Проект «Экономическое воспитание дошкольников» разработан для детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: групповой.
По времени проведения: долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели, родители.
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.
Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы - дошкольным обучением и школой.
Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлении, развитию познавательного интереса - экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.
Проект по экономическому воспитанию дошкольников разработан и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет и рассчитан на два года обучения.
Проект направлен на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлении и экономического сознания.
Актуальность
Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правил их честного зарабатывания. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.
Цель: Формирование у детей навыков и умений рационального использования и интереса к материальным ценностям, формирование у детей доступных экономических понятий.
Задачи:
- Создать условия для формирования у детей доступных экономических понятий;
- Учить детей находить экономические явления в окружающей среде, в приключениях героев художественных произведений;
- Расширять экономические знания детей о том, что все, что нас окружает, является результатом труда многих людей;
- Воспитывать ценностное отношение к продуктам деятельности других людей;
- Привлечь родителей к совместной работе с детьми и воспитателями.
Ресурсы для реализации проекта:
- Изучение научно-методической литературы в рамках исследуемой темы;
- Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;
- Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
- Составление перспективного плана дидактических игр по экономике;
- Создание обогащённой развивающей среды в группах:
-
проведение бесед,
- рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуации;
совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»
- рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуации;
- Консультации для воспитателей детского сада и родителей детей.
- Проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.
Формы реализации проекта:
c детьми:
- беседа, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, проблемные ситуации, изготовление поделок для последующей продажи на ярмарке, "Ярмарка игрушек" "Аукцион"
с родителями:
- презентация проекта на родительском собрании; анкетирование родителей;
- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей дошкольном учреждении (ярмарки, праздники, конкурсы);
- создание обогащенной развивающей среды в группе: привлечение родителей к изготовлению денежной единицы «Вишенка», «банкомата» проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролезы: игр, создание игровых ситуаций;
совместные с детьми размышления на темы:
- «Что такое экономика?»,
- «Что мы знаем об экономике?»,
- «Что хотим узнать?»,
- «Как мы будем это узнавать?»
- проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений; консультации для родителей.
Участники проекта: воспитатели, дети и их родители.
Срок реализации проекта: 2 года.
Новизна проекта
Новизна исследования, на мой взгляд, в постановке самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения. Решение же этой проблемы в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности - игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме. Вот тут и встал вопрос о методах и приемах, с помощью которых легче всего было бы подать сложный экономический материал.
Основная проблема проекта: приобщение ребёнка к миру экономической действительности. Может быть направлен на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Значимость проекта в том, что он направлен на возможность широкой практики применения полученных детьми знаний.
Результаты проекта:
К концу года дети
- оперируют несложными экономическими понятиями; «товары» «услуги», «деньги», «торговля», «покупка», «потребитель»;
- знают об экономном использовании света, воды;
- определяют первоочередные нужды семьи, понимают, что порой необходимо отказаться от желания приобрести какую-то вещь;
- знают, что такое товар, как его можно приобрести;
- знают разнообразные торговые заведения и товары, которые они продают;
- знают вещи, которые выбрасывают, проходят вторичную переработку;
- знают, что мусор нужно сортировать и выбрасывать в разные контейнеры.
Материально-техническое обеспечение:
Сюжетно-ролевые игры:
- «Магазин»,
- «Овощной магазин»,
- «Банк»,
- «Кафе»,
- «Банкомат»,
- коллекция денежных купюр,
- картотека игр по экономическому воспитанию дошкольников,
- настольно-печатные игры,
- телевизор,
- фотоаппарат для съемки детей на занятиях и игровой деятельности.
Направленность: познавательное развитие.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный
- составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
- анализ проблемы;
- что уже есть и что нужно сделать;
- создание банка идей и предложений;
- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно образовательного процесса экономической направленности.
II этап. Основной ноябрь-апрель
- занятия для изучения появления денежных единиц, освоения экономической природы вещей, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда; экскурсии в банк, магазины и т.д.;
- организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т.д.;
- сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;
- использование сказок экономического содержания;
- совместная деятельность по изготовлению товара.
III этап. Заключительный
- Организация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке воспитателей и родителей, таких как: «Ярмарка», «Аукцион», «Бизнес клуб», интеллектуальные игры «КВН», «Что. где, когда?», конкурсы и викторины.
Литература
- Ефименко ЛИ. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л.И.Ефименко / Обруч. - 2001, - №4. с. 24-26.
- Изгарнива В.М. Деньги в жизни детей [Текст] II Обруч. - 1999. - №5, с. 14-16.
- Кошель П. История денег//Дошкольное образование. 2007. №6.
- Кнышова Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом [Текст] / Л.В.Кнышова. - М. Просвещение, 1996. - с. 128.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику.// Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. 2008. №11.
- Маркова Т.А. Воспитателю о детской игре [Текст]/ Т.А.Маркова. - М. Педагогика-Пресс. 1998. С. 163.
- Меньшиков. О.И. Экономика детей, большим и маленьким: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]/ О.И.Меньшиков. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - с. 127.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников дошкольного образовательного учреждения / Авт.-cост.: Л.С.Киреева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйков. - М.: АРКТИ,2003. - 96с.
- Райзберг Б Д., Лозовский П.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь. Издательства «Посмей» М.: 1999. -192 с.
- Рыжова Н.А. Играем в рекламу [Текст]./ Н.А.Рыжова // Обруч. - 1998. - №3,- c. 26-29.
- Савкусанова Л., Парфенова Т., Клюшина Н. Экономика и человек// Обруч. 1999. №1.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство-пресс», 2001. - 176с.