Педагогические приёмы
Приёмы: Наша разработка это образовательные мини презентации, где дошкольник с помощью взрослого (воспитатель, родитель) выбирает тему презентации, подыскивает материалы, составляет текст и озвучивает ролик.
Основой нашей методической находки является книга А.Н.Веракса, Н.Е.Веракса. «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений». Мы предлагаем детскую проектную деятельность в совокупности с инновационными технологиями.
Проблематика: Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО, формирует речевую активность дошкольников, формирует естественнонаучные представления, формирует социально-коммуникативную грамотность на уровне дошкольного образования.
Проектная деятельность как форма взаимодействия ребёнка и взрослого позволяет поддерживать и повышать функциональную грамотность, для того чтобы дошкольник быстрее и легче адаптировался к окружающей среде и успешнее функционировал в ней, применяя имеющиеся знания. Важно заметить, что во взаимодействии со сверстником ребенок может проявить подлинную инициативу и получить неподдельную оценку своих действий. Детские проекты-презентации способствуют формированию у дошкольников умение кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников и лично делиться своим опытом со сверстниками.
Актуальность: ФГОС ДОО требования к индивидуализации процесса обучения и воспитания, что подразумевает обновление методических подходов в направлении их большей вариативности. Детская проектная деятельность с применением инновационных технологий соответствует данным задачам.
Практическая и социальная значимость: Представленные детские проекты позволяют воспитателю подобрать дополнительные инструменты для совместной и индивидуальной работы, а также опробирования ребёнком опыта проектной деятельности. Индикаторы функциональной грамотности: владение навыками речевой активности, построение продуктивного коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной речи.
Метод проектной деятельности является базовым и позволяет использовать инновационные технологии, что в свою очередь повышает уровень функциональной грамотности детей, оптимизирует возможность коммуникации в детском коллективе. Так же нужно отметить, что темы для детских проектов, могут быть из самых разных областей, в том числе и творческие.
Наша методическая разработка называется «Повышение уровня функциональной грамотности у дошкольников посредством проектной деятельности с применением инновационных технологий».
Количество воспитанников: 1.
Цель: повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
Задачи:
- развитие индивидуальности воспитанников;
- развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
- повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
- стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т.д.);
- повышение интеллектуального уровня детей; развитие креативности и нестандартности мышления.
Повысить функциональную грамотность ребенка через проектную деятельность с использованием современных технологий.
В подготовительной группе ребёнок поделился с воспитателем своим желанием рассказать ребятам из группы о своей поездке в Санкт-Петербург, так как увиденное очень впечатлило его. В нашей группе мы реализуем детскую проектную деятельность в разных познавательных областях, опираясь на книгу - А.Н.Веракса, Н.Е.Веракса. «Проектная деятельность дошкольников». И чтобы помочь ребёнку ярко и доступно поделиться своими впечатлениями о поездке, мы решили переформатировать детский проект в презентацию, озвученную самим ребёнком в записи. Таким образом мы получили готовый образовательный видеоролик - презетацию. Видеоролик был опробирован на занятии и вызвал живой интерес у детей. Дети не просто увидели картинки, но и услышали адаптированный под их восприятие рассказ сверстника, где чётко и доступно ребёнок изложил информацию.
От детей последовал запрос о продолжении таких видеороликов о других городах. И на данный момент мы имеем 3 подобных видеопроекта («Есть город удивительный… Санкт-Петербург», «Есть город замечательный… Москва. Часть 1», «Есть город замечательный… Москва. Часть 2»). В будущем планируем создать цикл подобных видеопроектов «Путешествие по городам России».
Разработка: Педагог вместе с ребёнком просматривают и отбирают фото материалы, опираясь на рассказ о том, что он увидел и узнал о городе. С помощью взрослого ребёнок выстраивает единую концепцию своего повествования куда включена историческая справка и основные культурные достопримечательности.
К готовому видеоряду воспитатель и дошкольник составляют рассказ. Ребёнок озвучивает видеослайды самостоятельно, а воспитатель записывает аудиодорожку. Наложив аудиодорожку на видеоряд, мы получили готовый методический материал, который мы успешно используем в образовательной деятельности.
Опыт использования: Методические разработки, представляют собой цикл из 3 озвученных презентаций.
Процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешными при соблюдении следующих требований: интеграция предметов системы дошкольного образования, активное взаимодействие с родителями, постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком. Вызов современности обеспечение инновационного развития экономики и повышение конкурентоспособности страны. Формирование функциональной грамотности. Создание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно-активную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности. Оценочная самостоятельность дошкольников, задания на самооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты, квесты и др. Поисковая активность - задания поискового характера, учебные исследования, проекты. Приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, позитивного поведения. Учение в общении, или совместное сотрудничество, принятие коллективного решения.
В рамках тематической недели «Путешествие по городам России», мы представили свой проект на аудиторию старших дошкольников (42 ребёнка), и так как формат нашего проекта отличался большей доступностью, незаурядностью и актуальным содержанием, плюс озвучивание детским голосом вызвал неподдельный интерес к теме проекта. Дети проявили любознательность и интерес к такому типу презентаций. Стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т.д.) повышение интеллектуального уровня детей; развитие креативности и нестандартности мышления - приводит к повышению уровня функциональной грамотности и успешной реализации задач нашей методической разработки.
Список источников
- «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений». А.Н.Веракса, Н.Е.Веракса.
- Функциональная грамотность в ДОО. Шаги в будущее! - 2023: сборник материалов / авт.-сост. О.Я.Кособянц.
- Денисова Г.Л., Соколова Н.Л. Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста на примере знакомства с миром растений // Современное дошкольное и начальное образование: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. - Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им И.Н.Ульянова», 2021.
- Захарова Л.М. Формирование предпосылок функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста (на примере естествознания) / Л.М.Захарова, Н.Ю.Майданкина // Нижегородское образование, 2021.
- Савченко М.В. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 4.
- Нурмуратова К.А. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях / К.А.Нурмуратова // Педагогическая наука и практика. - 2019. - №1(23).