Дети нынешнего поколения зачастую отвечают на вопрос взрослого человека односложными предложениями, или вообще одним словом. Это может говорить о том, что у них не развита речь, а также - что не развито долгое дыхание. Поэтому в своей работе на музыкальных занятиях я стала использовать дыхательные упражнения из основного комплекса А.Н.Стрельниковой, взятого из «Дыхательной гимнастики Стрельниковой».
Работая музыкальным руководителем в детском саду не первый год, мной выявлена проблема чистоты интонации в работе над песенным репертуаром и распевками. Поэтому на музыкальных занятиях решила применять некоторые упражнения из методического приложения Емельянова В.В. "Развивающие голосовые игры" из книги «Развитие голоса. Координация и тренинг».
Данные методики работы теперь используются мной на музыкальных занятиях детей среднего и старшего дошкольного возраста, на музыкальных развлечениях и досугах.
Тип занятия: интегрированное.
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие: формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться.
- Познавательное развитие: закрепление знаний детей о песенных жанрах.
- Речевое развитие: расширение активного словаря дошкольников.
- Физическое развитие: развитие двигательной активности в музыкально - подвижных играх.
- Художественно-эстетическое: развитие у детей чувства прекрасного посредством воздействия музыки.
Цель: Развитие интонационных навыков в работе над распевками и песенным материалом, используя методики Емельянова В.В., Стрельниковой А.Н. Развитие творческих способностей дошкольников.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Обогащать музыкальные впечатления детей.
- Совершенствовать певческие умения и навыки: правильность звукообразования; красоту звуковедения; точность, внятность, ясность певческой дикции; правильность дыхания, точность интонирования мелодии и ритмического рисунка песни, слаженность ансамбля;
- Продолжать знакомить детей с жанрами песен в интерактивной презентации, которая способствует разностороннему и гармоничному развитию личности.
Развивающие задачи:
- развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей;
- развивать ритмическое, темповое и звуковысотное восприятие;
- овладение приёмами игры на детских музыкальных инструментах;
- продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, расширять звуковысотный диапазон.
Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом;
- воспитывать любовь к музыке.
Место проведения: музыкальный зал.
Продолжительность: 25-30 минут.
Возраст детей: 5-7 лет.
Оборудование: Музыкальный центр, ноутбук, фортепиано, мультимедийная установка, шляпа, конверт, демонстрационный материал - «музыкальные нотки», фланелеграф с нотным станом, шапочки лисы, белки, медведя, кошки, зайца, домик - теремок для игры «Теремок», платки и фуражки для исполнения частушек, ложки музыкальные деревянные (16 штук) для игры «Ритмическое эхо», мнемотаблица «Ноты в картинке», фонограммы произведений.
Предварительная работа:
- знакомство с жанрами песня, танец, марш, с некоторыми видами песен;
- разучивание мелодий распевок;
- обучение детей игре на ложках;
- разучивание частушек;
- разучивание песни «Мы маленькие нотки» (сл. О.Рахмановой, муз. Е.Цыганковой);
- разучивание мелодии и текста к игре А.Чугайкиной «Ритмическое эхо».
Ход музыкального занятия
Дети входят в зал под марш, вальс, польку, чередуя танцевальные движения, встают полукругом.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Войдя в зал, мы вспомнили 3 музыкальных жанра. Какие? (ответы детей)
Сегодня наше занятие необычное. Дело в том, что я получила сегодня посылку, в ней - шляпа и шкатулка. Давайте посмотрим, что в шляпе? (дети подходят к пианино, где находится шляпа).
Это конверт от принцессы музыкальной страны - Домисольки. Что же Домисолька хочет нам сообщить? Давайте почитаем.
Домисолька. «Здравствуйте, ребята! В моей волшебной музыкальной стране случилась беда. Злой волшебник Бемоль заколдовал все ноты и теперь в нашем королевстве перестала звучать музыка, наступила тишина. Я слышала, что вы очень умные и сообразительные дети. Помогите нашим ноткам опять запеть! Ведь мы так любим музыку! У волшебника я взяла шляпу с заданиями для вас, в надежде, что задания несложные и вы справитесь! До встречи, ребята!
Муз. рук. Ребята, что за ноты исчезли из страны музыки? Давайте вспомним, как они называются?
Дети хором отвечают: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си!»
Муз. рук.: Ну что, поможем принцессе Домисольке найти волшебные нотки? (Ответ детей)
Муз. рук: Но для начала вам нужно подкрепиться, я угощу вас невидимыми волшебными конфетами. Приготовьте свой язычок, я бросаю конфетки. Ловите!
Артикуляционное упражнение «Спрячь конфету»
Раз - я вижу конфету за правой щекой/ Дети прячут язык за правую щёку
Два - я вижу конфету за левой щекой/Дети прячут язык за левую щёку
Три - не вижу конфеты я никакой/ Дети открывают широко рот
Конфеткой угостились/ Дети облизываются
Вот и подкрепились/ Гладят животики
«Жираф»
А теперь давайте подышим.
Упражнение «Насос» (накачивание шины)
Стоим ровно, опускаем вниз голову. Согнем спину. Руки опускаем вниз, кисти расслабляем. Спина расслаблена. Делаем плавный наклон вперед, одновременно необходимо делаем короткий вдох носом.
Муз. рук. Теперь вы готовы, подходите, найдем в шляпе первое задание.
Задание № 1. Спойте песенку про Нотки. Как только справитесь с заданием, из шкатулки можно забрать 2 нотки, волшебство с них будет снято.
Муз. рук. Пройдемте к пианино, вставайте поудобнее. Чтобы спеть песенку про нотки, нам надо сделать музыкальную зарядку.
Распевка.
- «Ми-я-ми» (I,II,III,II,I) - легато
- Лё-о-о-о-о (I,III,V,III,I) - стаккато
- «По дороге Петя шел и горошину нашел, а горошина упала укатилась и пропала - Ох, ох, ох, ох, скоро вырастет горох» (по звукам гаммы)
- «Эхо»;
- «Мы перебегали берега» на дикцию с ускорением (I,II,III,IV,V,IV,III,II,I)
Исполнение песни сл. О.Рахмановой муз. Е.Цыганковой «Мы маленькие нотки»
Муз. рук. Молодцы, вы справились с заданием. (2 нотки берем из шкатулки и кладем на столик у нотного стана). Теперь заглянем в шляпу и возьмем следующее задание.
Задание 2. Угадать песни. Если правильно угадаете все мелодии, из шкатулки можно взять 1 нотку.
Муз. рук. Довольно сложное задание. Попробуете его выполнить? Тогда присаживайтесь на стульчики и смотрим на экран.
На экране 4 картинки с видами народных песен - хороводная, частушка, плясовая, колыбельная - и 3 вида авторских песен - гимн, детская, эстрадная. Муз.рук нажимает на каждую картинку, дети прослушивают аудиозапись. Затем появляется слайд со всеми картинками прослушанных песен, а внизу нотки. Нажимая на каждую нотку, дети угадывают жанр песни.
Муз. рук. Молодцы, отлично справились с заданием. Берем из шкатулки третью нотку и отнесем ее на столик.
Муз. рук. А теперь давайте возьмем следующее наше задание.
Задание 3. Спеть частушки. Волшебство будет снято с 1 нотки.
Муз. рук. Частушки - это один из видов авторских песен? Правильно, это народные песни. Мальчики встают вправо, девочки влево, давайте посоревнуемся, кто лучше споет частушки, мальчики или девочки. Но не забывайте - мы выполняем задания волшебника, и помогаем ноткам спастись от волшебства. Поэтому прошу вас постараться!
Думаю, с заданием вы справились, но все-таки чуть лучше справились девочки. Молодцы!
Муз. рук. Идем за очередным заданием.
Задание 4. Поиграть в игру «Теремок». Можно забрать одну нотку.
Все дети садятся на стульчики. Муз. рук. надевает шапки медведя, зайчика, лисички, кошки и белочки на пятерых детей. Сначала дети, по одному, сочиняя и пропевая фразу «По дорожке я иду в дом чудесный захожу», заходят в теремочек. Потом с фразой «По дорожке я иду по тропиночке уйду», выходят из теремочка.
Муз. рук. Думаю, что мы еще одну нотку расколдовали, достаем ее из сундучка. Идем к шляпе и читаем следующее задание.
Задание 5. Поиграть в игру «Ритмическое эхо». Можно забрать одну нотку.
Муз. рук. Ребята, я попрошу взять из коробки ложки и подойти на ковер. Осталось 2 нотки, постарайтесь пожалуйста!
Включается фонограмма игры А. Чугайкиной «Ритмическое эхо». Дети повторяют ритмический рисунок, играя на ложках.
Муз. рук. Кладем ложки на место и идем к шляпе, читаем последнее задание.
Задание 6. Угадайте, какие ноты спрятаны в словах и поставьте их на нотный стан.
Даны мнемотаблицы со словами домино, река, фартук, соль, сирень, шляпа.
Дети угадывают, какая нота в слове спряталась.
Муз. рук. Все ноты угадали верно, поэтому из шкатулки берем последнюю нотку и идет к нотному стану. Определяем все нотки на нотный стан. С заданием Домисольки мы справились. Нотки расколдовали и давайте поапплодируем себе за то, что старались помочь принцессе Домисольке. Вы настоящие помощники.
Муз. рук. А теперь я хочу спросить, какое задание волшебника вам показалось самым сложным?
- Какое задание самое простое?
- А какое задание вы бы повторили еще раз?
Молодцы! Я с вами сегодня прощаюсь, все молодцы, до свидания!
Результативность: Игровая обстановка способствовала желанию детей давать глубокие серьезные ответы, используя правильное музыкальное дыхание. В будущем планирую глубже внедрять в работу театрализованную деятельность в сказках, посредством оперного исполнения ролей с использованием длительного музыкального дыхания.
Используемый методический материал
- Абелян Л. "Петь приятно и удобно" (Сов. композитор, 1989 г.)
- Безушко Н.В. Практическая деятельность в работе над интонацией по воспитанию вокально-хоровых навыков дошкольников.
https://infourok.ru/metodicheskaya_razrabotka_po_teme_prakticheskaya_deyatelnost_v_rabote_nad_intonaciey_po-483264.htm - Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. M.: Издательство «Музыка»,1988.
- Емельянов В.В. "Развивающие голосовые игры"методическое приложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг», 2012.
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
- Самсонова С.Г. Система развития чистоты интонации у дошкольников
URL: https://www.maam.ru/detskijsad/sistema-razvitija-chistoty-intonaci-u-doshkolnikov.html. - Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика. Основной комплекс.
https://strelnikova.ru/osnovnoj-komplex