Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с омонимами и многозначными словами, научить детей различать их; пользоваться толковым словарем.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомление учащихся с особенностями лексики, углубление знаний по теме, обогащение словарного запаса учеников
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода; развитие критического мышления;
- развитие внимания; умения работать одному, фронтально, в паре;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- формирование умения находить в художественных текстах слова-омонимы, определять их роль;
- развивать умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский.
Основные понятия: Омоним, многозначное слово.
Оборудование: толковые словари, рабочий лист, компьютер.
Ход урока
Организационный момент
- Поприветствуйте друг друга:
Партнеры по плечу, дайте пять друг другу; партнеры по лицу, улыбнитесь друг другу;
Вызов. Постановка проблемы
- На столе у каждой пары лежат листы формата А4. Ребята, в рабочих листах (Приложение) записываем сегодняшнее число.
- Запишем в тетради:
- ночной клуб;
- клуб пыли;
- клуб дыма
Что общего? (в каждом словосочетании есть слово клуб, оно произносится и пишется одинаково)
- Что отличает одно словосочетание от другого? (смысл)
- Что меняет смысл в каждом словосочетании? (слово клуб)
- Почему?
- Слово «клуб» - многозначное или омоним? (не знаем)
Постановка учащимися темы, цели урока
- Какова же цель урока? Тема? Записываем в тетради.
Изучение новой темы
- Проведем исследование. Предлагаю поработать в парах, заполнить таблицу, ознакомившись с тестом.
Таблица
термин |
сходство |
отличие |
Омоним |
|
|
Многозначное слово |
|
Текст
Омонимы - одинаковые по произношению и написанию, но разные по значению слова. Пример: лук в одном значении - растение, а в другом - оружие. Эти слова звучат одинаково, но обозначают разное. Подобные слова и называются омонимами. Омонимы необходимо отличать от многозначных слов. Омонимы - слова, что совпадают в звучании и написании, но не имеют ничего общего в семантике. К примеру, слово "брак" в значении «союз двух любящих друг друга людей» и "брак" в значении «испорченная продукция».
Многозначные слова имеют сходство по какому-либо признаку (по форме, цвету, характеру, действию)
Отличие многозначных слов от омонимов в том, что многозначные слова имеют несколько значений, связанных по смыслу, а омонимы - это разные слова, одинаковые по звучанию и написанию, но не имеющие ничего общего в плане значений.
- Сделаем вывод. Ночной клуб; - клуб пыли; - клуб дыма
- Что перед нами? Почему? (омоним)
Работа со словарями
- Прошу открыть толковые словари и найти слово клуб. Как оно записано? А слово коса?
Какой вывод можем сделать? (В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные - как одно слово с перечислением значений)
Физкультминутка
- Стряхнули с себя лень и усталость.
- Потянулись к звездным далям.
- Спрятались (присели) от бед и опасностей.
- Улыбнулись друзьям и весеннему солнышку.
- Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами.
Практическая работа
- Сейчас вам предстоит поработать в парах, заполнив таблицу ниже примерами многозначных слов и омонимов, выбрав их из предложенного списка.
(кнопка, морж, звезда, нос, кисть, кабачок, хвост, лук, коса, шляпа, молния)
Омоним |
Многозначное слово |
лук
|
кнопка (действие)
|
- Предлагаю в таблицу ниже записать несколько примеров омонимов и многозначных слов (задание со звездочкой *) тем, кто желает.
Проверка (слайд)
- В русском языке используется Омонимия - одно из средств создания комического эффекта. Каламбур - игра слов. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов.
Каламбур Якова Абрамовича Козловского (1921-2001)
Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на мишку - вот напасть -
Осы вздумали напасть!
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
- Найдите здесь омонимы, выпишите на лист.
- Ребята, а зачем нам нужны омонимы и многозначные слова в речи? (обогащают язык, речь; делают ее красивее)
Подведение итога, рефлексия
- Наш урок подходит к концу. Вспомним цель урока и ответим на вопрос: так как же отличить омоним от многозначного слова и с помощью чего я могу проверить любое слово, вызывающее затруднение в правильном его определении?
- Как вы считаете, сегодняшний урок был для вас полезен? Узнали вы сегодня для себя что-то новое? Если это так, закрасьте, пожалуйста, на рабочем листе звездочку зеленым цветом. Если же вы испытывали затруднения и урок был неинтересен, цель не достигнута - раскрасьте красным. Сдайте ваши рабочие листы. Урок окончен. Всем спасибо за работу.
Домашнее задание-вызов
- Приведи пример каламбура с использованием омонима.