или грустно; из книг мы узнаем много нового).

- Книга - лучший друг ты мой,
Мне так радостно с тобой!
Я люблю тебя читать,
Думать, мыслить и мечтать!

- Ребята, есть ли у вас любимая книга? Что это за книга?

- Да, у каждого человека есть любимая книга, которая становится настоящим другом.

Какие пословицы и поговорки о книге вы знаете?

  • «Испокон века книга растит человека»
  • «Прочел новую книгу - что встретился с другом»
  • «С книгой поведешься - ума наберешься»
  • «Кто много читает, тот много знает»
  • «Возьми книгу в руки - не будет скуки!»

- Все пословицы и поговорки, которые вы назвали, выражают свою любовь к книге, ведь «Книга - это источник знаний и мудрости».

- Ребята, какие бывают книги?

Словесная игра «Подбери признаки к слову «Книга»

(Интересные, любимые, мудрые, большие, маленькие, грустные, весёлые, сказочные, толстые, тонкие, старые, новые, детские, взрослые, познавательные, научные, энциклопедические и др.).

Книг действительно очень много и все они разные.

Что бы все на свете знать
Нужно книги нам читать!

Физкультминутка «Книга»

Открывай скорее книжку! (Развести руки в стороны.)
В книжке мошка,
В книжке мышка,
В книжке мишка, по тексту
В книжке мячик круглый бок,
Вверх, вниз, прыг, скок.
В книжке зонт, открой и пой, (Поднять руки вверх над головой)
Дождик льёт, а ты сухой! (Пальчиками по коленям)
Киска в книжке близко - близко (Поглаживание рук).
На цветной картинке киску
Долго глажку я рукой -
Ведь у киски мех такой.

Я предлагаю отправиться в волшебное царство.

Звучит музыка, дети переходят и встают перед экраном.

Экран

Мы с вами попали в волшебное царство
В нём тысячи книг на полках живут.
Придут сюда умные, добрые дети,
От корки до корки все книги прочтут.

- Как вы думаете, куда же мы попали? (В библиотеку).

Что такое библиотека? (Это собрание книг; библиотека - это место бережного хранения книг; хранилище книг; книги в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом.)

Какие бывают библиотеки? (Библиотека домашняя, школьные, для взрослых и детей. Есть библиотеки для людей определенных профессий).

А мы с вами в какую библиотеку ходим? (В городскую детскую библиотеку).

Как называется профессия человека, который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу? (называется - библиотекарь).

Вспомните, как зовут нашего библиотекаря, который нас всегда встречает, когда мы приходим в детскую библиотеку на Угличе? (Марина Дмитриевна).

Мы много раз бывали в библиотеке. Какие залы есть в нашей библиотеке, как они называются?

Как называется первый зал - абонемент. Специальное место, где ребята, с родителями выбирают, что они хотят почитать, а потом понравившуюся книгу берут домой на время.

Как называется следующий зал - читальный зал. Подумайте и скажите почему? (ответы детей)

Читальный зал - такое место, где ребята могут взять интересную книгу и прочитать её, не вынося за пределы библиотеки. В этом зале соблюдают правила тишины, чтобы не мешать читателям.

А как интересно бывает в следующем зале? Как же он называется - игротека. Само название говорит о себе. В какие игры мы можем поиграть там?

Что же происходит в актовом зале? (Викторины, праздники).

В библиотеке надо соблюдать правила поведения. Что это за правила?

  1. В библиотеке надо вести себя тихо, так как шум мешает другим читателям.
  2. Книги в библиотеке надо ставить на то место, где их взяли.
  3. Книги надо возвращать вовремя, их ждут другие читатели.
  4. Библиотечные книги нельзя терять.
  5. С книгами надо обращаться бережно, аккуратно: брать чистыми руками, не мять страницы, не рисовать в них.

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай!

Предлагаю отправиться по разноцветным дорожкам.

Зрительная гимнастика.

Ребята, мы с вами частые гости в библиотеке и совсем недавно, мы познакомились там с творчеством великого русского писателя, кто помнит, как его зовут? (Л.Н.Толстой).

Предлагаю поиграть в персонажей из его произведений. Делимся на две команды.

Игра «Что мы делали не скажем, что читали вам покажем».

Здравствуйте, девчонки!
Здравствуйте, мальчишки!
Где вы были, что вы делали?
Где мы были вам не скажем,
Что читали вам покажем!

Дети проходят на свои места.

Сегодня я предлагаю вам составить рассказ о том, как мы побывали в библиотеке.

Для этого мы составим план, по которому мы будем составлять рассказ.

1. Вступление.

Сначала расскажем о том, как мы с вами отправились в библиотеку. Когда? С кем?

Наводящие вопросы:

- Куда мы с вами отправились? С кем? На чем?

2. Основная

Далее расскажите, кто нас встретил библиотеке, что рассказали и показали интересного, познавательного)

Что вам особенно понравилось, запомнилось?

3. Заключительная

Закончите рассказ тем, чем запомнился наш поход в библиотеку?

Молодцы, хорошие рассказы у вас получились.

Часто в библиотеках проходят акции, а 14 февраля, международный день дарения книги, и я вам в нашу библиотеку дарю книгу Михаила Пришвина, ведь мы с вами знаем, что книга - лучший подарок.

Предварительная работа

  • Готовясь к этому занятию, была проведена большая предварительная работа. Эта работа была выстроена в системе. Первое что сделано в группе - это создание развивающей среды.
  • Создавая развивающую среду группы, я стремилась к тому, чтобы чередование непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей, способствовали здоровьесбережению и конечно же развитию речи.
  • Это уголок театрализации и конечно же, библиотечный уголок «Книголюб», в этом уголке находится детская художественная литература, которая меняется в зависимости от времени года и тематического планирования. Подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, альбом с портретами писателей и поэтов. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки. Так же в нем находятся созданные детьми совместно с родителями книжки-малышки, обложки детских книг разных писателей по произведениям. В этом же уголке расположена сюжетно-ролевая игра «Библиотека», в которую дети играют с большим удовольствием.
  • Наша группа тесно сотрудничает с детской городской библиотекой, где там частые гости. Там проводятся мероприятия различной тематической направленности: знакомства с творчеством писателей (по Толстому, М.Пришвину и т.д), КВЕСТЫ, викторины, игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?», конкурсы во многих, из которых становимся победителями. В библиотеке проходят мультимедийные дискотеки, которые очень нравятся детям. После таких экскурсий дети с удовольствием начинаю посещать ее с родителями, и становятся юными читателями.
  • Хочется сказать о родителях, которые во многом нам помогают. Мы их информируем какие занятия у нас проходят по развитию речи, а они закрепляют это материал. Помогают оформлять фотовыставки, приносят книги и не отказывают нам в помощи.
  • Также формированию устойчивого интереса к книге помог проект «Мои любимые книги».
  • В рамках проекта проходили беседы на темы «Такие разные книжки», «Девчонки и мальчишки очень любят книжки».
  • Проводилась опытно-экспериментальная деятельность: «Волшебница бумага».
  • Рассматривали и читали книги, принесенных из дома и тем самым прививали детям интерес и любовь к художественной литературе, книгам.

Художественно-эстетическое развитие.

  • Рисование «Герои сказок».
  • Создание иллюстраций к рассказам Л.Н.Толстого, В.Бианки.
  • Чтение художественной литературы.
  • Отгадывание загадок. Пословицы и поговорки о книгах.
  • Акция «Подари книгу нашей библиотеке».