Конспект урока "Части речи"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: уточнить представления о частях речи.

Задачи урока:

  • формировать умения определять часть речи в тексте и среди других слов;
  • развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, познавательные интерес, развивать коммуникативные навыки в работе в малых учебных группах, развивать умения оценивать свою работу и работу своего товарища в учебном сотрудничестве;
  • воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к чужому мнению, прививать интерес к учебному предмету.

Оборудование для урока: презентация, предметные картинки, карточки для дифференцированной работ

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение и мотивация к учебной деятельности

- Что нужно сделать, чтобы быть успешным на уроке?
- Запишите число, классная работа. Помните правила посадки при письме.

Проверка готовности рабочего места Настрой на работу

Слайд 1

Обсуждают девиз урока.

- формирование познавательного интереса к учебному предмету

2.Актуализация знаний.
1) Игра «Кто? Какой? Что делает?».

Фронтальная работа

- познавательных: умение осуществлять анализ объектов

Изображения предметов: медведя, белки, дерево.
Слова: большой, прыгает, белый, зимнее, растѐт, запасливая, шустрая, бежит, золотое, красивое, питается.
- Выберите, из списка названия предметов, которые отвечают на вопрос кто? что?, назовите какой признак обозначает этот предмет, какие действия выполняет.
- Какие группы слов у нас получились. Почему?

Дети по очереди выходят к доске, распределяя слова по группам.

Медведь большой питается
Белка шустрая прыгает
Дерево зимнее растѐт

с выделением существенных признаков;
коммуникативных: формирование умения аргументировать свой выбор;
регулятивных: формирование умения принимать учебную задачу, формирование самоконтроля, умения адекватно оценивать себя.

3. Целеполагание

Легко ли было распределять слова по группам? Надо ли еще потренироваться?

Чему посвятим урок?

Правильно, тема нашего урока «Части речи».

Скажите, эта тема новая или мы знакомились с ней на прошлом уроке?

Надо ли еще потренироваться?

Чему будем учиться?

Какие задачи поставим на урок?

Слайд 2
Формулируют учебные задачи урока:

Повторить, как называются … (части речи.)

- закрепить на какие… (вопросы отвечают) и что обозначают

учиться определять … (части речи в тесте)

Формирование УУД:

познавательных: формирование умения проводить анализ и синтез знаково-символических
средств;

личностных: формирование учебно- познавательного интереса к учебной задаче;

регулятивных: формирование умения учиться определять цель деятельности
на уроке.

4.Закрепление изученного
1) Прочитайте. Запишите, вставляя попущенные буквы

Работа в парах

Формирование УУД:
- познавательных: формирование умения извлекать информацию из практических действий;

Лисица, обезьяна, медведь. Зелѐный, вишнѐвый, золотой. Смотреть, читать, помогать.

Прочитайте задание.

Вставьте пропущенные буквы.

К каким частям речи можно отнести слова первой строчки?

Где можно проверить написание этих слов?

К каким частям речи можно отнести слова второй строчки? Третьей?

Проверьте написание слов по образцу.

Сейчас мы начнѐм заполнять кластер. Как он будет называться?

Ещѐ раз назовите первую строчку.

Какие части речи в ней записаны?

Что обозначает имя существительное?

На какие вопросы отвечает имя существительное?

2) Работа по учебнику.

Давайте откроем учебник на с.43 упр. 73.

Прочитайте текст.

Кто описывается в этом тексте?

Какие слова помогают нам представить эту птицу, эту красавицу?

Какие части речи использовал Скребицкий для этого замечательного описания птицы зимородок?

Вернѐмся к кластеру «Части речи». Заполним второй столбик.

Спишите предложение, в котором даѐтся описание внешнего вида птицы.

- Дальше нам предстоит серьѐзная работа. Отдохнем. А

Дети обосновывают свой выбор
Самопроверка по орфографическому словарю)
Самопроверка по образцу (Слайд 3)

Учащиеся работают в карточках, учитель на доске
Части речи

Имена существительные Обозначает предмет Кто? Что?

Фронтальная работа

Зимородок
Картинка птицы
Красивая, оранжевое, ярко-зелёная, длинный, прямой.
Построение кластера
Учащиеся работают в карточках, учитель на доске

Самостоятельная работа в тетрадях.

коммуникативных: формирование умения строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами;

личностных: формирование умения
достигать поставленной цели;

регулятивных: формирование умения определять результат проделанной работы, способ действия

затем будем работать в группах.

Физминутка

Снятие статического напряжения, предупреждение утомляемости.

Формирование коммуникативных УУД: лидерство и согласованность
действий с партнерами

3) Работа по карточкам

Найдите и подчеркните среди слов только глаголы.

Сказал, девочка, железный, запевать, ракета, хлопушка, записал, медовый, слово, рисовать, ручка.

Почему вы решили, что это глаголы? (обозначают действие предмета, отвечают на вопросы что сделал?)

Так давайте заполним третий столбик кластера о глаголе.

Работа в группах

Фронтальная проверка Построение кластера
Учащиеся работают в карточках, учитель на доске

Формирование УУД:

коммуникативных: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

личностных: формирование учебно-познавательного мотива;

регулятивных: формирование умения давать осознанно оценку качества усвоения учебной задачи;
взаимодействовать друг с другом.

4) Дифференцированная работа
- На партах у каждого лежат карточки с заданием. Проверим, кто был внимательным, старательным на уроке. Выполните задание самостоятельно.

1 уровень
Укажите ряд, в котором все слова являются именами существительными. Запиши в тетрадь.
Зелень, зелѐный, зеленеть.
Девочка, письмо, мокрый. Тетрадь, книга, журнал.

Дифференцированная самостоятельная работа учащихся (по степени самостоятельности и по степени трудности).

2 уровень

Формирование УУД:

познавательных: формирование навыка самоконтроля;

коммуникативных: формирование умения работать в сотрудничестве с учителем;

личностных: формирование умения организовывать свою самостоятельную
деятельность;

регулятивных: формирование умения контролировать процесс и результат деятельности, оценивать свои достижения

К данным словам подобрать однокоренные имена

прилагательные или глаголы, записать.
Боль - …, цвет - …, шум - …, корм - … .

3 уровень

Выписать из предложений имена существительные.
Улыбнулись сонные берѐзки. Земляника - вкусная ягода. Ветер

по морю гуляет. Грозно волны о берег бились.

5. Подведение итогов. Рефлексия
- Подведем итог нашей работы.

Строят речевое высказывание по

- Что повторили? Чему учились?

уроку.

- Как же определить, какие слова называются именем

существительным?

- Приведите свои примеры.

- Какие слова называются именем прилагательным? глаголом?

Примеры.

Закончите предложения….

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

Мне захотелось…

У меня получилось…

На следующем уроке мы…

- А сейчас, используя «Лесенку успеха» на полях в тетради, оцените свою работу на уроке. Подумайте, насколько вы были внимательны, активны и аккуратны. Верно ли, выполнили задания.

Оценивают свои достижения.

7. Оценка. Домашнее задание
- Урок окончен.