Цель. Формировать устойчивый познавательный интерес к книге, через знакомство с творчеством Е.И.Чарушина.
Задачи:
- Создавать положительную мотивацию при приобщении детей к художественной литературе.
- Развивать связную речь и навыки общения, умение правильно отвечать на вопросы.
- Отгадывать загадки.
- Закрепить употребление существительных родительного падежа единственного и множественного числа, называющих животных и их детенышей, через игру «Кто у кого».
- Закрепить формы предложного падежа существительных в игре «Кто где живет».
- Формировать умение соотносит изображение животных с его местом обитания и правильно его называя.
- Закреплять знания по содержанию ранее прочитанных произведений, узнавать их по иллюстрациям, отрывкам.
- Обогащать словарный запас детей.
- Развивать внимание, память, мышление, речь; развивать творческие способности.
- Формировать интерес к театрализованной игре, передавать характерные черты героев из знакомой сказки с помощью жестов, мимики, движений, интонации речи.
- Расширять представления детей о животном мире. Воспитывать добрые чувства к животным, умение видеть красоту родной природы.
Предварительная работа:
- Создание проекта «Зеленая страна доброго волшебника Е.И.Чарушина».
- Знакомство с краткой биографией,
- Выставка книг писателя, размещенная в книжном центре.
- Чтение литературных произведений Е.И.Чарушина.
- Пересказ рассказа «Еж», «Курочка» с помощью мнемотаблицы.
- Знакомство с художественным творчеством Е.Чарушина.
- Рассматривание иллюстраций.
- Просмотр мультфильма «Томка испугался»- иллюстрации автора.
- Акция «Мама - почитай-ка». А.С.Матвеева читала рассказы.
Словарь: мышка-норушка, лягушка-квакушка, лисичка-сестричка, заяц - на горе увертыш, волчок - из-за кустов хватыш, медведь - тяпыш - ляпыш - всех давиш.
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!
- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями!
- Здравствуйте, дорогие гости!
Сегодня я хочу вас пригласить в гости к волшебнику, а какому вы попробуйте догадаться.
У него две волшебные палочки: карандаш и авторучка.
Возьмёт одну - сказка сочиняется, возьмёт другую - иллюстрация чудесная выходит. И все его любили и любят, потому что детские волшебники бывают только добрыми!»
- Как же звали этого доброго волшебника? Догадались? (Евгений Иванович Чарушин).
(Портрет Е.И.Чарушина)
Евгений Иванович Чарушин настоящий добрый волшебник, ведь он был и писателем, и художником иллюстратором.
- С какими произведениями Е.И.Чарушина мы с вами уже познакомились? («Еж», «Воробьишка», «Почему Тюпу прозвали Тюпой».
- Про кого писал свои рассказы Чарушин? (про животных).
- И мы с вами отправляемся в «Зелёную страну», которую населяют удивительные жители! Встречи там неожиданные, голоса звучат неслыханные. Спросите, где же эта страна? Она не за горами, не за морями, а рядом перед вами».
Зрительная гимнастика
Сенсорный крест
А уж загадки - на каждом шагу.
Зимой - беленький,
Летом - серенький
Ловко бегает в бору,
У стволов грызет кору? (Заяц)Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом? (Белка)Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой? (Медведь)Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
Кур в деревне крадет? (Лиса)
Евгений Иванович Чарушин очень любил животных, писал о них свои рассказы, из которых мы узнали много нового о жизни животных.
У всех животных есть детеныши, а вот кто у кого сейчас узнаем.
Д/и «Кто у кого?» игра с мячом
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
- У медведицы - … (медвежонок, медвежата). Много медвежат.
- У лисицы - … (лисенок, лисята). Много лисят.
- У зайчихи - … (зайчонок, зайчата). Много зайчат.
- У ежихи - … (ежонок, ежата).
- У волчицы - … (волчонок, волчата).
- У белки - … (бельчонок, бельчата).
- У бобрихи - бобренок, бобрята.
- У рыси - рысёнок, рысята.
Физкультминутка
Всем нам надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайте, ручки вверх
Шевелитесь, пальчики, -
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.Теперь садимся тише, тише -
Притихнем, словно в норке мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать - не знал.
(Дети выполняют движения в соответствии со словами).
Много интересного о животных можно узнать из книг Е. Чарушина. Оказывается, звери и птицы учат своих детей «еду добывать», самые искусные звери-строители - это бобры и лисицы. А также можно узнать «Кто где живет».
Магнитная доска.
Д/и «Кто где живет?»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.
На магнитной доске картинки с жилищами животных (нора, берлога, логово, дупло, куст). На столе педагога картинки с животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). Дети ставят картинку с изображением животного под картинку с соответствующим жилищем.
- Белка живет… в дупле.
- Медведь живет… в берлоге.
- Лиса живет …в норе.
- Волк живет… в логове.
- Заяц живет …под кустом.
- В хатке под водой живет…бобр.
Какие вы молодцы! Всех зверей расселили. (Дети сели)
Да, у леса и его обитателей, зверей, птиц, насекомых, есть много секретов и раскроет вам эти секреты Евгений Иванович Чарушин в своих книгах.
Выставка книг Е.И.Чарушина
Предлагаю вам вспомнить, произведения Е.Чарушина. Я буду читать отрывок из его рассказа, а вы вспомните его название.
«Томка»
«Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует? Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал - не у них ли деревяшка. Нет, не нашел. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет - уговаривает не сердиться. И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял.»
«Почему Тюпу прозвали Тюпой»
«Когда он очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: "Тюп-тюп-тюп-тюп..."
Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула, - он ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: "Тюп-тюп-тюп-тюп... Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!"
- А кто такой Тюпа? Котенок.
«Лисята»
«Это были шустрые и беспокойные зверьки.
Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню - носились по всей комнате до самого утра.
Так разыграются …….., так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.»
«Лисята»
Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать…
Заглянул на шкаф - на шкафу нет.
Отодвинул комод - и там нет никого.
И под стульями нет.
И под кроватью нет.
И тут мой приятель даже испугался. Видит - охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок.
И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает.
Что за чудо такое?» «Лисята»
«Еж»
«А он лежит шариком и не шевелится.
Вот час лежал и ещё целый час.
Потом вылез из колючек чёрный ….. носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет?
Развернулся ….., увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся.»
Молодцы.
Все эти произведения о животных написал Е.И.Чарушин, а также нарисовал красочные иллюстрации.
Как вы думаете, к какому произведению нарисовал эту иллюстрацию Е.И.Чарушин? (К сказке «Теремок»).
Ну что ж, вставайте-ка кружком
Поиграем мы ладком.
Приготовьте ушки, глазки,
Начинаем нашу сказку.
За лесочком на опушке
Чья - то спряталась избушка.
Не избушке - «Теремок».
Он не низок, не высок.
Терем, терем, теремок.
Дети, которые не играют героев сказки.
«Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и пищит:
Мышка
- Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
- Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
- Кто-кто в теремочке живет?
- Кто-кто в невысоком живет?
- Кто в тереме живет?
Воспитатель. Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок, стала жить - поживать - песни распевать:
Мышка
- Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Дети, которые не играют героев сказки.
«Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю, полю лягушка бежит,
У дверей остановилась и кричит:
Лягушка:
- Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
- Кто-кто в теремочке живет?
- Кто-кто в невысоком живет?
- Кто в тереме живет?
Мышка. - Я, мышка-норушка! А ты кто?
Лягушка. - Я, лягушка-квакушка!
Мышка. - Иди ко мне жить!
Воспитатель. Прыгнула лягушка в теремок.
Стали они жить-поживать - песни распевать.
Мышка. - Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Лягушка. - Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Дети, которые не играют героев сказки.
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю зайка бежит,
У дверей остановился и кричит:
Зайка.
Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
- Кто-кто в теремочке живет?
- Кто-кто в невысоком живет?
- Кто в тереме живет?
Мышка. - Я, мышка-норушка!
Лягушка. - Я, лягушка-квакушка! А ты кто?
Заяц. - А я заяц - на горе увертыш!
Мышка и лягушка. Иди к нам жить.
Заяц. Хорошо приду.
Воспитатель. Прыгнул заяц в теремок. Стали они вместе жить-поживать - песни распевать:
Мышка. - Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Лягушка. - Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Заяц. Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
Дети, которые не играют героев сказки.
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Уж как по полю, полю лисичка бежит,
У дверей остановилась и кричит:
Лисичка.
- Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
- Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
- Кто-кто в теремочке живет?
- Кто-кто в невысоком живет?
- Кто в тереме живет?
Мышка. - Я, мышка-норушка!
Лягушка. - Я, лягушка-квакушка!
Заяц. - А я заяц - на горе увертыш! А ты кто?
Лисичка. - А я лисичка-сестричка!
Мышка, лягушка и зайчик. Иди к нам жить.
Лисичка. Иду.
Воспитатель. Забралась лисичка в теремок. Стали они вместе жить-поживать - песни распевать:
Мышка. - Пик! Пик! Пик! Пик! Пик! Пик!
Лягушка. - Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Заяц. Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
Лисичка. Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
Дети, которые не играют героев сказки.
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю серый волк бежит,
У дверей остановилась и кричит:
Волк.
- Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!
- Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!
- Кто-кто в теремочке живет?
- Кто-кто в невысоком живет?
- Кто в тереме живет?
Мышка. - Я, мышка-норушка!
Лягушка. - Я, лягушка-квакушка!
Заяц. - Я заяц - на горе увертыш!
Лисичка. - А я лисичка-сестричка! А ты кто?
Мышка, лягушка, зайчик и лисичка. Иди к нам жить.
Волк. Хорошо иду.
Воспитатель. Залез волк в теремок. Стали они вместе жить-поживать - песни распевать:
Мышка. - Пик! Пик!Пик! Пик! Пик! Пик!
Лягушка. - Ква! Ква! Ква! Ква! Ква! Ква!
Заяц. Чук! Чук! Чук! Чук! Чук! Чук!
Лисичка. Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф! Тяф!
Волк. - Уу! Уу! Уу! Уу! Уу! Уу!
Дети, которые не играют героев сказки.
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю медведь бредет,
У дверей остановился и ревет:
Медведь.
- Уф! Уф! Уф! Уф! Уф! Уф!
- Уф! Уф! Уф! Уф! Уф! Уф!
- Кто-кто в теремочке живет?
- Кто-кто в невысоком живет?
- Кто в тереме живет?
Мышка. - Я, мышка-норушка!
Лягушка. - Я, лягушка-квакушка!
Заяц. - Я заяц - на горе увертыш!
Лисичка. - Я лисичка-сестричка!
Волк. Я волк из-за кустов - из-за кустов хватыш. А ты кто?
Медведь. А я медведь - тяпышь - ляпышь - всех давиш!
Воспитатель. Как навалился Мишка на теремок, так теремок и рассыпался. А все звери разбежались. Стал медведь их ловить, да никого не поймал.
Где ему, такому косолапому!
Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец!
Какая замечательная Зеленая страна! Но нам пора возвращаться. Закроем глазки и посчитаем до пяти: Один, два, три, четыре, пять - возвращаемся назад.
- Где мы были?
- Что понравилось?
- Вы большие молодцы!