Цели:
- Познакомить детей с пресмыкающимися животными;
- Уточнить, систематизировать и закрепить знания ребёнка о пресмыкающихся животных;
- Формировать представления о внешнем виде и особенностях жизни пресмыкающихся;
- Развивать активную речь детей: пресмыкающиеся (крокодил, змея, ящерица, черепаха); пресмыкающееся - рептилия;
- Расширять активный и пассивный словарь
Образовательные задачи: обобщить полученные знания детей по теме «пресмыкающихся»
Развивающие задачи: развивать слуховую память, связную речь, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
Оборудование и материалы: макет поляны, конверт - письмо с загадками, картинки пресмыкающих, разрезные картинки из 5-6 частей, цветок - ромашка.
Ход занятия
Педагог: Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Игра с мячом.
Вопросы:
- Какое сейчас время года?
- Назовите времена года, начиная с зимы.
- Назовите три весенних месяца?
- Какой месяц сейчас?
- Какое время года наступает за весной?
Дети подходят к доске, на которой изображена полянка, украшенная цветами.
Педагог: Посмотрите, сколько на полянке цветов, но почему то здесь так тихо, никого нет. Посмотрите какой большой цветок, это ромашка. Какие большие лепестки и на каждом лепестке что-то написано.
Необычная ромашка с цифрами и интересными заданиями. Сколько лепесточков у цветка?
Давайте посчитаем. С какого лепесточка начнём? (с того, на котором цифра 1)
Педагог: Первый лепесток и первое задание . Это загадки.
Ребята, давайте отгадаем их?
1.
Он зеленый и ужасный,
Он зубастый и опасный,
Быстро плавает, ныряет,
Страх повсюду нагоняет.
Обитает в жарких странах,
Как зовут его? Кто знает? (крокодил )
2.
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел (змея)
3.
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но - ах! -
Удрала, а хвост в руках. (ящерица)
4.
Тихо ходит над рекой,
Носит дом всегда с собой.
Кто же это в спецрубахе?
Ну конечно... (черепаха)
5.
Летом в болоте
Её вы найдёте.
Зелёная квакушка -
Кто это? (лягушка)
Педагог: Молодцы, ребята, с первым заданием справились.
- А как этих животных можно назвать одним словом? (ответ)
Своё название пресмыкающиеся получили за то, что передвигаются они пресмыкаясь (ползая) по земле. Обычно у них четыре лапы, но они лишь помогают передвижению тела, как подвижные рычаги, т.к. расположены по бокам туловища, а не под ним. Слово «рептилия» в переводе с греческого языка означает «ползать на брюхе». Именно поэтому пресмыкающихся животных также называют рептилиями.
- У всех рептилий жесткая, сухая кожа, покрытая роговыми чешуями или пластинами. Черепахи, например, покрыты костным панцирем. А голова и спина крокодилов покрыты твердыми костными пластинами.
- Размножаются рептилии откладывая яйца. Обычно они делают это в укромных местах, под камнями, под бревнами или в пустых пнях. Но у некоторых пресмыкающихся детёныши вылупляются из яйца в теле матери, и рождаются уже живыми.
Пальчиковая гимнастика «Осторожно, крокодил!»
Пять маленьких рыбок играли в реке (Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе).
Лежало большое бревно на песке (Руки прижаты друг к другу. переворачиваем их с боку на бок)
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение)
Вторая сказала: «Но здесь глубоко!» (Качаем сомкнутыми ладонями)
А третья сказала: «Мне хочется спать» (Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук - рыбка спит)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать (Быстро качаем ладонями - дрожь)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил! (Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются - рот)
Плывите отсюда чтоб не проглотил!» (Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями - уплывают)
Педагог: Второй лепесток.
Упражнение «Разрезные картинки
Дети собирают картинки, называют.
Педагог: Молодцы, справились и с этим заданием.
Отрываем следующий лепесток и следующее задание.
Игра «Назови ласково»
Змея - змейка, крокодил - крокодильчик, черепаха - черепашка, лягушка - лягушечка.
Игра «Где чей дом?»
Педагог: Давайте узнаем, где живет черепаха, лягушка, ящерица.
Дети карандашом проводят линии от черепахи к панцирю, от лягушки к озеру, от ящерицы к дереву.
Педагог: Предлагаю вам немного отдохнуть.
Музыкальная физкультминутка
Педагог: А теперь нужно посчитать животных и не ошибиться.
Игра «Сосчитай 1-2-5»
Посчитайте, сколько черепах? - Одна черепаха, две черепахи, пять черепах. (крокодил, змея, ящерица)
Педагог: А сейчас срываем последний лепесток. И у нас последнее задание.
Дидактическая игра «Дорисуй картинку»
- Посмотри, у меня есть картинка. Но что-то в них не так. Что? (их нужно дорисовать).
- Дорисуй картинки.
- Скажи, что получилось (крокодил).
- Расскрасте что получилось.
Педагог:
- О ком мы сегодня говорили? (о пресмыкающихся)
- А как они называются по-другому? (пресмыкающиеся - рептилии).
- Перечисли пресмыкающихся (крокодил, змея, черепаха, ящерица
- Какая игра вам больше всего понравилась?