Цель урока: уточнить представления о частях речи.
Задачи урока:
- формировать умения определять часть речи в тексте и среди других слов;
- развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интерес, развивать коммуникативные навыки в работе в малых учебных группах, развивать умения оценивать свою работу и работу своего товарища в учебном сотрудничестве;
- воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к чужому мнению, прививать интерес к учебному предмету.
Оборудование для урока: презентация, предметные картинки, карточки для дифференцированной работ
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1.Самоопределение и мотивация к учебной деятельности
- Что нужно сделать, чтобы быть успешным на уроке?
|
Проверка готовности рабочего места Настрой на работу Слайд 1 Обсуждают девиз урока. |
- формирование познавательного интереса к учебному предмету |
2.Актуализация знаний.
|
Фронтальная работа |
- познавательных: умение осуществлять анализ объектов |
Изображения предметов: медведя, белки, дерево.
|
Дети по очереди выходят к доске, распределяя слова по группам.
Медведь большой питается
|
с выделением существенных признаков;
|
3. Целеполагание Легко ли было распределять слова по группам? Надо ли еще потренироваться? Чему посвятим урок? Правильно, тема нашего урока «Части речи». Скажите, эта тема новая или мы знакомились с ней на прошлом уроке? Надо ли еще потренироваться? Чему будем учиться? Какие задачи поставим на урок? |
Слайд 2
Повторить, как называются … (части речи.) - закрепить на какие… (вопросы отвечают) и что обозначают учиться определять … (части речи в тесте) |
Формирование УУД:
познавательных: формирование умения проводить анализ и синтез знаково-символических
личностных: формирование учебно- познавательного интереса к учебной задаче;
регулятивных: формирование умения учиться определять цель деятельности
|
4.Закрепление изученного
|
Работа в парах |
Формирование УУД:
|
Лисица, обезьяна, медведь. Зелѐный, вишнѐвый, золотой. Смотреть, читать, помогать. Прочитайте задание. Вставьте пропущенные буквы. К каким частям речи можно отнести слова первой строчки? Где можно проверить написание этих слов? К каким частям речи можно отнести слова второй строчки? Третьей? Проверьте написание слов по образцу. Сейчас мы начнѐм заполнять кластер. Как он будет называться? Ещѐ раз назовите первую строчку. Какие части речи в ней записаны? Что обозначает имя существительное? На какие вопросы отвечает имя существительное? 2) Работа по учебнику. Давайте откроем учебник на с.43 упр. 73. Прочитайте текст. Кто описывается в этом тексте? Какие слова помогают нам представить эту птицу, эту красавицу? Какие части речи использовал Скребицкий для этого замечательного описания птицы зимородок? Вернѐмся к кластеру «Части речи». Заполним второй столбик. Спишите предложение, в котором даѐтся описание внешнего вида птицы. - Дальше нам предстоит серьѐзная работа. Отдохнем. А |
Дети обосновывают свой выбор
Учащиеся работают в карточках, учитель на доске
Имена существительные Обозначает предмет Кто? Что? Фронтальная работа
Зимородок
Самостоятельная работа в тетрадях. |
коммуникативных: формирование умения строить речевое высказывание в
личностных: формирование умения
регулятивных: формирование умения определять результат проделанной работы, способ действия |
затем будем работать в группах. |
|
|
Физминутка |
Снятие статического напряжения, предупреждение утомляемости. |
Формирование коммуникативных УУД: лидерство и согласованность
|
3) Работа по карточкам Найдите и подчеркните среди слов только глаголы. Сказал, девочка, железный, запевать, ракета, хлопушка, записал, медовый, слово, рисовать, ручка. Почему вы решили, что это глаголы? (обозначают действие предмета, отвечают на вопросы что сделал?) Так давайте заполним третий столбик кластера о глаголе. |
Работа в группах
Фронтальная проверка Построение кластера
|
Формирование УУД: коммуникативных: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; личностных: формирование учебно-познавательного мотива;
регулятивных: формирование умения давать осознанно оценку качества усвоения учебной задачи;
|
4) Дифференцированная работа
1 уровень
|
Дифференцированная самостоятельная работа учащихся (по степени самостоятельности и по степени трудности). |
|
2 уровень |
|
Формирование УУД: познавательных: формирование навыка самоконтроля; коммуникативных: формирование умения работать в сотрудничестве с учителем;
личностных: формирование умения организовывать свою самостоятельную
регулятивных: формирование умения контролировать процесс и результат деятельности, оценивать свои достижения |
К данным словам подобрать однокоренные имена |
||
прилагательные или глаголы, записать.
|
||
3 уровень |
||
Выписать из предложений имена существительные.
|
||
по морю гуляет. Грозно волны о берег бились. |
||
5. Подведение итогов. Рефлексия
|
Строят речевое высказывание по |
|
- Что повторили? Чему учились? |
уроку. |
|
- Как же определить, какие слова называются именем |
|
|
существительным? |
|
|
- Приведите свои примеры. |
|
|
- Какие слова называются именем прилагательным? глаголом? |
|
|
Примеры. |
|
|
Закончите предложения…. Я понял, что… Было интересно… Было трудно… Мне захотелось… У меня получилось… На следующем уроке мы… - А сейчас, используя «Лесенку успеха» на полях в тетради, оцените свою работу на уроке. Подумайте, насколько вы были внимательны, активны и аккуратны. Верно ли, выполнили задания. |
Оценивают свои достижения. |
|
|
||
7. Оценка. Домашнее задание
|
|