Урок изобразительное искусство. Коллективная работа "Сказочный спектральный город"

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 4


Учитель: Здравствуйте! Наше занятие сегодня посвящено всем вам известному природному явлению, как РАДУГА!

Мы будем создавать из заранее приготовленных вами рисунков гуашью коллективную работу «Спектральная сказка. Город».

А сейчас ненадолго окажемся на уроке физики… да, да… на уроке физики. Хотя, с этим предметом вы будете знакомиться в старшем классе, но явления физики вы и сейчас встречаете в повседневной жизни. Итак, приступим.

Что же такое радуга? Как с точки зрения науки ее можно объяснить? Давайте разбираться вместе.

1. Показ: светом телефона разложение света на больших дифракционных решетках

Учитель: Что вы видите, ребята? Правильно. Это модель радуги. Но по-научному это явление называется дисперсией. Запомнили? ДИСПЕРСИЯ!

Дисперсия - звучит прекрасно слово,
Прекрасно и явление само
Оно нам с детства близко и знакомо, Мы наблюдали сотни раз его!

Гром отгремел, стих летний ливень быстрый,
И над умытой свежею землей
Мостом бесплотным радуга повисла Пленяя нас своею красотой.

ДиспЕрсия здесь «руку приложила»
Обычный белый лучик световой Она как будто в призме разложила Во встреченной им капле дождевой.

Давайте разберем как оно происходит.

Первым это явление описал Исаак Ньютон в 1666 году. Демонстрация призмы и линзы.

Он провел опыт. В полной темноте на призму направил луч света, сфокусировав через линзы, и на экране получил семь цветов.

Эти семь цветов он назвал СПЕКТР.

Что же происходит в призме? Получается белый свет (для нас прозрачный) разлагается на свет различных цветов. Призма преломляет цвета по разному. Меньше всего ломается свет красного цвета. Больше всего - фиолетовый.

2. Раздача маленьких дифракционных решёток

Учитель: Какой цвет видим первый? (Ответы учащихся). КОНЕЧНО, КРАСНЫЙ. ПОЧЕМУ? (МЕНЬШЕ ВСЕГО ПРЕЛОМЛЯЕТСЯ).

Вернемся к радуге. КАКОВЫ УСЛОВИЯ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ? (Ответы учащихся).

3. Раздать диски. Получить разложение на диске

Диск покрыт прозрачной пленкой. Почему он переливается? Пленка, как и капля, преломляет белый свет, и отражает его. В результате, мы видим спектр.

4. Демонстрируется спектральный круг

Какой цвет мы видим? (Ответы учащихся). Правильно! Белый!

Но! Оказывается, в спектре есть три основных цвета. Это получил Томас Юнг.

Посмотрите, какой свет образуют цвета сливаясь. Конечно - БЕЛЫЙ!

5. Демонстрация мыльных пузырей

Почему пузырь переливается? Почему рисунок меняется? Потому что вода стекает и толщина пленки непрерывно изменяется. Пока пузырь не лопнет.

Итак, мы основательно познакомились с тем, как наука обьясняет тему появления спектра в природе. А сейчас практическая работа.

Приготовьте карандаши, клей и ножницы. На обратной, чистой стороне своего листа нарисуйте город: башни, дома, колокольни, арки и мосты. На одном листе формата А4 может разместиться до 4 обьектов архитектуры. Можно добавить очертания деревьев и кустов. Причём, лист можно поворачивать в разные стороны, и тогда ваши здания будут иметь интересное направления отделов спектра - горизонтальные, вертикальные или по диагонали. Ваши красивые, радужные детали мы соберем, приклеем на ватман, получим необычный сказочный город.

Учащиеся выполняют работу, распределив роли. В итоге получается сказочная картина!

Завершение урока

Согласно легендам, радуга приносит своим обладателям удачу. А мы с вами создали общую картину прекрасного города.