ЦЕЛИ:
КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Уточнение и расширение знаний детей о зиме, как времени года, о зимних явлениях в неживой природе;
- Совершенствование грамматического строя речи: использование имен существительных в косвенных падежах, развитие навыков словообразования и словоизменения, упражнение в подборе и употреблении слов с противоположным значением, продолжать развивать в детях умение подбирать однокоренные слова.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развитие связного речевого высказывания, зрительного восприятия и внимания, мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, целенаправленного вдоха и выдоха.
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, воспитание у детей интереса к зимним явлениям природы, эмоциональной отзывчивости.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:
- Карточки с демонстрацией образования сложных слов, снеговичок, панно с однокоренными словами, снежинки с заданиями, снежинки в подарок детям, картинки о зиме.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: у нас сегодня гостья, а кто она догадайтесь, отгадав загадку о ней:
«Королева ледяная
Мчится в ледяной карете,
И ее сопровождает
Северный холодный ветер.
А за ней бегут вдогонку
Вьюга, колкая поземка.
И несутся, словно змеи,
Серебристые метели.»
Входит под музыка «Зима» (логопед). Назовите слово «зима» ласково: зимушка…
Какая «зима» бывает: снежная, вьюжная. Я «Зима» добрая, игривая. Поэтому хочу с вами поиграть, а со мной мои снежинки-игринки, на каждой снежинки игра-задание: отвечайте быстро и правильно пока снежинки не растаяли, здесь у вас очень тепло.
1 игра - задание «Запомни, повтори и сядь на место»
- Холодный, легкий, пушистый
- Холодный, легкий, пушистый, белый
- Холодный, легкий, пушистый, белый, мягкий
- Холодный, легкий, пушистый, белый, мягкий, серебристый
- Холодный, легкий, пушистый, белый, мягкий, серебристый, колкий
(О ЧЕМ ЭТИ СЛОВА?) - о снеге.
2 игра-задание «Давайте подберем «родные словечки» к слову СНЕГ»
- С неба падают красивые узорчатые… (снежинки)
- Как называется природное явление, когда падает много снега?... (снегопад)
- Что любят дети лепить из снега?... (снеговика)
- Как зовут зимующую птичку с красной грудкой?... (снегирь)
- В Новый год кто приходит с Дедом Морозом?... (Снегурочка)
- На деревьях лежит много снега, какие стоят деревья?... (заснеженные)
- Весной появляются первые цветы… (подснежники)
Проверим все ли мы назвали слова (показ панно с родственными словами к слову «снег»)
А теперь поиграем с язычком:
- Насыпало много снега, уберем снег «ЛОПАТОЙ»
- Края у снежинок острые, как «ИГОЛОЧКА»
- Заходим по «СТУПЕНЬКАМ» в «ДОМИК»
- Бабушка угостила нас блинами, «ЖУЕМ БЛИНЧИК»
- С «ВКУСНЫМ ВАРЕНЬЕМ» (подуем на губки, чтоб высохли)
- Побежали на улицу гулять, играть на «ГАРМОШКЕ» и скакать на «ЛОШАДКЕ».
3 игра-задание «Называй, запоминай как можно больше слов-действий»
- Снежинки зимой (что делают?) - падают, кружатся, летят, блестят…
- (повтори полным предложением: Снежинки зимой (перечисление)
- Дети на прогулке (что делают?) - играют в снежки, лепят… (повтори полным предложением…)
- Мороз (что делает?) - кусается, трещит, щиплет за нос…
- Лед на солнце (что делает?) - тает, переливается, сверкает…
- Снег (что делает?) - идет, скрепит под ногами, ложится, вьется
Набрали много снега и решили слепить «СНЕГОВИКА»
Физминутка «Снеговик» - координация движений с речью
А ну, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком и станет ком снеговиком.
Его улыбка как светла, два глаза, шляпа, нос, метла,
Но солнце припекло слегка - увы, и нет снеговика…
4 игра-задание поиграем с нашим Снеговиком
- Мы решили слепить (кого?) … (снеговика) проговаривание полным предложением.
- Мы приделали нос-морковку нашему… (снеговику).
- Мы показали соседям нашего…(снеговика).
- Мы играли с (кем?) …снеговиком.
- Мы рассказали о … (снеговике).
5 игра-задание «Закончи мое предложение полным ответом»
- Медведь спит в берлоге, потому что …
- Лисе трудно увидеть зимой зайца, потому что …
- Зимой свет на улицах и в домах зажигается рано, потому что…
- Ледяная дорожка не скользила, потому что…
- К вечеру намело большие сугробы, потому что…
- Дети приготовили коньки, потому что….
Дыхательная гимнастика:
Поймали снежинку, сдули - (продолжительный выдох);
Побежали кататься на санках с горы - (частый вдох, продолжительный выдох )
6 игра-задание «Назови новое длинное слово» использование карточек
Сам + варит = самовар |
Пар + ходит = пароход |
Сам + летит = самолет |
Сам + катит = самокат |
Снег + падает = снегопад |
Лёд + ходит = ледоход |
Лед + колит = ледокол |
Машина + убирает снег = снегоубочная |
Поиграем в «снежок» - мячик «Скажи наоборот»
- Лето теплая, а зима…(холодная)
- Дни короткие, а ночи…(длинные)
- Летом солнце стоит высоко, а зимой…(низко)
- Летом небо светлое, а зимой …(темное)
- Снег мягкий, а лёд…(твердый)
- Одни сосульки длинные, а другие… (короткие)
7 игра-задание: А в этой последней снежинке слова разбежались, она начала таять
«Соберите слова в предложения»
- Дети, снеговик, слепили
- Дети, санках, кататься, на
- Снежинка, с, мальчик, играть
- Земля, снегом, покрыть
- Снежинки, падать, тихо
Заключение занятия
Вот и закончились наши снежинки-задания. «О каком времени года мы с вами говорили?» (о зиме). Зимой очень много праздников, «Какие вы знаете зимние праздники» (Новый Год, Рождество), а сегодня тоже праздник называется Крещение, а в праздник полагается дарить подарки. От вас я получила хороший подарок - это ваши знания о зиме и хочу вам вручить от себя подарки: Волшебная Снежинка - загадай желание и раскраску о зиме.